Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Финансы

Работа налоговых органов по проверке деклараций по налогу на доходы физических лиц

Тип: реферат
Категория: Финансы
Скачать
Купить
Правила и порядок проведения налогового контроля, его нормативно-законодательное обеспечение и ответственные органы. Основания для проведения встречной налоговой проверки, использование полученных материалов как доказательства о налоговом правонарушении.
Краткое сожержание материала:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

"РАБОТА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ПРОВЕРКЕ ДЕКЛАРАЦИЙ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Тихорецк 2009

Налоговый кодекс предоставляет налоговым органам право помимо налоговых проверок проводить дополнительные мероприятия налогового контроля. Контроль за соблюдением налогоплательщиками и иными обязанными лицами налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, возложен на налоговые органы.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ (п. 1 ст. 82 НК РФ).

В настоящее время действует целый ряд документов, регламентирующих порядок обмена информацией между налоговыми и иными государственными органами РФ, и в их числе:

- Порядок обмена информацией между МНС России и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству, а также их территориальными органами (утвержден совместным Приказом МНС России и ФСФО от 22.10.1999 №АП-3-09/335/118);

- Соглашение по информационному взаимодействию между МНС России и Пенсионным фондом РФ от 02.12.2003 №БГ-16-05/189/МЗ-08-3/2-С;

- Приказ МВД России и МНС России от 22.01.2004 №76/АС_3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».

Встречные налоговые проверки (п. 2 ст. 87 НК РФ)

Согласно ст. 87 НК РФ, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора).

В данный момент Налоговый кодекс никак не ограничивает ни сроки проведения встречной проверки, ни налоговые периоды, за которые она проводится. Также отсутствуют ограничения и по количеству повторных встречных проверок.

Решение о проведении встречной налоговой проверки выносится по результатам рассмотрения материалов выездной или камеральной налоговой проверки. Встречная проверка может осуществляться налоговым органом вне зависимости от местонахождения контрагентов налогоплательщика и не предусматривает присутствия проверяющих на территории этих лиц.

При проведении встречной налоговой проверки налоговый орган запрашивает и исследует документы организаций (индивидуальных предпринимателей и физических лиц), выступающих контрагентами проверяемого налогоплательщика. Как правило, подобные запросы налоговый орган направляет только в том случае, когда у него есть сомнения в полноте оприходования выручки или товаров, полученных по сделке, или же есть сомнения в экономической целесообразности сделки.

Кроме того, для налоговиков основанием для назначения встречной проверки могут послужить неправильно оформленные документы поставщика на реализованный налогоплательщику товар (работы, услуги). Это касается документов, в которых есть исправления, подчистки, нечеткие (нечитаемые) подписи и печати. Отсутствие письменного договора с контрагентом также может явиться основанием для проведения встречной проверки.

Налоговые органы в ходе встречной проверки вправе истребовать документы, непосредственно касающиеся деятельности не только проверяемого налогоплательщика, но и иных лиц, имеющих отношение к предмету соответствующей налоговой проверки, с целью последующего сопоставления этих документов с данными, отраженными в документах самого проверяемого налогоплательщика (Постановление ФАС Московского округа от 13.09.2004 №КА-А40/8059-04).

При встречной проверке налоговые органы имеют право истребовать документы, касающиеся деятельности как самой проверяемой организации, так и других организаций, имеющих отношение к существу налоговой проверки.

Если в ходе встречной проверки выявляются факты неотражения (неправильного отражения) в учете налогоплательщика финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование налоговой базы, то материалы встречной проверки прилагаются к акту камеральной или выездной налоговой проверки налогоплательщика и используются в качестве доказательства по делу о налоговом правонарушении в отношении проверяемого налогоплательщика (см. п. 3 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 №71), Постановление ФАС Московского округа от 19.11.2002 №КА-А41/7598-02 и др.).

Следует знать, что материалы, полученные в ходе встречной проверки, используются в качестве доказательства по делу о налоговом правонарушении только в отношении проверяемого налогоплательщика. Контрагенту же, в отношении которого проводилась встречная проверка, по итогам встречной проверки никакие санкции не грозят (при условии, конечно, что он представил налоговому органу все истребованные у него документы). Но в то же время обнаруженные несоответствия в данных налогоплательщика и его контрагента могут послужить основанием для проведения в отношении последнего отдельных контрольных мероприятий (выездная проверка и т.д.). Все материалы, полученные при встречной проверке, используются только в отношении непосредственно проверяемого налогоплательщика. Его контрагенту никакие санкции не грозят при условии, что он представил налоговому органу все необходимые документы.

Если лицо (контрагент), в отношении которого проводится встречная проверка, не представит налоговому органу необходимые тому сведения (документы), то ему будет грозить ответственность по ст. 126 НК РФ.

Необходимо знать особенности применения ст. 126 НК РФ. Так, представление всего объема истребуемых в порядке проведения встречной проверки документов в срок более поздний, чем тот, который установлен в требовании о представлении документов, не образует состава налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 126 НК РФ (Постановление ФАС Уральского округа от 28.02.2005 №Ф09-458/05_АК). Также следует знать, что индивидуальный предприниматель не является субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 2 ст. 126 НК РФ, так как привлечь к ответственности по этой статье можно только организацию (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.04.2004 №А26-7336/03-214).

Опрос свидетелей (ст. 90 НК РФ)

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Не могут привлекаться в качестве свидетеля:

1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;

2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц (например, адвокат или аудитор).

Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (п. 3 ст. 90 НК РФ).

В данном случае подразумевается конституционное право граждан не свидетельствовать против самого себя, а также близких родственников - супругов, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушки, бабушки и внуков (ст. 51 Конституции РФ, ст. 5 УПК РФ). Если же таких оснований нет, то отказ свидетеля дать показания является неправомерным и влечет наложение штрафа в соответствии со ст. 128 НК РФ.

Показания свидетеля должны быть оформлены протоколом в установленном порядке (ст. 99 НК РФ). Любые иные письменные формы объяснений свидетелей судами в качестве доказательств не рассматриваются (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 17.07.2001 №А65-1090/2001_СА1-34).

Перед получением показаний должностное лицо налогового органа обязано предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний и сделать об этом отметку в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля. Если этого сделано не будет, то такие свидетельские показания суд не примет (Постановление ФАС Западно-Сибирского круга от 10.07.2003 №Ф04/4530-627/А75-2003).

Истребование документов (ст. 93 НК РФ)

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. В соответствии с положениями ст. 93 НК РФ налогоплател...

Другие файлы:

Применение налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц в России
Возможные пути совершенствования применения налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц на территории Российской Федерации. Оценка возможност...

Особенности налога на доходы физических лиц в России
Понятие и сущность налогоплательщиков. Общая характеристика основных видов объектов налогообложения по налогу на доходы физических лиц, а также принци...

Налоговый учет и отчетность по налогу на доходы физических лиц
Налог на доходы физических лиц как один из главных федеральных налогов. Законодательная база по налогу на доходы физических лиц. Налоговый учёт и отчё...

Учет и анализ расчетов по налогу на доходы физических лиц на примере ООО "Сфера"
Исследование порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в Российской Федерации. Изучение теоретических основ учета расчётов по налогу...

Учет, контроль и анализ расчетов по налогу на доходы физических лиц
Экономическое содержание и правовое регулирование налога на доходы физических лиц. Организация учета и контроля расчетов по налогу на доходы физически...