Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Финансы

Условия предоставления финансовой помощи бюджетам в России

Тип: курсовая работа
Категория: Финансы
Скачать
Купить
Необходимость, сущность, формы и условия предоставления финансовой помощи бюджетам. Анализ распределения финансовой помощи субъектам Российской Федерации. Действующий механизм распределения финансовой помощи в России, направления и пути его развития.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Средства, передаваемые из одного бюджета в другой (как правило, из вышестоящего бюджета в нижестоящий) на определенные цели или без целевой привязки, являются в России основным источником доходов многих региональных и местных бюджетов. И Россия в этом отношении не уникальна - такую же роль трансферты играют во многих странах, как с развивающейся, переходной, так и развитой экономикой, причем не только в федеративных государствах, но и в странах с унитарным государственным устройством.

Тот факт, что сегодня три четверти регионов получают трансферты, - это в значительной степени результат нерационального распределения доходных источников, которое не соответствует дифференциации властных бюджетных полномочий. Структурный дисбаланс бюджетной обеспеченности между регионами обозначился настолько рельефно и ощутимо, что попытки сгладить его только при помощи трансфертов по существу не приносят реальных результатов.

Сложившееся на сегодняшний день положение в бюджетной сфере отражает приоритет национальной финансовой политики, направленной на необходимость совершенствования механизма оказания финансовой помощи в Российской Федерации. В этом и выражается, по моему мнению, актуальность представленной работы.

Данная курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе описываются необходимость, сущность, формы и условия предоставления финансовой помощи бюджетам. Во второй главе освещаются вопросы источников оказания финансовой помощи бюджетам (на федеральном и региональном уровнях). О предполагаемых направлениях развития источников финансовой помощи бюджетам говорится в третьей главе работы.

Целью данной работы является общий обзор источников финансовой помощи бюджетам в России, выявление основных проблем и перспектив их дальнейшего развития.

финансовая помощь бюджет

1. Необходимость, сущность, формы и условия предоставления финансовой помощи бюджетам

На карте мира не существует федераций, сопоставимых с Россией по числу административно-территориальных образований низового уровня. Обеспечить устойчивость подобной системы, тем более управлять ею, чрезвычайно сложно. Около семидесяти процентов всей территории страны из-за суровых климатических условий официально приравнено к районам Крайнего Севера. Колоссальные географические различия усугубляются социально-экономическими диспропорциями между регионами.

Экономические, географические, геополитические различия и особенности российский регионов обусловили уровень их международной активности, выбор партнеров и, наконец, степень зависимости от центра и внешних рынков. Следует учесть, что процесс «открытия» региональных экономик происходил на фоне глубокого и продолжительного спада производства, финансовой дестабилизации и утраты не только поддержки со стороны центра, но и прежних экономических связей.

В итоге практически все наиболее развитые или наиболее богатые природными ресурсами регионы на сегодняшний день в той или иной форме оказались интегрированными в глобальную экономику. Однако итог этой интеграции оказывается не всегда выгодным для центра, а в долгосрочной перспективе - и для самого региона. Парадоксально, но достаточно уязвимыми являются как раз периферийные и приграничные районы, соседствующие с развитыми и динамично развивающимися странами (Скандинавией, США, Японией, Китаем). Зачастую результатом международных связей региональных экономик является переориентация экономических связей на внешнеэкономические интересы.

Даже экономический рост российской экономики выглядит неоднозначно в региональном разрезе, поскольку свидетельствует о дальнейшем усилении межрегиональных контрастов. Это еще раз доказывает, что российская экономическая география и геополитика должны быть увязаны с моделью экономического роста, и наоборот. В противном случае процесс фрагментации российской территории продолжиться, усилится разрыв между севером и югом, западом и востоком, что неизбежно снизит стратегическую устойчивость пространства, зато усилит сепаратистские тенденции. Закрепление депрессивного состояния экономики и крайне низкого уровня и качества жизни значительной части субъектов Федерации сделает необратимым процесс превращения России в страну с периферийной экономикой, не способную эффективно участвовать как в международных экономических организациях, так и в мировом хозяйстве в целом. 15, с. 43

Именно поэтому реформирование бюджетного процесса остается одной из приоритетных задач законотворческой деятельности, проведение которого необходимо для продолжения рыночной модернизации России.

Однако дифференциация регионов по уровню бюджетной обеспеченности, их деление на доноров и нуждающихся в помощи существенно затрудняет реализацию бюджетных реформ. Перед федеральным центром встает задача обосновать политику, а самое главное - сформировать механизмы выравнивания финансовых возможностей территорий.

Программой развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года было определено, что главными задачами реформирования межбюджетных отношений является формирование и развитие объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов.

Иначе говоря, современный механизм распределения средств между бюджетами разных уровней в России посредством оказания финансовой помощи должен быть настроен на корректирование диспропорций в стоимости и потреблении государственных услуг в различных регионах страны.

А так как федеральное правительство обладает гораздо более широкими возможностями макроэкономического регулирования и получения налоговых поступлений по сравнению с нижестоящими уровнями власти, то оно может и обязано посредством оказания финансовой помощи за счет средств, аккумулированных в федеральном бюджете, устранять дисбаланс в развитии регионов.

Таким образом, целью финансовой помощи является сокращение различий (выравнивание) уровня душевых доходов территориальных бюджетов, финансового обеспечения полномочий, делегируемых для исполнения органами государственной власти субъектов Федерации и муниципальной системы управления, а также для поддержки социально значимых мероприятий и реализации целевых программ.

Что касается сущности финансовой помощи, то необходимо отметить, что в финансовой литературе при характеристике системы бюджетного регулирования наряду с понятием «финансовая помощь» используются понятия «финансовая поддержка», а также заимствованные из зарубежной экономической литературы понятия «трансферты» или «межбюджетные трансферты».

Если говорить о финансовой поддержке, то, прежде всего, необходимо остановиться на том, что общепринятые понятия «поддержка», гораздо шире, чем понятие «помощь». В частности к последнему с трудом можно отнести передачу средств из федерального бюджета в бюджеты субъектов на исполнение делегированных им с федерального уровня полномочий. И тем более в качестве помощи вряд ли может рассматриваться передача в бюджеты субъектов Российской Федерации средств на осуществление части расходов в рамках федеральных целевых программ. Однако данные программы органично вписываются в понятие «финансовая поддержка», под которым можно понимать весь объем средств передаваемой из вышестоящего бюджета нижестоящему на различных условиях (в том числе на условиях платности и возвратности). С этой точки зрения финансовую помощь можно рассматривать как один из способов оказания финансовой поддержки нижестоящим бюджетам.

Финансовую помощь можно определить как объем средств, переданных из Федерального бюджета в региональный (включая трансферты, дотации, субвенции, взаимные расчеты, непогашенные на конец года остаток бюджетных ссуд). Однако в данном случае в определении отсутствуют какие-либо конкретные указания на сущность финансовой помощи, за исключением перечня форм её указания.

В законодательстве, в частности в Бюджетном Кодексе Российской Федерации (далее БК РФ), также отсутствует четкое определение финансовой помощи. Лишь основываясь на положениях ст. 44 БК РФ, её сущность можно было бы определить следующим образом: финансовая помощь - это средства, передаваемые из бюджета одного уровня бюджетной системы бюджету другого уровня на безвозвратной и безвозмездной основе. Однако с 2005 года в соответствии с Федеральным Законом № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» ст. 44 признается утратившей силу. В то же время новая редакция БК РФ не позволяет однозначно определить финансовую помощь. Основной акцент делается на понятие «межбюджетные трансферты».

Несмотря на частое употребление понятие, понятие «трансферт» практически не разработано отечественной наукой. Большинство экспертов относят трансферты к передаточным платежам безвозмездного и безвозвратного характера, приравнивая их к дотациям.

В соответствии с БК РФ, понятие «межбюджетные трансферты» определяется как «средства одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации».

Можно отметить, что в настоящий момент отсутствует четкое понимание финансовой помощи, которое бы позволяло производить адекватный анализ финансовых потоков между бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации. 20, с. 328

Однако в общем смысле, сущность финансовой помощи бюджетам других уровней можно определить следующим образом: она должна быть направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов (муниципалитетов) и доступ граждан, вне зависимо от места их про...

Другие файлы:

Межбюджетные отношения
Взаимоотношения органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам перераспределения денежных средств между бюджетами. Межбюджетные...

Сущность и принципы построения межбюджетных отношений
Характеристика понятия, моделей и составных элементов бюджетного федерализма. Описание дотаций, субвенций и субсидий как основных форм финансовой помо...

Финансовая помощь федерального бюджета
Структура бюджетной системы России и роль федерального бюджета в ее составе. Основные виды налоговых доходов и расходов бюджета. Условия предоставлени...

Межбюджетные отношения в Российской Федерации
Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации. Формы финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов России. Анали...

Помощь на лечение
Особенности оказания организацией помощи на лечение гражданину Республики Беларусь. Основания предоставления помощи на лечение, порядок ее бухгалтерск...