Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Производство и технологии

Воткинский завод в 19 веке

Тип: реферат
Категория: Производство и технологии
Скачать
Купить
История построения, развития и деятельности Воткинского завода - металлургического и машиностроительного производства. Освоение и начало выпуска якорей и пароходов, железнодорожных мостов и рельс, паровозов различных серий и сельскохозяйственных орудий.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Ижевский Государственный Технический Университет

Воткинский филиал

РЕФЕРАТ

На тему: "Воткинский завод в 19 веке"

Выполнил

студент: Т - 112 (4,5)

И.С. Коробейников

Воткинск 2008

Содержание

Введение

1. Зарождение завода

2. Развитие металлургии

3. Производство якорей

4. Пароходостроение

5. Паровозостроение

6. Мостостроение и сельхозмашиностроение

Заключение

Литература

Введение

Воткинский завод - одно из старейших предприятий России, имеющее богатую историю. Созданный по Указу императрицы Елизаветы в 1759 году, завод за 240 лет своего существования всегда был и остается на передних рубежах развития отечественной промышленности.

Построенный графом П.И. Шуваловым в лесной глуши Предуралья вдали от индустриальных центров, завод освоил все виды железоделательного и машиностроительного производства, использующие при этом самые передовые по своему времени технологии. В ХVIII веке здесь начали выпускать высококачественное железо, используемое на нужды российских заводов и продаваемое за рубеж. Уже тогда завод выполнил почетные заказы, отправив балки для потолочных перекрытий Зимнего дворца в Петербурге и листовую жесть для покрытия Царскосельских дворцов.

Якорное производство, начавшееся еще в XVIII веке, просуществовало на заводе более 130 лет и стало еще одним его достижением якорями, которые были "от мала до велика", оснащались суда военно-морского и торгового флота государства.

В ХIХ веке завод прославился развитием машиностроения, начав производство морских и речных судов. Эта яркая страниц в истории завода связана с именем горного начальника Камско-Воткинского округа И.П. Чайковского, в семье которого в 1840 году родился будущий великий композитор П.И. Чайковский.

Памятником искусства воткинских мастеровых стал шпиль Петропавловской крепости, изготовленный и собранный их руками в 1858 году, который и поныне украшает северную столицу России. На заводе была построена первая на Урале и вторая в России мартеновская печь, впервые в России получена инструментальная сталь и установлен первый на Урале листопрокатный стан.

Воткинский завод, не имеющий выхода к морям и рекам, железным дорогам и промышленным центрам, осваивал и выпускал очень серьезные изделия: якоря, пароходы, железнодорожные мост и рельсы, а с 1868 года -- паровозы различных серий. В конце ХIХ века начался выпуск и сельхозорудий.

металлургический машиностроительный сельскохозяйственный железнодорожный

1. Зарождение завода

Воткинский завод, один из старейших на Урале, был основан во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны генерал-фельдцейгмейстером графом Петром Ивановичем Шуваловым в 1759 году.

Граф Шувалов пользовался большим весом при дворе императрицы Елизаветы. Он был человеком весьма умным, неутомимо деятельным. Завладевши монопольными правами на разные промыслы, граф в 1754 году добивается и получает в свои владения богатейшие по запасам железа рудники и Гороблагодатские казенные заводы Туринский, Кушвинский, Баранчинский. Стремясь еще более увеличить производство железа, спрос на которое все более увеличивался не только в России, но и за границей, он задумал построить еще три новых молотовых завода также исключительно для выделки железа.

После проведения изысканий в 1757 году Шувалов окончательно решает строить эти заводы в Казанской губернии на реках Вотке, Чистой и в Уфимском уезде на реке Кутмесе. И вновь выходит с ходатайством о наделе ему от казны земель и лесов в этих местах. По указу императрицы и Берг-коллегии в 1757 году получает разрешение на постройку Воткинского завода.

В 1758 году с шуваловских Гороблагодатских заводов на реку Вотку прибыло больше ста мастеровых. Строителем был назначен переведенный с Гороблагодатских заводов премьер-майор А.С.Москвин, ранее построивший Серебрянский завод. Это был один из видных и энергичных строителей тогдашнего времени.

Место для завода было выбрано удачно. На небольшой реке Вотке, пониже владения в нее притоков Шаркана и Березовки, была возведена земляная плотина -- первое, с чего начинался каждый из уральских заводов. В результате образовался пруд длиной до пятнадцати и шириной до двух километров. Четырьмя километрами ниже Вотка сливается с рекой Сивой, притоком Камы. Кама же протекала от места строительства завода всего в двенадцати километрах. На ней была устроена пристань -- для доставки чугуна и отправки с завода готового железа.

Вотка и Сива, протекая по равнинной местности, образовали плодороднейшие луга. Кругом на сотни верст стояли хвойные леса, что позволяло решить задачу обеспечения строительными материалами, а также древесным углем для использования в горнах будущих кричных фабрик, получаемым при выжигании леса. Кричной фабрике в 16 молотов требовалось в год свыше 70 тысяч коробов угля. Чтобы получить его, нужно было заготовить 29 тысяч кубических саженей (более 62 тыс., м3) дров, вырубить более 2,5 тысяч десятин (более 2,7 тыс., га) высокого, густорастущего леса.

Силами приехавших сюда мастеровых и около полутора тысяч приписных крестьян Москвин быстро возвел земляную плотину -- самую большую на Урале длиной почти 500 и шириной по верху 44,6 метра, вышиной почти 10 метров. Он также построил молотовые, или, как их тогда называли, кричные фабрики и различные вспомогательные помещения. Работа была трудная, особенно при строительстве плотины. Лопатами в болотистой почве копались четыре траншеи до глубины твердых грунтов, за несколько верст привозилась глина, и траншеи заполнялись и утрамбовывались ею. В плотине устраивались шлюзы или вешняковые прорезы (или просто -- вешняки) для спуска избытка воды в пруду. Для этого делались запоры, представляющие собой деревянные щиты, поднимаемые и опускаемые вручную. Ниже плотины, против запоров, сооружался досчатый настил на сваях, по которому вода стекала в нижнее русло Вотки. По плотине на расстоянии несколько десятков метров от шлюзов был устроен главный ларевой прорез для спуска воды по деревянному ларю (желобу) к водным колесам.

Ниже плотины быстро строились фабрики. Они располагались вдоль главного ларя по одну и другую стороны и отстояли друг от друга на расстоянии 7 метров. Вдоль каждой стены помещений, обращенной к ларю, устанавливались водяные колеса, приводившие в движение молоты, у других стен -- водяные колеса, приводившие в движение горновые меха. К каждому колесу подводили желоб для спуска воды из ларя. Эта довольно сложная система водораспределения должна была обеспечить приток определенного количества воды в зависимости от мощности колеса. Рабочие колеса приводили в действие молоты, которые представляли собой железную "бабу" весом в 20 пудов, насаженную на молотовище -- толстое бревно. Талант и энергичность Москвина, напряженный труд мастеровых и приписных крестьян позволили быстро построить первые фабрики на воткинской земле. Одновременно на берегах Вотки строились жилые дома и другие заведения.

21 сентября 1759 года на кричной фабрике были пущены в действие два кричных молота. С этого и началась жизнь нового уральского завода -- Воткинского. Окончательно он был пущен в действие 1 ноября, тогда и получил первые заказы на вьщелку железа.

Из доношения государственной Берг-коллегии в Правительствующий Сенат об основании завода на реке Вотке: …"Оной Воткинской железной завод повелено его сиятельству графу Петру Ивановичу Шувалову строить по указу государственной Берг-коллегии прошлого 1757 года октября 20 дня, посланному в канцелярию Главного заводов правления, для ковки из гороблагодатского чугуна железа, который по тому указу начат строением собственным его сиятельства коштом прошлого 1757 апреля 3. А в действие пущен 1759 года ноября 1 числа. И состоит оной в Казанской губернии и уезде по Арской дороге на реке Вотке на государственной земле, которым ныне владеет сын его действительный камергер граф Андрей Петрович Шувалов.

При оном заводе имеется мастеров и работных людей, принятых с Гороблагодатских заводов из казенного содержания и набранных и обучившихся их приписных ко оному заводу (государственных) Казанского уезда крестьян: мастеровых 52, подмастерьев 52, работников 52, плотинньгх мастеров 1, плотников 12, меховых подмастерьев 2, учеников 6, кузнецов 5, плавильщиков 2, каменщиков 2, конюхов 2, якорных подмастерьев 2, учеников 3, работников 6, закомплетных 37, угольньгх мастеров З, сторожей при фабриках 5, кирпишной мастер 1. Итого при оном заводе мастеровых и работных людей ныне находится 245 человек".

По окончании постройки Воткинского завода Москвин остался работать первым управителем. Под его наблюдением строился и Ижевский завод.

На строительство Воткинского завода Шувалов потратил 23725 рублей, но уже в первый год от выделанного и проданного железа получил около 23 тысяч рублей чистой прибыли. Однако завод принадлежал ему недолго. В 1762 году граф П.И.Шувалов умер. При жизни он не смог внести в казну стоимость полученных им Гороблагодатских заводов. После смерти осталось долгов казне 680420 рублей. Заводы перешли во владение его сына Андрея Петров...

Другие файлы:

Разработка мероприятий по улучшению показателей использования основных производственных фондов в цехе № 018 ОАО "Воткинский завод"
Анализ обеспеченности цеха основными производственными фондами, оценка эффективности их использования. Специфика наращивания объема производства и фон...

Эколого-экономическая оценка хозяйственной деятельности ОАО "Воткинский завод"
Влияние объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду. Вредные выбросы в воздух и водоемы. Шум и вибрация при движении поездов. Расчет выбр...

Автоматизация рабочего места секретаря-референта
История создания и развития ОАО "Торговый дом Воткинский завод". Состояние организации документооборота на предприятии; анализ причин, влияющих на его...

Развитие медеплавильной промышленности на Урале в XVIII веке
Развитие горной промышленности в России в XVIII веке. Влияние борьбы между частным и казенным капиталом при развитии медеплавильной промышленности на...

Оренбургское машиностроение
Развитие машиностроения в Оренбургской области. ОАО "Орский механический завод", Бузулукский завод тяжелого машиностроения, Новоорский опытно-эксперим...