Общие основы теории и методики спортивных игр
Контрольная работаТема «Общие основы теории и методики спортивных игр», «Теория и методика отдельной спортивной игры»СодержаниеОбщие основы теории и методики спортивных игр. Структура (этапы) обучения технике и тактике в спортивных играхТеория и методика отдельной спортивной игры (волейбол). Интеграция приемов техники, тактики, физических способностей в игровую и соревновательную деятельность2.1 Обучение волейболистов игровой деятельности2.2 Обучение волейболистов соревновательной деятельности3. Литература1. Общие основы теории и методики спортивных игр Структура (этапы) обучения технике и тактике в спортивных играхСтруктура обучения техническим приемам, тактическим действиям и развития физических качеств – целостный процесс, состоящий из четырех этапов, расположенных в определенной последовательности и содержащих специфические задачи, средства и методы, отражающие педагогические и психофизиологические закономерности формирования навыков. Обучение можно рассматривать как систему, в качестве составляющих этой системы выступают:1 – знания, технико-тактическое действие и качества;2 – обучающий и преподавание;3 – обучаемый и учение;4 – двигательный навык и суперумение как результат совместной деятельности обучающего и обучаемого – субъектов обучения.В процессе обучения происходит развитие приема игры от незнания и неумения до навыка и суперумения. В этом процессе развертываются во времени:1 – фиксация в сознании обучающего позиции «чему учить» и «как учить»;2 – фиксация в сознании обучаемого позиции «чему учиться» и «как учиться»;3 – совместная деятельность обучающего и обучаемого по освоению знаний, умений, навыков;4 – фиксация результата: уровень освоенности технико-тактических действий, комплекса специальных знаний.В этой системе обучающий и обучаемый являются субъектами обучения, от активного участия, проявления профессионализма в преподавании и учении зависит эффективность обучения.При построении процесса обучения учитывается структура соревновательной деятельности в спортивных играх, в ней выделяются следующие компоненты:целостное соревновательное противоборство в игре;командные, групповые, индивидуальные тактические действия в нападении, защите;приемы техники игры в нападении, в защите;специальные физические и психические качества, координационные способности;двигательные качества и навыки, функциональные возможности, морфологические признаки.Становление навыков игры происходит в обратном порядке по отношению к уровням структуры:– создание качественной, координационной, функциональнойосновы;развитие специальных качеств и способностей;овладение приемами (средствами) ведения игры (техникой);– овладение рациональными формами борьбы в игре (тактикой);– комплексная реализация приемов в игре и соревнованиях -спортивный результат.Со структурой соревновательной деятельности и ступенями становления навыков игры связана классификация средств обучения техническим приемам и тактическим действиям, применяемых в тренировке; они сгруппированы по их образовательному значению (рис. 1).Отправным моментом в построении классификации принята соревновательная игровая деятельность и те специфические действия, при помощи которых спортсмены ведут борьбу с соперником в игре. Следуя этому принципу, все упражнения делятся на:– соревновательные;– тренировочные.В соревновательные упражнения входят двусторонние учебные игры, упражнения по тактике и по технике – в нападении и защите.Тренировочные упражнения включают в себя:специальные – подводящие (облегчающие освоение техники), подготовительные (развивающие специальные физические качества для конкретного приема);общеразвивающие – для развития двигательных (физических) качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости), совершенствования навыков естественных видов движений (расширение двигательного опыта).В единстве с этими упражнениями...