Управление системой образования субъекта РФ
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
Введение
Глава 1. Система образования РФ
1.1 Понятие, структура и система образования в РФ
1.2 Управление системой образования
Глава 2. Проблемы образования в РФ
2.1 Понятие и принципы государственной политики в области образования
2.2 Пути решения проблемы в системе образования РФ
Заключение
Список литературы
Введение
Выбранная мною тема курсовой работы по дисциплине "Основы государственного и муниципального управления" под названием Управление системой образования субъекта РФ в данном случае субъекта Самарской области, в котором я проживаю, очень актуальная и очень проблематичная.
Образование - один из важнейших ориентиров государственной политики в социальной и экономической сферах. Образование является предметом постоянного внимания со стороны государства, всех социально-политических сил общества вследствие того особого значения, которое оно имеет для духовного и социально-экономического развития общества, укрепления российской государственности.
Образование на современном этапе - инструмент системных преобразований, направленных на решение проблем эффективного развития российского государства в ближайшей и долгосрочной перспективе. Особая роль образования как мощного фактора в механизме обеспечения экономической, политической, социальной безопасности государства воспринята многими странами.
Весьма существенное место в национальном прогрессе принадлежит системе образования, элементы которой должны определять основные векторы качественных показателей движения в русле общемировых стандартов. Роль образования как своеобразного локомотива детерминирует изменения в экономике, выполняя тем самым и стратегическую функцию образования.
Образованию посвящен один из национальных проектов, призванный кардинально улучшить качество жизни в Российской Федерации, реализации которого государственная власть уделяет столь пристальное внимание.
В современном государстве, провозгласившем себя на конституционном уровне государством правовым и социальным, образование должно иметь основательную законодательную базу.
Тенденции экономического роста и активного включения России в динамичные глобальные процессы требуют резкого повышения ее конкурентоспособности на мировой арене, роста культуры производства и потребления. Это, в свою очередь, выдвигает задачу подъема качества и эффективности образования на новый уровень, соответствующий масштабу стоящих проблем.
Образование на современном этапе определяется как "возможность прорыва в экономику знаний".
Между тем к формированию "новой экономики" XXI в. относят целесообразную вовлеченность государства и бизнеса в процесс ее развития на основе национальных знаний. Российские условия развития образования, безусловно, должны обеспечить новый уровень знаний, увеличение роли человеческого капитала, "готовить специалистов для профессиональной деятельности в глобальном мире и управления глобальными процессами".
Образование неизменно остается одним из важнейших ориентиров государственной политики в социальной и экономической сферах. Вопросам развития образования особое внимание уделяет не только государство, но и практически все социально-политические силы общества. И объясняется это тем значением, которое образование имеет для духовного и социально-экономического развития общества, укрепления российской государственности.
Сегодня тема образования выдвигается на передний план и становится одной из самых важных обязательств и действий государства. Образование должно быть фактором развития экономики, т.е. ключом для решения многих проблем, начиная от мелких бытовых до подъема экономики в целом.
Все вышеизложенное говорит об актуальности избранной темы курсового проекта.
Объектом исследования является система образования в РФ.
Предметом исследования является важные проблемы сегодняшней системы образования в нашей стране.
Целью исследования является рассмотреть актуальнейшие проблемы системы образования на разных уровнях.
Для достижения этой цели автором решаются следующие задачи:
- определить понятие и принципы государственной политики в области образования;
- исследовать правовые основы государственной политики;
- дать понятие "система образования в РФ" и рассмотреть ее структуру.
Глава 1. Система образования РФ
1.1 Понятие, структура и система образования в РФ
К сожалению, в современном мире большинство людей не достигают возможного уровня развития, и от этого очень много теряют сам человек, другие люди, государство, общество.
Право на образование - основное и естественное право человека - имеет целью удовлетворение потребности человека в информации и непосредственно в обучении и воспитании. Потребность в информации и образовании стоит на одном уровне с первичными потребностями человека: физиологическими, в обеспечении безопасности и защищенности.
Легальное определение образования приводится в преамбуле Закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" [1], где под ним понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Из приведенного определения следует, что образование характеризуется наличием двух компонентов (процессов) - воспитания и обучения, а также подтверждением достижения соответствующего образовательного ценза обучающимся.
Можно отметить, что образование должно представлять собой единство процессов обучения, воспитания и результата.
Более расширенное понятие образования содержится в проекте Концепции модельного Образовательного кодекса для государств - участников СНГ [2].
В нем под образованием понимается процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, ориентированный на сохранение, совершенствование и передачу знаний, трансляцию культуры новым поколениям в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, постоянного совершенствования нравственного, интеллектуального, эстетического и физического состояния общества.
Под образованием понимается "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства".
Образование в России - система. В ст. 8 Закона "Об образовании" указано, что образование в Российской Федерации представляет собой систему. Любая система - это форма организации определенного количества элементов, "нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей"[3].
Система (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. В современной науке исследование систем разного рода проводится в рамках системного подхода, общей теории систем, различных специальных теорий систем [4].
Положение Закона о системности российского образования является одним из ключевых. Только во взаимосвязи и согласованности всех звеньев этой системы возможно избавиться от ненужного дублирования, "разрывов" и нестыковок между различными ступенями и образовательными программами образовательной системы России и, в конечном итоге, сделать образовательную услугу качественной, а процесс ее предоставления населению - эффективным.
В этой связи справедливо замечание В.Б. Новичкова о том, что законодатель опрометчиво не включил в "совокупность взаимодействующих элементов" системы образования физических лиц, ведь именно человек, а не общество, не государство, является первопричиной, отправной точкой, центральным звеном всей системы образования, в отсутствие которого не мыслится сама система[5]. Гуманистическая направленность всей правовой системы современной России, очевидно, в ближайшем будущем приведет к включению человека в образовательную систему в качестве самостоятельной подсистемы. Введение этой четвертой подсистемы позволит более точно определить права, обязанности и ответственность всех сторон, участвующих в образовательных правоотношениях.
Так или иначе, в настоящее время российская система образования включает в себя три подсистемы (или три элемента системы):
- Содержательная подсистема. В это понятие традиционно включают государственные образовательные стандарты и образовательные программы, поскольку именно данные элементы представляют содержательную сторону образования в той или иной стране. Наличие детально проработанных и четких стандартов во всех сегментах образовательной системы, как правило, говорит о высокой системности образования в целом в данной стране. По этому показателю Россия находится далеко не на первом месте.
- Функциональная подсистема. В данную подсистему российского образования входят образовательные учреждения, реализующие образовательные программы и государственные образовательные стандарты, вне зависимости от формы собственности, типа...
Современные особенности управления системой образования на примере Челябинской области
Сущность и структура системы образования. Основные понятия и положения организации и управления системой образования. Основные проблемы дошкольного об...
Управление системой образования
Деятельность органов власти и негосударственных организаций, направленная на повышение эффективности образования и ее регулирование нормами конституци...
Анализ управления системой образования в регионе
Проблемы управления системой образования в регионе. Функционирование региональных моделей управления системой образования в новых социально-экономичес...
Пути улучшения управления системой образования
Сущность системы образования. Структура управления системой образования в Российской Федерации и на региональном уровне. Структура управления системой...
Управление системой образования на региональном и муниципальном уровнях
Сущность и структура системы образования. Организация и осуществление управленческой деятельности в системе образования. Концепция отраслевой целевой...