Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Финансы

Налоговая система как инструмент государственной экономической и социальной политики

Тип: курсовая работа
Категория: Финансы
Скачать
Купить
Характеристика бюджетной системы государства. Имущественная ответственности налогоплательщика: взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода; уплата штрафа за отсутствие учета объекта обложения; пеня за каждый день задержки перечисления пошлины.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги -- основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

Вопросы налогообложения достаточно актуальны в настоящее время, так как посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом Конституционного права. Посредством налогообложения изымаются финансовые средства предприятий и граждан в бюджет государства и регулируются условия производства и реализации товаров и услуг. Размер налоговых ставок, порядок уплаты налогов, существующие льготы и скидки по налогам создают дифференцированные условия для капиталовложений, приобретения недвижимости, инвестиций в основные производственные фонды, покупки ценных бумаг и других операций. Вся совокупность законов и правил, регламентирующих уплату налогов в данной отрасли, сфере хозяйства или регионе создают своеобразный "налоговый климат", который необходимо принимать во внимание при выборе сферы бизнеса и его текущей реализации.

Цель написания работы - налоговая система как инструмент государственной экономической и социальной политики.

Для достижения выбранной цели были поставлены и решались следующие задачи:

- рассмотреть налоги и сборы, их сущность и состав, виды налогов и сборов, уплачиваемых субъектами хозяйствования;

- изучить функции и принципы налогообложения;

- изучить налоговую систему и налоговое регулирование страны.

- изучить законодательную базу налогообложения.

1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА

1.1 Функции и принципы налогообложения

Налогообложение - это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.

Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю по мере развития товарно-денежных отношений.

Функция - представляет собой внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

В современных условиях налоги выполняют основные и дополнительные функции.

К основным функциям относят:

а) фискальную - отражает причины возникновения налогов, с её помощью реализуется качественная определённость налогов, их общественное назначение как источника средств. Данная функция является главной функцией налогов и призвана способствовать огосударствлению части национального дохода и созданию материальных основ функционирования государства; [13, с. 6-7].

б)социальную - поддержание социального равновесия путём уменьшения неравенства в реальных доходах отдельных групп населения;

в)регулирующую - избирательное изменение налоговых ставок, позволяющее целенаправленно воздействовать на темпы экономического роста, структурную перестройку общественного производства, накопление денежного капитала, инфляцию, движение инвестиций, занятость, формирование совокупного платежеспособного спроса. Данная функция имеет 3 составляющих:

1)стимулирующую - снижение налоговых ставок, введение льгот, способствующих созданию предпосылок для повышения деловой активности (увеличение необходимых объемов производства, его обновление, увеличение инвестиций, накоплений,), поощрения отдельных видов предпринимательства, привлечения и перемещения иностранных инвестиций;

2)сдерживающую - целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства путём увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов;

3) воспроизводственную- которая предназначена для концентрации средств на восстановление используемых ресурсов.

К дополнительным функциям относят:

а)перераспределительную - процессы перераспределения части совокупного общественного продукта главным образом чистого дохода и направления одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, а другой - в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства;

б)контрольную -своевременное отслеживание государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и конечном счёте определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, выражающуюся в принудительном изъятии определённой части доходов у предприятий и населения, имеющих объекты налогообложения. Каждая функция отражает определённую сторону налоговых и финансовых отношений.

Каждый налог содержит следующие элементы:

- субъект налога, или налогоплательщик, -- физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;

- объект налога -- предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары); часто название налога вытекает из его объекта, например земельный налог, подоходный налог и т.д.;

- источник налога -- доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого выплачивается налог; по некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают;

- единица обложения -- единица измерения объекта (по подоходному налогу -- денежная единица страны, по земельному налогу -- гектар, акр);

- налоговая ставка представляет собой величину налога на единицу обложения;

- налоговый оклад -- сумма налога, выплачиваемая субъектом с одного объекта;

- налоговые льготы -- полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум -- наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

В системе налогообложения должны быть заложены определённые принципы, следуя которым можно добиться воздействия на общественное воспроизводство, его динамику, структуру, состояние научно-технического прогресса.

Принципы налогообложения - это базовые категории, по которым формируется налоговая система в конкретных условиях экономики страны.

Четыре основополагающих принципа налогообложения были сформулированы английским экономистом А. Смитом:

1) подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу;

2) налог, который обязуется выплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определён;

3) вид налога, срок уплаты и способ платежа должны быть удобны плательщику;

4) каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал из кармана народа и удерживал возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

К основные принципам налогообложения относят:

а) принцип легитимности - законодательно утвержденный размер налогов и порядок их взимания;

б) принцип единства - этот принцип предполагает выработку единой стратегии налогообложения, унификацию национальных подходов к организации налоговых отношений, их соответствие требованиям, широко применяемым в зарубежных странах;

в) принцип равномерности и справедливости - обложение налогом должно быть достаточно жёстким для обеспеченных лиц и щадящим для социально слабо защищённых слоёв населения;

г) принцип определённости - означает, что сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику;

д) принцип удобства - предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика;

е) принцип эффективности - налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений;

ж) принцип всеобщности- охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно-правовой ф...

Другие файлы:

Налоговая система и налоговая политика: проблемы эффективности и социальной справедливости
Сущность налогообложения и налоговой системы. Основные инструменты и направления налоговой политики. Взаимосвязь налоговой политики и проблем эффектив...

Управление системой образования субъекта РФ
Образование, как один из важнейших ориентиров государственной политики в социальной и экономической сфере. Структура и система образования в РФ. Принц...

Бюджетно-налоговая политика в России и инструменты ее реализации
Бюджетно-налоговая политика: понятие, цели, инструменты. Налоговая система как элемент бюджетно-налоговой политики в Российской Федерации. Принципы фо...

Целевые бюджетные и внебюджетные фонды
Федеральные целевые программы как эффективный инструмент реализации государственной экономической и социальной политики, особенно при решении долгосро...

Налоговая политика РФ на современном этапе
Органы государственной власти, осуществляющие реализацию налоговой политики. Нормативно-правовые акты, определяющие основные направления налоговой пол...