Формы и методы взыскания налоговой задолженности налоговыми органами
Краткое сожержание материала:
Размещено на
32
Курсовая работа
по учебной дисциплине: Налоговое администрирование
На тему
Формы и методы взыскания налоговой задолженности налоговыми органами
ВВЕДЕНИЕ
Функционирование современной экономики, реализация социально-экономических программ немыслимы без государственных затрат и обеспечивающих их прибылей.
В настоящее время главными статьями доходов в Российской Федерации, как и других стран с рыночной экономикой, являются налоги и прочие обязательные платежи (это 7/8 доходов государственного бюджета). Налоговое администрирование сегодня - это основа обеспечения поступления налоговых платежей в финансовую систему РФ.
В тех ситуациях, когда налоговая обязанность не выполняется добровольно, необходимо подключать предусмотренные законодательством РФ механизмы принудительного взыскания задолженности. И тут очень важно, чтобы:
1. эти способы и средства давали возможность эффективного взыскания своевременно не поступивших в казну налоговых платежей, пеней и штрафов
2. эти способы и средства гарантировали соблюдение также имеющихся в Конституции РФ неотъемлемых прав и свобод налогоплательщиков.
На актуальность комплексного решения обозначенной проблематики указывает тот факт, что общественные отношения, которые складываются в ходе взыскания сумм недоимок, пеней и налоговых санкций, в независимости от различий в основаниях и условиях, обладают общими правовыми и экономическими признаками.
С правовой точки зрения, взыскание - такая реализация государством предусмотренных законом мер в сфере принуждения налогоплательщика к должному выполнению возложенных на него обязанностей и мер наказания в случае допущенных правонарушениях в сфере налогообложения. С экономической позиции, взыскание - это непременно расходы для налогоплательщика и источник доходов для государственного или регионального бюджета.
Объектом исследования в курсовой работе являются отношения между налоговой службой и налогоплательщиком.
Предмет - выявление задолженности налогоплательщика и механизм взыскания задолженности налоговой службой.
Цель курсовой работы - рассмотреть особенности налоговой задолженности и проанализировать порядок взыскания задолженности налоговой службой.
Данная цель будет достигнута решением следующих задач:
1. дать понятие налоговой обязанности как института налогового права
2. охарактеризовать особенности взыскания налоговой недоимки
3. рассмотреть объем налоговых задолженностей в России.
Итак, работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
ГЛАВА 1. Налоговая обязанность как институт налогового права
налоговый право недоимка
1.1 Понятие налоговой обязанности
В теории финансов финансовую систему рассматривают, как совокупность взаимосвязанных элементов формами финансовых отношений и она отражает специальные методы реального применения финансовых рычагов в экономических процессах.
Реализация процесса управления финансовой системой страны, ее сферами и звеньями осуществляется специальными институтами и органами государственной власти и управления.
Поскольку рациональность финансовой системы обусловливается финансовыми отношениями, которые формируются в ее сферах и звеньях в процессе аккумулирования финансовых ресурсов и перераспределения ВВП, то эффективность ее функционирования в значительной степени зависит от налоговой системы, ведь эффективность деятельности последней влияет на уровень и своевременность наполненности бюджета, достаточность и полноты предоставляемых общественных благ.
Обоснование места и роли налоговой службы в финансовой системе нужно осуществлять в контексте системно-структурного подхода и рассматривать ее с позиции составляющей налоговой системы и как специальной системы органов управления в сфере мобилизации финансовых ресурсов государства, их взимания, учета и контроля.
На основании компонентно-структурного анализа сути “налоговая система”, исследователи пришли к выводу, что рассматривая его содержание с позиции системного подхода, следует отметить, что ученые в контексте включения органов налоговой службы в ее структуру подходят в узком и широком смысле, которые соответственно содержат такие положение:
Среди классиков отечественной науки сформировалась мысль, что налоговая система - это совокупность налогов, сборов, других обязательных платежей и взносов в бюджет и государственные целевые фонды, которые установлены действующим законодательством. В указанном контексте наблюдается отсутствие основного субъекта, на которого возложены основные функции организации и выполнения налоговой работы.
Итак, основная роль налоговой службы в финансовой системе государства заключается в следующем:
- обеспечение взаимоотношения государства и налогоплательщиков с целью аккумуляции фондов денежных средств, для выполнения государством возложенных на него функций;
- обеспечение организацию своевременности и полноты учета налогоплательщиков и контроль за соблюдением ими налогового законодательства.
К тому же активизация механизма управления, реализуемого через прямые и косвенные взаимоотношения между сферами финансовой системы, обеспечивается эффективностью и полнотой взимания налоговых платежей на всех уровнях бюджетной системы и проведением контроля за этим процессом.
Одной из задач органов налоговой службы, в соответствии с пп1) п.1 Налогового кодекса РФ, является обеспечение полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Согласно Кодексу в случае не выполнения налогоплательщиком в срок налогового обязательства, налоговые органы применяют следующие меры принудительного взыскания налоговой задолженности:
1) за счет денег, находящихся на банковских счетах;
2) со счетов дебиторов;
3) за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества;
4) в виде принудительного выпуска объявленных акций. [8]
Взыскание налоговой задолженности начинается с вручения налоговыми органами «Уведомления о погашении налоговой задолженности».
Действующим кодексом разъяснено понятие «врученного» налогоплательщику уведомления. Согласно Налоговому Кодексу уведомление считается врученным в следующих случаях:
1) по почте заказным письмом с уведомлением - с даты отметки налогоплательщиком (налоговым агентом) в уведомлении почтовой или иной организации связи;
2) электронным способом - по истечении 5 (пяти) рабочих дней со дня отправки уведомления органом налоговой службы. Данный способ распространяется на налогоплательщика, зарегистрированного в качестве электронного налогоплательщика. [11]
Направление уведомлений электронным способом позволит налогоплательщику в кратчайшие сроки выяснить причину образования налоговой задолженности и добровольно ее погасить.
В указанном уведомлении дается информация об обязанности уплаты налогов.
В отличие от большинства других финансовых правоотношений, администрирование налогов непосредственно связано с исполнением налоговой обязанности.
Под налоговой обязанностью понимается обязанность лица (налогоплательщика) перед государством по уплате налогов, возникающая в соответствии с налоговым законодательством, в силу которого налогоплательщик должен зарегистрироваться в налоговом органе, определять объекты налогообложения, исчислять налоги и другие обязательные платежи в бюджет, составлять налоговую отчетность, представлять ее в установленные сроки, уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет[1].
Налоговая обязанность -- конституционная публично-правовая обязанность (повинность), определенная Конституцией РФ и законодательством российского государства в интересах всех членов общества, предписывающая каждому юридическому или физическому лицу меру необходимого поведения и обеспеченная мерами государственного принуждения за ненадлежащее ее исполнение.
Эта обязанность устанавливается на основе юридических фактов, требований правовых норм и характеризуется сложной динамической структурой, отличающейся тем, что по мере накопления юридических фактов структура правоотношения развивается, преобразовывается: права и обязанности сменяют друг друга, дополняются новыми, видоизменяются и т. д. Как отмечено в ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных законодательством, и может быть возложена на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Можно согласиться с И.И. Кучеровым в том, что общую с налоговой обязанностью правовую природу проявляют, например, воинская обязанность (повинность), обязательная сдача (продажа) государству добытых из недр драгоценных металлов и камней или репатриация и продажа валютной выручки на внутреннем валютном рынке и т. д.[7].
Автоматизация взыскания штрафных санкций, пени
Полномочия налоговых органов в Республике Беларусь. Легальные способы взыскания долгов в рамках искового производства и приказном производстве. Анализ...
Взаимодействие подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции с налоговыми органами
Подготовка к проведению выездной налоговой проверки, оформление и реализация ее результатов. Порядок направления материалов в подразделение экономичес...
Ответственность налогоплательщика и защита их прав
Причины возникновения налоговых правонарушений в России. Нарушение норм налогового законодательства. Способы взыскания штрафа налоговыми органами. Инф...
Оформление результатов налоговой проверки
Законодательное регулирование системы налогов и сборов в Российской Федерации. Формы налогового контроля. Порядок оформления результатов налоговых про...
Налоговые органы
Характеристика органов управления и контроля в сфере налогообложения. Полномочия, функции и особенности взаимодействия Федеральной налоговой службы Ро...