Определение экскурсионной методики
Определение экскурсионной методикиСодержаниеВведение…………………………………………………………………………….31. Предмет и виды экскурсионной методики………………………………….….42. Методика подготовки экскурсии………………………………………………...62.1 Критерии экскурсионного объекта ………………………………………….…63. Методика проведения экскурсии…………………………………………………73.1Методические приемы показа……………………………………………………73.2 Методические приемы рассказа…………………………………………………94.Составление индивидуальных текстов…………………………….……………115. Техника ведения экскурсии………………………………………………..……125.1Экскурсоводческое мастерство………………………………………………...12Заключение………………………………………………………………………….14Список использованной литературы………………………………………….....15ВведениеЭкскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, показ, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а так же событий, с ними связанных.Экскурсоводу не безразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное.Экскурсовод своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам, от этого зависит эффективность экскурсии.Из этого следует, что сущность экскурсии можно определить так: наглядный процесс познания окружающего мира, процесс, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в залах музеев, выставок, мастерских скульптора, художника и др.Экскурсионная методика представляет собой совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумму методических приёмов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для различных групп людей.1. Предмет и виды экскурсионной методикиЭкскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Так происходит потому, что методика лектора в значительной своей части основана на разного рода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведётся в отрыве от объектов описания.Экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных,связанных друг с другом частей:- методики разработки новой для данного бюро темы;- методики разработки экскурсоводом новой для него темы, но ужеразработанной в данном бюро;- методики подготовки экскурсовода к проведению очереднойэкскурсии;- методики проведения экскурсии;- методики послеэкскурсионной работы.Аспекты экскурсионной методики: основа профессионального мастерства экскурсовода, механизм подачи материала, процесс упорядочения деятельности экскурсовода в ходе подготовки и проведения экскурсии.Экскурсионная методика связана с такими понятиями как рассказ и показ. На вопрос о соотношении показа и рассказа в экскурсии методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных (осязательных, обонятельных) впечатлений, а затем уже вводить рассказ. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание, использует различные средства усиления внимания экскурсантов.Еще одна задача методики – подсказать наиболее эффективное использование методических приемов ведения экскурсии. Экскурсионная методика учитывает вопросы эмоционального воздействия на экскурсантов.Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приёмов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приёмы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.2. Методика подготовки экскурсии(10 пунктов для составления новой экскурсии)• Определение цели и задач экскурсии• Выбор темы• Отбор литературы, составление библиографии и определение других источников материала• Изучение источников• Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме• Отбор и изучение экскурсионных объектов• Составление и обход/ объезд маршрута• Подготовка текста экскурсии• Комплектование «портфеля экскурсов...