Маркетинговые подходы к ценообразованию на медицинские услуги
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСАМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТКАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМКВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАНа тему: «Маркетинговые подходы к ценообразованию на медицинские услуги».ДипломникТелятникова Ольга ВладимировнаНаучный руководительМитронин Виктор КузьмичРецензент Белолипцева Алевтина АнатольевнаДопустить к защите ГЭКНаучный руководитель « » 199 г.САМАРА 1999СОДЕРЖАНИЕ.Введение. __________________________________________________4Глава I. Особенности маркетинга в медицине.____________________ 8Необходимость маркетинга в медицине. _______________8 Определение понятия медицинской услуги.____________18Глава II. Ценообразование на медицинские услуги в системе маркетинга._________________________________________________242.1 Общая характеристика Российского рынка медицинских услуг.______________________________________________________242.2 Стратегия ценообразования.___________________________272.3 Схема ценообразования.______________________________342.4 Виды цен.__________________________________________382.4.1 Цены на новые медицинские услуги._____________402.4.2 Цены на уже имеющиеся на рынке медицинские услуги._____________________________________________________402.5 Общая характеристика методик ценообразования._________432.6 Договорные цены на медицинские услуги________________482.7 Платные медицинские услуги и цены на них._____________522.8 Расчет цены медицинской услуги на основе себестоимости.______________________________________________592.9 Стоимость медицинских услуг: реальный объем и инфляционная составляющая.__________________________________79Глава III. Расчет цен на платные медицинские услуги в ММУ «Новокуйбышевская городская больница №2».___________________853.1 Общая характеристика ММУ «Новокуйбышевская городская больница №2».______________________________________________873.2 Определение рентабельности (нормы прибыли).__________873.3 Роль маркетинговых исследований на рынке услуг._______913.4 Прогнозирование спроса._____________________________943.5 Выбор ценовой стратегии.____________________________993.6 Анализ условий безубыточности при оказании услуг._____104Заключение._______________________________________________106Выводы.___________________________________________________108Предложения.______________________________________________110Список использованной литературы.___________________________112Приложения.ВВЕДЕНИЕ.В настоящее время происходит реформирование отношений в здравоохранении. Лечебным учреждениям приходится вести свою деятельность в условиях рынка медицинских услуг. Сокращаются объемы финансирования за счёт средств государственного бюджета, не оплачивается оказание медицинской помощи в условиях обязательного медицинского страхования в связи с нехваткой средств в территориальных фондах ОМС. Всё это сказывается на экономическом положении лечебных учреждений не с лучшей стороны. В большинстве случаев лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) предоставлены сами себе, и далеко не всем удается выжить. Множество поликлиник, стационаров, медико-санитарных частей не смогли адаптироваться к рыночным отношениям и закрываются. Поэтому в новых рыночных условиях для обеспечения выживаемости ЛПУ переходят к новому механизму хозяйствования.Новый механизм хозяйствования, помимо всего прочего, включает применение рыночных механизмов управления ЛПУ и здравоохранения в целом и обеспечения рентабельности деятельности ЛПУ. Одним из новых направлений деятельности медицинских учреждений является маркетинг.В настоящее время маркетинг в здравоохранении находится в стадии становления. Это – сложный путь эволюционного развития, преодоления многочисленных трудностей и противоречий, накопление опыта. И чем скорее положительный опыт станет достоянием врачей, руководителей учреждений здравоохранения, тем успешнее будут преодолены трудности и серьёзные недостатки, касающиеся самой главной ценности общества – здоровья людей.Применение маркетинга в здравоохранении способствует оптимизации деятельности медицинских учреждений в том смысле, что это помогает учреждениям здравоохранения наиболее рационально планировать свою деятельность. Маркетинг даёт возможность прогнозировать товарооборот, изучать потребности рынка медицинских услуг, применение маркетинговых исследований даёт возможность определить, какие услуги найдут спрос у потребителя, сколько потребитель готов за это заплатить и готов ли он платить вообще или нет.Основные направления маркетинговой деятельности включают изучение маркетинговой среды, изучение потребительских рынков, сегментацию рынка, установление цен на товары, продвижение товаров до потребителя (например, реклама). Всё это поможет ЛПУ с большей точностью разобраться в нынешней рыночной ситуации и построить свою деятельность в условиях рынка.Одним из направлений маркетинга, как уже говорилось выше, является ценообразование. Вопрос о цене медицинских услуг достаточно нов для медицинских учреждений, ведь в период плановой экономики вопрос о ценах медицинских услуг зачастую просто не существовал. ЛПУ оказывали помощь населению, а государственный бюджет выделял средства для их финансирования.Однако с приходом рынка вопрос о ценах встал остро. Лечебным учреждениям приходилось опробовать на себе разные методики ценообразования, включая и такие, где цены, например, не были привяза...