Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономика

Сущность и принципы построения межбюджетных отношений

Тип: реферат
Категория: Экономика
Скачать
Купить
Характеристика понятия, моделей и составных элементов бюджетного федерализма. Описание дотаций, субвенций и субсидий как основных форм финансовой помощи территориальным бюджетам. Порядок формирования федерального фонда финансовой поддержки регионов.
Краткое сожержание материала:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Сущность и принципы построения межбюджетных отношений в России

2. Формы финансовой помощи территориальным бюджетам

3. Порядок формирования федерального фонда финансовой поддержки регионов

4. Предоставление субвенций территориям из федерального бюджета

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы субъекты Российской Федерации получают все больше полномочий, в первую очередь в сфере социальной политики, однако этот положительный процесс не сопровождается соответствующим расширением финансовых возможностей. Вследствие этого переданные в ведение региональных властей права не реализуются полностью, что в свою очередь обостряет социальную напряженность, усиливает противоречия между федеральными и региональными структурами власти, поддерживает региональный сепаратизм. В конечном счете, это опасно для федеративного государства. Поэтому упорядочение финансовой поддержки субъектов РФ и межбюджетных отношений в целом является важным условием дальнейшего углубления экономических реформ и укрепления российской государственности на основе принципов демократии и федерализма.

Таким образом, бюджетное регулирование в современной России сопряжено с расширением налогово-бюджетных полномочий региональных и местных властей и повышением ответственности за их использование при одновременном поддержании конкурентной среды, "жестких" бюджетных ограничений и возможном увеличении доли федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета.

1. Сущность и принципы построения межбюджетных отношений в России

Межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношений между органами власти и управления всех уровней по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса. Совокупность их основывается на бюджетном федерализме.

Под бюджетным федерализмом понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Конкретные воплощения концепции бюджетного федерализма опираются на определенное сочетание двух взаимодополняющих тенденций: конкуренции между региональными органами власти на рынке социальных услуг и выравнивания условий этой конкуренции и обеспечения на всей территории страны общенациональных минимальных стандартов. Модель бюджетного федерализма включает 3 составляющие [3, c. 54]:

- полномочия по расходам уровней власти разграничены;

- наделение уровней власти достаточными фискальными ресурсами для осуществления полномочий;

- территориальные дисбалансы сглаживаются бюджетными трансфертами, обеспечивающими стандарт государственных услуг.

В мировой практике используются два типа моделей бюджетного федерализма.

1 Децентрализованная. Характеризуется: финансовой независимостью и самостоятельностью региональных властей; полномочия по налогам разделяются так, федеральный бюджет формируется за счет налогов на прибыль и доходы физических лиц, акцизов и таможенных пошлин; субнациональные бюджеты- налоги на товары и услуги, имущество и землю; дисбалансы сглаживаются путем предоставления целевых трансфертов нуждающимся категориям населения. В чистом виде данная модель используется в США, Канаде, Австралии, Великобритании и др. странах.

2 Кооперативная. Характеризуется: более широким участием региональных властей в перераспределении национального дохода и макроэкономической стабилизации; большой ролью регионов в распределении налоговых доходов; активным горизонтальным бюджетным выравниванием, в основном, за счет общих трансфертов. Такую модель используют Скандинавские страны, Франция, Греция Испания и др. страны Европы.

В РФ применяется прагматическая модель межбюджетных отношений кооперативного типа.

Межбюджетные отношения базируются на следующих принципах:

1 распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы;

2 разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы;

3 равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;

4 выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований;

5 равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Центральное место в процессе выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ занимает Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития аккумулирует средства для финансирования федеральных и региональных программ, программ и проектов отраслевого финансирования и других капиталовложений. Фонд развития региональных финансов создан для финансового оздоровления бюджетов субъектов РФ, содействия реформированию бюджетной сферы, стимулирования экономических реформ. Фонд компенсаций и Фонд со финансирования социальных расходов поддерживают федеральные и региональные социальные программы и федеральные мандаты. Фонды консолидированы с бюджетом и формируются за счет его доходов [7, c. 43].

2. Формы финансовой помощи территориальным бюджетам

Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляется в форме: дотаций или субвенций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности; субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов.

Рис. 1. Формы финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ

Экономическая сущность и необходимость предоставления дотаций на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов заключается в том, что с одной стороны, на оказание финансовой помощи субъектам Федерации для решения тех задач, на которые дотации выделяются.

Но с другой стороны, результатом существования дотаций на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов, причем во все возрастающих объемах, является существенное снижение "прозрачности" и предсказуемости межбюджетных отношений [7, c. 34].

Дотации на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов во многом дублируют дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов (из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ - ФФПР), что, во-первых, само по себе делает систему финансовой помощи регионам неоправданно запутанной. Во-вторых, необходимость дотаций на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов ставит под сомнение разумность методики распределения дотаций ФФПР. Если необходимо дополнительными дотациями корректировать расчеты в рамках ФФПР, то лучше изменить непосредственно методику распределения дотаций ФФПР.

Структура дотаций на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов определяется каждый год по-новому, причем по далеко не всегда очевидным мотивам. Более того, распределение дотаций на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов утверждается всего лишь распоряжениями Правительства РФ - в отличие от большинства других видов финансовой помощи, распределение которых по субъектам Федерации прописывается в ежегодных законах о федеральном бюджете. Появилось уже 5 распоряжений Правительства РФ о выделении регионам дотаций на обеспечение сбалансированности, причем в 4 из них регионам было предложено направить дополнительно получаемые средства на обеспечение равной доступности транспортных услуг на территории соответствующего субъекта Федерации для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (вообще сам по себе факт принятия решений о выделении дотаций с предложением направить средства на конкретные цели является странным, поскольку дотации являются нецелевой финансовой помощью).

Выше были названы проблемы межбюджетных отношений, относящиеся только к дотациям на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов. К системе межбюджетных отношений в целом есть и гораздо более весомые претензии, основной из которых является отсутствие стимулов для экономического развития ни у благополучных, ни у проблемных регионов.

В мировой практике существуют два основных способа межбюджетного выравнивания -- это, во-первых, выравнивание региональных бюджетных доходов и, во-вторых, выделение финансовой помощи для покрытия разницы между прогнозным объемом доходов и нормативным объемом расходов. Часто первый способ называют доходным, а второй -- расходно-доходным выравниванием.

Доходное выравнивание традиционно считается самым простым и наиболее прозрачным методом распределения средств федеральной финансовой помощи регионам. Он подразумевает предоставление ресурсов только в зависимости от дифференциации по регионам среднедушевых налоговых доходов (или всех среднедушевых доходов). Такое доходное выравнивание может базироваться на учете отклонения скорректированных отчетных или прогнозных доходов субъекта Федерации от некоторого уровня, например, среднего по Российской Федерации. Альтернативным методом выравнивания может служить перераспределение ресурсов, основывающееся на оценке имеющейся налоговой базы (налогового потенциала), например, на оценке валового регионального продукта, или показателе доходов в регионе, опираю...

Другие файлы:

Совершенствование межбюджетных отношений
Понятие межбюджетных отношений и их роль в социально-экономических процессах страны. Цели и задачи организации системы межбюджетных отношений, предпос...

Система межбюджетных отношений в России
Сущность и принципы межбюджетных отношений. Социально-экономические аспекты межбюджетных отношений в процессе их исторического развития в России. Меха...

Сущность и принципы построения межбюджетных отношений в России

Система межбюджетных отношений
Основы организации межбюджетных отношений в федеративном государстве. Нормативное регулирование межбюджетных отношений в Российской Федерации. Исследо...

Федеральный бюджет и его роль в регулировании доходов нижестоящих бюджетов
Сущность межбюджетных отношений, их модели и принципы построения. Значение федерального бюджета в регулировании доходов нижестоящих бюджетов. Характер...