Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Финансы

Принципы и методы регулирования тарифов на электроэнергию

Тип: курсовая работа
Категория: Финансы
Скачать
Купить
Органы, осуществляющие регулирование тарифов, их функции и задачи. Методы тарифного регулирования в современной электроэнергетике. Взаимосвязь между ценой и удельными затратами при использовании метода PCR. Гибридное регулирование верхнего предела цен.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ НА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ И УСЛУГИ

1.1 Органы осуществляющие регулирование тарифов

1.2 Основные функции и задачи регулирующих органов

2. МЕТОДЫ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

2.1 Принципы и методы тарифного регулирования

2.2 Регулирование на основе экономически обоснованных затрат

2.3 Стимулирующее регулирование

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Для успешного развития, повышения эффективности и улучшения всех аспектов деятельности энергетических предприятий наиболее действенным способом является проведение грамотной политики в области регулирования тарифов в энергетике.

Вопросы ценовой тактики весьма актуальны в настоящее время, так как в тяжелых условиях хозяйствования последствия корректировки цен и тарифов болезненны для больших экономических систем и экономики страны в целом.

Одной из задач восстановления экономики является задача формирования доступных для потребителя конечных цен. Энергетические тарифы являются важнейшей составляющей полной цены конечного продукта, которая формируется как интегральный результат каждого последующего учета цен всех элементов предыдущих этапов. Естественно, что в этих условиях тарифы не должны быть предметом торга между монополистом и контролирующей его структурой, а должны определяться на основе четких проверяемых показателей с учетом интересов потребителей, особенно в сфере энергетической системы.

Реструктуризация электроэнергетики и переход к конкурентному рынку электроэнергии требуют изменения подходов к государственному регулированию, но не ведут к полному отказу от регулирования. Остается неизменной и основная цель государственного регулирования - обеспечение надежного электроснабжения потребителей с минимально возможными затратами.

Однако изменяются сфера (что регулируется), применяемые методы (как регулируется), а также функции регулирующих органов.

В рамках экономического регулирования электроэнергетики обеспечивается энергетическая безопасность страны, определяется эффективный уровень тарифов на товары (услуги), производимые электроэнергетическими компаниями, подлежащими регулированию, устанавливаются минимально допустимые стандарты качества обслуживания потребителей, осуществляется контроль за соблюдением принятых тарифных решений и стандартов качества, регулируются вход и выход из бизнеса отдельных компаний, обеспечивается недискриминационный доступ к услугам инфраструктурных организаций.

1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВНА ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ И ТЕПЛОВУЮ ЭНЕРГИЮ И УСЛУГИ

1.1 Органы осуществляющие регулирование тарифов

В самом общем виде под «государственным регулированием» понимают определение государством основных условий функционирования предприятий и организаций, а также механизмов контроля исполнения заданных государством условий. Государство использует прямые и косвенные механизмы регулирования. К первым относятся: установление прямых ограничений и заданий по отдельным видам деятельности, выделение бюджетных средств, для решения конкретных задач и другие; ко вторым - тарифное и техническое регулирование, система налогообложения, и др.

К сфере государственного регулирования могут относиться: регулирование экономических, технологических и экологических аспектов деятельности компаний; вопросы социально-трудовых отношений и охраны труда. В данной работе основное внимание уделено экономическому регулированию, определяющему базовые условия функционирования электроэнергетических компаний и, в конечном итоге, их финансовые возможности для выполнения других регулятивных требований.

Система государственного регулирования российской электроэнергетики относительно молода. Она начала формироваться в 90-е годы прошлого века в ходе структурных изменений в электроэнергетике страны и рыночных реформ, начавшихся в 1992 г. Законодательством РФ определен состав функций государственного регулирования электроэнергетики и их распределение между отдельными органами государственной власти.

Правительство Российской Федерации утверждает правила оптового и розничных рынков энергии и мощности и основные положения функционирования этих рынков, примерные договоры, регулирующие отношения между субъектами рынков, правила заключения и исполнения этих договоров, основы и правила государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, определяет границы ценовых зон оптового рынка, устанавливает правила ведения обязательного раздельного учета по видам деятельности в электроэнергетике.

Министерство энергетики Российской Федерации осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правового регулирования в отношении электроэнергетики, а также в области технического регулирования и стандартизации, осуществляет правоприменительные функции в области производства и использования топливно-энергетических ресурсов, координацию деятельности организаций по разработке прогнозов развития электро- и теплоэнергетики, энергетики, основанной на использовании возобновляемых источников энергии.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии организует экспертизы и подготовку заключений по проектам федеральных целевых программ, а также межотраслевых и межгосударственных научно-технических и инновационных программ, проведение испытаний и поверки средств измерений.

Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере тарифов субъектов естественных монополий в электроэнергетике, управления федеральным имуществом, несостоятельности (банкротства) акционерных обществ в электроэнергетике, управления государственным материальным резервом, кадастра объектов недвижимости.

Федеральная служба по тарифам осуществляет правовое регулирование (установление и контроль применения) в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и сопутствующие им услуги на оптовом и розничном рынке.

Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о конкуренции на оптовом и розничных рынках электроэнергии и законодательства об естественных монополиях.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет принятие нормативно- правовых актов по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, безопасности электрических и тепловых установок и сетей, гидротехнических сооружений на объектах энергетики.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за деятельности гарантирующих поставщиков, установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии в рамках предельных уровней, заданных федеральным исполнительным органом, тарифов (цен) на теплоэнергию для котельных и, в рамках предельных уровней, заданных федеральным исполнительным органом при комбинированной выработки электро- и теплоэнергии, согласование использования водных ресурсов гидростанций, размещение объектов электроэнергетике на территории соответствующих субъектов РФ, контроль за применением регулируемых цен (тарифов) на электро- и теплоэнергию.

1.2 Основные функции и задачи регулирующих органов

Основные функции регулирующих органов:

стимулирование инвестиций, разработка и реализация регулятивной политики в области надежности электроэнергетики в текущий период и на перспективу;

регулирование тарифов и цен (с изменениями, рассмотренными ниже);

содействие развитию рынка электроэнергии и сопряженных рынков, мониторинг их функционирования;

поддержка конкуренции, в том числе посредством антимонопольного регулирования;

контроль за деятельностью естественных монополий, включая обеспечение недискриминационного доступа к их инфраструктуре и услугам, а также контроль за качеством этих услуг;

лицензирование деятельности отдельных субъектов отрасли.

Целью регулирования является установление разумного, оправданного для развития экономики страны уровня цен (тарифов) на услуги естественных монополий.

Это является мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим влиять на хозяйственную деятельность различных отраслей и сглаживать сезонные колебания экономики.

Основными задачами государственного регулирования цен на естественно-монопольные услуги отрасли являются:

- обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и инвесторов);

- определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного (в целевом состоянии - равномерного) распределения тарифной нагрузки на различные типы потребителей;

- стимулирование предприятий - субъектов естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, ликвидации малоиспользуемых и малоэффективных пр...

Другие файлы:

Правовое регулирование ценообразования в Республике Беларусь: общие положения
Понятие тарифов, ценообразования, их виды и принципы правового регулирования. Способы государственного регулирования цен и тарифов. Порядок установлен...

Разработка технологии обоснования предельных уровней тарифа на товар (услугу) предприятия естественной монополии
Реформирование электроэнергетики в России привело к образованию такого специфического товара как электроэнергия. Электроэнергия не обладает таким осно...

Образование тарифов на электроэнергию в РФ

Государственное регулирование тарифов на тепловую и электрическую энергию и его использование для целей энергосбережения
Экономические отношения между производителями и потребителями энергии. Общие принципы регулирования тарифов и надбавок. Условия, благоприятствующие по...

Расчет тарифов на электроэнергию для различных групп потребителей в случае выхода крупных потребителей на оптовый рынок
Федеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждениеВысшего профессионального образования"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛ...