Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Управление качеством среднего профессионального образования

Тип: курсовая работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Задачи учреждений среднего профессионального образования. Рассмотрение проблемы среднего профессионального образования в г. Москва, разработка рекомендаций по улучшению качества и особенностям выбора. Удовлетворенность молодежи работой кадрового состава.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Управление качеством среднего профессионального образования

1. Роль среднего профессионального образования в жизни молодежи

1.1 Задачи учреждений среднего профессионального образования

В социально-педагогической системе непрерывного образования среднее профессиональное образование вместе с общим, начальным и высшим профессиональным образованием обеспечивает поступательное развитие образовательных потребностей человека. Организационно среднее профессиональное образование занимает только ему присущее место и выполняет вместе с другими уровнями образования системную функцию образования, обеспечивая его целостность, непрерывность, устойчивое функционирование и развитие.

В настоящее время среднее профессиональное образование развивается как самостоятельное звено в системе непрерывного профессионального образования, призванного удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении определенного вида профессиональной квалификации и компетенции.

Среднее профессиональное образование реализует ведущую цель - подготовку конкурентоспособных специалистов среднего звена, имеющих, с одной стороны, навыки рабочего определенного профиля, а с другой - способность по ускоренной программе получить высшее профессиональное образование и продолжить его. Реализуя идеи поступательного развития образовательных потребностей человека, среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.

Главной задачей учреждений среднего профессионального образования является профессиональное становление и развитие личности будущего специалиста в процессе приобретения обучающимися специальности в соответствии с их ценностным выбором, индивидуальными способностями, социальным заказом общества, потребностями государства в квалифицированных кадрах.

Место специальности в области производства и обращения, объекты и виды профессиональной деятельности определяют характеристику производственной сферы выпускника и включают совокупность средств и методов, используемых для обеспечения выполнения профессиональных функций специалиста со средним профессиональным образованием.

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются машины и оборудование предприятий, технологические процессы, услуги, оснащение, средства деятельности, информационное обеспечение, продукция, работы, процессы, а также нормативная, проектно-конструкторская, технологическая, организационно-распорядительная и другие виды документации.

Основными обобщенными видами профессиональной деятельности специалиста со средним профессиональным образованием являются: производственно-управленческая, организационно-методическая, контрольно-оценочная, экспериментально-исследовательская, сертификационная и др.

Производственно-управленческая деятельность специалиста предполагает выполнение следующих работ: расчет, выбор и монтаж оборудования; ведение рабочего процесса; управление технологическим процессом; оформление и ведение документации по всем видам работ; проведение инструктажа по безопасности труда; предотвращение производственного травматизма; построение изображений технических изделий; расчет технико-экономических показателей; использование вычислительной техники при решении производственных и управленческих задач.

Организационно-методическая деятельность специалиста включает:

· работу с конструкторской и технологической документацией, с информационной литературой в сфере профессиональной деятельности;

· составление нормативной документации; выбор основных типов и видов средств измерений; применение методик выполнения и обработки результатов наблюдений;

· выполнение схем, эскизов, диаграмм, графиков, других графических изображений в сфере профессиональной деятельности; организацию технологических процессов и услуг. Контрольно-оценочная деятельность специалиста содержит: контроль хода технологического процесса и оказания услуг; контроль качества изготавливаемой продукции и предоставляемых услуг;

· оценку свойств и характеристик материалов; оценку экономических показателей работы подразделения, организации;

· оценку уровня управления персоналом.

Экспериментально-исследовательская деятельность специалиста предполагает:

· проведение экспериментальных исследований в сфере профессиональной деятельности;

· контроль качества и испытание продукции; использование статистических методов регулирования технологических процессов;

· поиск и обработку результатов измерений; анализ финансово-хозяйственной деятельности организации.

Для освоения классифицированных по сферам деятельности специалиста конкретных ее видов устанавливается необходимый объем знаний, умений и навыков, которые должны быть сформированы у студентов при обучении той или иной специальной дисциплине.

Введение и реализация преемственных образовательных стандартов и соответствующих им примерных основных образовательных программ различных направлений позволяет системе среднего профессионального образования гарантированно подготавливать специалистов среднего звена для всех основных отраслей деятельности Российской Федерации. Разработанное с учетом требований образовательных стандартов содержание среднего профессионального образования дает возможность обучающимся освоить систему научных знаний, творческих умений и навыков, а также общечеловеческих ценностей, позволяющих специалистам соответствовать современному российскому и мировому уровню науки, техники и культуры.

Система среднего профессионального образования имеет многообещающие перспективы, сформированные «Федеральной программой развития образования» на 2001-2005 гг., являющейся организационной основой государственной политики РФ в области образования. Основными направлениями развития среднего профессионального образования в целостной системе образования являются:

· обеспечение сохранения потенциала среднего профессионального образования и дальнейшего развития его образовательной, культурной и иных функций в интересах развития личности, общества и государства;

· совершенствование системы образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, расширение доступа граждан к среднему профессиональному образованию;

· совершенствование содержания среднего профессионального образования, оптимизация структуры подготовки специалистов;

· развитие нормативно-правовой и методической базы среднего профессионального образования;

· формирование механизмов прогнозирования, мониторинга и государственного регулирования подготовки специалистов, имеющих среднее профессиональное образование в соответствии с потребностями граждан и рынка труда;

· формирование системы управления среднего профессионального образования, гибко сочетающей региональные, отраслевые, межрегиональные и межотраслевые принципы;

· развитие интеграции среднего профессионального образования и других уровней образования при одновременном сохранении качества определенности и практической направленности среднего профессионального образования;

· совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических работников для образовательных учреждений среднего профессионального образования;

· обеспечение средних специальных учебных заведений учебной и методической литературой, техническими средствами обучения;

· создание необходимых экономических условий для развития и совершенствования материально-технической базы учебного заведения;

· развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области среднего профессионального образования.

Каждое из рассмотренных направлений развития среднего профессионального образования включает в себя задачи, решение которых в значительной степени определяется уровнем профессионального мастерства преподавателя специальной дисциплины предмета образовательного учреждения.

1.2 Функции среднего профессионального образования

Осуществление среднего профессионального образования предполагает, прежде всего, переосмысление его функций, определение наиболее приоритетных из них. Такими функциями являются: когнитивная (познавательная); развитие личности; социализация и профессионализация; культурно-гуманистическая; технологическая.

Когнитивная функция. Эта функция заключается в направленности образования на формирование определенного уровня общенаучной, профессиональной и социальной компетентности студентов, т.е. на приобретение ими системы научных, технических и социальных знаний, умений и навыков как основ профессиональной деятельности. Система обязательных для усвоения студентами знаний, умений, навыков по каждой специальности определяется Государственным образовательным стандартом профессионального образования и находит свое отражение в учебных планах и программах конкретных дисциплин. Данная функция сегодня перестает быть первостепенной и выступает как средство, условие реализации всех остальных функций образования: развития личности специалиста, его социализации и профессионализации, технологизации, становления как носителя общей и профессиональной культуры....

Другие файлы:

Система среднего профессионального образования
Роль и место среднего профессионального образования в системе профессионального образования РФ. Структура государственного финансирования учреждений о...

Историко-методологические основы проблемы становления и развития среднего профессионального образования
Истоки возникновения среднего профессионального образования. Известнейшие профессиональные заведения в эпоху Просвещения. Развитие системы техническог...

Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования для всех специальностей среднего профессионального образования 2008

Педагогические технологии обучения в системе общего, начального профессионального и среднего профессионального образования
Различные виды педагогических технологий обучения, их отличительные признаки и специфика, условия и возможности применения. Содержание общего, начальн...

Характеристика учебного заведения
Обучение в учебном заведении по специальностям среднего профессионального образования. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Ос...