Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Управление социальными конфликтами

Тип: контрольная работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Характеристики социальных конфликтов, этапы их протекания и причины. Природа социальных конфликтов в современных условиях, социально-политические, экономические, межнациональные, межэтнические конфликты. Последствия и разрешение социального конфликта.
Краткое сожержание материала:

2

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации

ФГОУ ВПО Уральская государственная сельскохозяйственная академия

кафедра «Управление персоналом и социология»

Контрольная работа

на тему:

Управление социальными конфликтами

Выполнил Кильмакаев Т.Д.

Проверил: Александрова Н.А.,

доцент кафедры, канд. филос. наук

Екатеринбург

2010

Содержание

Введение

1. Характеристики социальных конфликтов

1.1 Сферы социальных конфликтов

1.2 Этапы протекания конфликта

1. Предконфликтная ситуация

2. Непосредственно конфликт

3. Разрешение конфликта

1.3 Причины конфликта

1.4 Острота конфликта

1.5 Длительность конфликта

1.6 Последствия социального конфликта

2. Конфликты в современной России

2.1 Природа социальных конфликтов в современных условиях

2.2 Социально-политические конфликты

2.3 Социально-экономические конфликты

2.4 Межнациональные, межэтнические конфликты

Заключение

Библиография

Приложение

Введение

Роль конфликтов в жизни людей велика. Звучит банально, но это действительно так. Конфликт - причина распада прежних социальных связей и мотив к созданию новых. Каждый человек в своей индивидуальной истории много раз вступает в конфликты с кем-либо и, что скрывать, крайне редко выходит из подобных ситуаций полностью удовлетворенным. Даже как будто завоеванная победа в конфликте зачастую имеет привкус горечи: отношения вовлеченных в него партнеров при «торжестве» одного и «поражении» другого не приобретают желаемого качества, напротив, они словно заболевают неизлечимой болезнью и рано или поздно распадаются, умирают.

Не потому ли мы так не любим конфликты и стараемся либо покончить с ними одним резким и грубым движением, будто разрубая гордиев узел (при этом кто-то играет роль меча, а кто-то - веревки), либо стараемся как можно дольше их не замечать, делая вид, что ничего дурного не происходит: «Все хорошо, прекрасная маркиза»?

Увы, ни то, ни другое не приводит к успеху. В первом случае конфликт, как мифологическая Гидра, разрубленный на части, только разрастается, умножает проблемы. Во втором - при попытках упрятать его поглубже или самим спрятаться от него подальше - как плохо леченый сифилис упрямо прорастает в новых, раз от раза более опасных и отвратительных, формах.

Объективная важность конфликта заставляет скрупулезно, с напряжением ума, изучать его сущность и природу.

Да чего уж, кажется, проще! Все очевидно. В процессе социального взаимодействия постоянно возникают противоречия. Их происхождение как будто объективно: все люди разные, у каждого есть свой собственный интерес - как тут не столкнуться с окружающими в борьбе за тот или иной ресурс, к тому же, как учит экономика, реально ограниченный! Пирожков пять, а едоков - семеро. И каждый голоден. Как же им не вступить между собой в борьбу? Все мы, получается, запрограммированы на конфликт. Такова распространенная точка зрения.

Восприняв эту точку зрения, внутренне смирившись с неизбежностью конфликтов между людьми, мы и идем по жизни, агрессивно набычиваясь и сжимая кулаки, боязливо озираясь или безнадежно опустив голову. Заранее видим тяжкий «жребий на светлом челе» любых - самых романтических и многообещающих - отношений. Назидательно потрясаем друг перед другом печальной статистикой разводов, увольнений с работы, распадов организаций, войн и преступлений. Не верим в «товарищества на вере». Твердим о неизбежности конфликтов отцов и детей, начальников и подчиненных, работников и работодателей, покупателей и продавцов, мужчин и женщин... Предлагаем себе и окружающим смириться с этим злом, сдаться на милость конфликту.

Есть, однако, другое предложение - не сдаваться! Но, чтобы не зависеть от прихоти случая, а сознательно управлять социальным явлением, в том числе - конфликтом, надо его изучить, добраться до его сути.

Конфликты возникли вместе с появлением первых человеческих сообществ, явившись их логическим следствием. Первые упоминания о причинах и путях преодоления конфликтов содержатся в мифах и преданиях, а также в идеях и высказываниях философов древности. Основным способом разрешения конфликтов в древнейшие времена являлась священная власть старейшин и вождей племени. Конфликты эволюционировали, изменялись вместе с изменениями условий жизни, и также менялись их физические, экономические и социальные последствия, отношение общества.

Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим, под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения Отдельные убийства или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов.

Во многих случаях крайних проявлений социальных конфликтов их результатом становится полное уничтожение противника (например, Рим уничтожил Карфаген или американские переселенцы практически перебили некоторые племена североамериканских индейцев, враждующих с ними). В конфликтах с менее насильственной формой основная цель враждующих сторон состоит в отстранении противников от эффективной конкуренции путем ограничения их ресурсов, свободы маневра, в снижении их статуса или престижа. Например, конфликт руководителя с исполнителями в случае победы последних может привести к понижению руководителя в должности, ограничению его прав по отношению к подчиненным, падению престижа и, наконец, к его уходу из коллектива.

Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.

Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.

Конфликт обостряется и охватывает все больше людей. Часто простая обида в конечном счете приводит к проявлению жестокости в отношении своих противников. Жестокость в социальном конфликте иногда ошибочно приписывается садизму и природным задаткам людей, однако чаще всего ее совершают обычные люди, попавшие в экстраординарные ситуации. Конфликтные процессы могут заставить людей играть роли, в которых они должны быть жестокими. Так, солдаты (как правило, обычные молодые люди) на территории противника не щадят мирное население, или в ходе межнациональной вражды обычные мирные жители могут совершать крайне жестокие поступки.

Трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов, требуют тщательного анализа всего конфликта, установления его возможных причин и последствий.

1. Характеристики социальных конфликтов

1.1 Сферы социальных конфликтов

Каким образом людям удастся достичь необычайной согласованности своих действий? Каким образом они могут координировать свои усилия с высокой степенью точности? Какими знаниями должно обладать человечество, чтобы не возникало опасности хаоса и бедствий? Каким образом многие миллионы людей разрешают каждодневные конфликты, возникающие в их жизни? Почему так сложно найти общий язык и в чем причина разногласий?

Социальный конфликт - это столкновение интересов различных общественных групп. Для начала хотелось бы в общих чертах определиться в огромном многообразии конфликтов. Условимся, что в качестве основания такой классификации мы берем их причины. В исследованиях социальных конфликтов можно выделить следующие основные сферы.

1. Межличностные конфликты в процессе совместной деятельности Фактором, предохраняющим (или, наоборот, подталкивающим) человека к конфликту с окружающими, становится его самооценка (или оценка своей деятельности, статуса, престижа, социальной значимости). “Мир рушится окончательно для человека тогда, когда рушится внутренний мир, когда человек начинает плохо относиться к внутреннему “Я”, когда он находится в плену устойчиво заниженной самооценки”. Если же взаимоотношения с коллегами и восприятие своей доли участия в общем труде имеют высокую степень значимости, то сохранится внутренняя положительная установка на конструктивную деятельность в рамках данного коллектива, группы, общества.

2.Трудовые конфликты. В личностных и межгрупповых отношениях имеет место социальная напряженность, которая представляет собой противоположность интересов и понимается как уровень конфликтности, меняющийся во времени. Социальная напряженность - это результирующая трех взаимосвязанных факторов: неудовлетворенности, способов её проявления и массо...

Другие файлы:

Управление конфликтами и стрессами в организации
Понятие конфликтов и их классификация. Внутриличностные и межличностные конфликты в организации. Управление конфликтами персонала в организации, спосо...

Система управления социальными конфликтами в организации ООО "Сланцевский Водоканал"
Сущность и методы управления конфликтом в организации, его причины и функции для коллектива. Общая характеристика ООО "Сланцевский Водоканал"; анализ...

Управление конфликтами в здравоохранении
Структура конфликтов в организации, их типы, причины и последствия. Методы управления конфликтами, их профилактика. Исследование управления конфликтам...

Управление трудовыми конфликтами
Причины возникновения и структура трудового конфликта, методы его преодоления. Анализ конфликтности и совершенствование управления конфликтами на ОАО...

Теоретический и практический анализ основных понятий и проблем организации управления персоналом на предприятии. Управление конфликтами
Управление персоналом на туристическом предприятии ООО "Эдем": нормативно-правовая база, обеспеченность кадрами; оценка деятельности персонала. Управл...