Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Удовлетворенность качеством образования учащихся одиннадцатых классов г. Челябинска

Тип: дипломная работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Сущность институционального подхода в социологии. Критерии, определяющие качество образования. Результаты прикладного исследования, направленного на анализ оценок качества образования учащимися школ города Челябинска, мотивация обучения в школе.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

1.1 Институциональный подход в социологии

1.2 Институциональный анализ общего образования

ГЛАВА 2. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ ОДИННАДЦАТЫХ КЛАССОВ Г ЧЕЛЯБИНСКА

2.1 Понимание учащимися качества образования

2.2 Оценка качества образования учащимися

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЕ Программа социологического исследования

Введение

Образование, как система - это уникальный социальный институт, призванный развивать и преумножать человеческий капитал, формируя жизненные ориентиры, планы, мировоззрение, перспективы на будущее, социально- значимые идеалы, конструирующие как будущее общества в целом, так и судьбу отдельных индивидов.

Во всей системе образования школа - ее центральное звено, она рассматривается как база всех последующих форм образования и культурогенеза человека, ведь именно в период школьной жизни происходят главные процессы социализации, первый важный выбор (выбор будущей специальности).

Вопрос об оценке качества школьного образования не нов. Он актуален с тех пор как существует массовое образование и рассматривается в разных аспектах, начиная от философского и заканчивая сугубо утилитарным. В нашей стране широко обсуждалась существующая система образования с ее плюсами и минусами, ставились вопросы о школьных программах и достоинствах и недостатках их унификации, анализировались проблемы «плохих» и «хороших» учителей, «образцовых» и «отсталых» школ и т.д. Косвенно дискуссия о качестве образования затрагивает и проблемы более широкого спектра, например, о роли и возможностях школьного образования в сохранении и изменении системы социальных норм и ценностей общества. Однако нельзя утверждать и то, что многие исследователи пытались оценить качество школьного образования, больший интерес у социологов всё же вызывает высшее образование и его качество. Однако сейчас школа стоит на пороге реформ и важно оценить, то, что же подвергнется изменению с целью повторного измерения качества образования уже в реформированной школе.

Целью данной работы является изучение образования как социального института, анализ представлений одиннадцатиклассников о понятии «качество образования» и оценка удовлетворенности учащихся качеством школьного образования.

Данная цель определила следующие задачи:

Знакомство с трудами исследователей об институциональном подходе в социологии и институциональном анализе среднего образования.

Сформировать критерии, определяющие качество образования.

Проанализировать, как учащиеся оценивают качество образования.

Охарактеризовать особенности оценки качества образования школьниками разных типов школ.

Выявить мотивы получения школьного образования.

Настоящая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе на основе различных социологических теорий раскрывается понятие институционального подхода в социологии (первый параграф) и рассматривается среднее образование как социальный институт, отмечаются его функции, цели, проблемы, затрагивается проблема качества школьного образования (второй параграф). Здесь мы обратились сначала к работам классиков социологии: О. Конта, Г. Спенсера (вводит само понятие «социальный институт»), Э. Дюркгейма (позитивность общественных институтов), М. Вебера(признаки социальных институтов), Т. Парсонса (общество как система социальных отношений), Р. Мертона (явные, латентные функции социальных институтов, дисфункции), П. Сорокина (социальные лифты, в роли которых выступают социальные институты). Рассматривались и работы сторонников институционального подхода: Т. Веблен (заложил принципиальные теоретические и методологические основы) и Д. Норт (институты - «правила игры» в обществе). Были исследованы работы, касающиеся непосредственно качества образования: Л.Ф. Колесниченко «Эффективность образования», А.Ф. Филиппов «Утопия образования», Б. Дубин «Система российского образования в оценках населения: проблема уровня и качества, Л.Я. Рубина «Профессиональное и социальное самочувствие учителей» и д.р.

В главе второй анализируется и обобщается прикладное исследование, которое направленно на анализ оценок качества образования учащимися школ города Челябинска. Заключение содержит основные выводы по работе.

Для написания темы были использованы и проанализированы более пятидесяти источников различных авторов.

Глава 1. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

1.1 Институциональный подход в социологии

Институциональный аспект функционирования социума является традиционной областью интересов социологической науки. Он не мог не попасть в поле зрения мыслителей, с именами которых связывается становление ее как научной дисциплины, имеющей свои особые предмет и методы исследования. Речь, прежде всего, идет об Огюсте Конте и Герберте Спенсере и, затем, Эмиле Дюркгейм и Максе Вебере.

Институциональный подход О. Конта к изучению социальных явлений вытекал из самой философии позитивного метода, когда в качестве одного из основных объектов анализа социолога принимался механизм обеспечения солидарности и согласия. «Для новой философии порядок всегда составляет условие прогресса и обратно, прогресс является необходимой целью порядка». Конт, О. Курс положительной философии / О. Конт. - Спб.: Посредник, 1899. - С. 44 Конт говорит, что порядок общества подчиняется закону социальной гармонии, где опорой выступают социальные институты:

1) семья;

2) государство;

3) религия.

Эти социальные институты всегда существуют, они и являются главными опорами порядка. Семья - самый важный социальный институт, это центр гармонии общества. Общество образуется из совокупности семей; в нем стадия семейного существования перерастает в стадию политического существования.

Среди различных систем социальных институтов или сфер социальной жизни Конт особое значение придает религии и морали. Эти две социальные сферы окрашивают и пронизывают все остальные: науку, экономику, политику, право и т. д. Гавра, Д. Понятие социального института / Д. Гавра. - Социально-политическом журнал. - 1998. - № 4(5). - http://www.soc.pu.ru/materials/golovin/reader/gavra/r_gavra1.htm.

Свое продолжение и углубление институциональный подход к исследованию общественных явлений получил в трудах Герберта Спенсера. Строго говоря, именно им впервые в социологической науке в явном виде употреблено понятие социального института Гавра, Д. Понятие социального института / Д. Гавра. - Социально-политическом журнал. - 1998. - № 4(5). - http://www.soc.pu.ru/materials/golovin/reader/gavra/r_gavra1.htm. Определяющими факторами в развитии институтов общества Г.Спенсер считал борьбу за существование с соседними обществами (войну) и с окружающей природной средой. Организмически-эволюционный подход дополнялся у него структурно- функциональным.

Спенсер различал следующие виды социальных институтов: институты родства (брак, семья); экономические (распределительные) институты; регулирующие институты (религия, политические организации. Всякий социальный институт складывается как выполняющая определенные функции устойчивая структура социальных действий, которые, по Спенсеру, составляют первичный материал для социологических исследований. Гавра, Д. Понятие социального института / Д. Гавра. - Социально-политическом журнал. - 1998. - № 4(5). - http://www.soc.pu.ru/materials/golovin/reader/gavra/r_gavra1.htm

Социолог говорит и о двойственном подходе к институциональным образованиям, опирающегося с одной стороны, на понимание характера эволюционного этапа развития последних и, с другой, на выявление их функций на данной стадии.

Рассмотрение социальных институтов в функциональном ключе продолжил Эмиль Дюркгейм. Он занимался анализом «структурного прошлого социальных институтов при определении области возможных структурных вариантов в будущем». В «Элементарных формах религиозной жизни» Дюркгейм пишет, что в отличие от распространенных в литературе взглядов на общество, как на нечто чуждое человеческой природе, он придерживается идей о позитивности общественных институтов, которые выступают важнейшим средством самореализации человека.

Дюркгейм отмечает, что наибольшая часть социальных институтов передана нам в совершенно готовом виде предшествующими поколениями: «… мы не приняли никакого участия в их формировании, и, следовательно, обращаясь к себе, мы не можем обнаружить породившие их причины. Кроме того, даже тогда, когда мы соучаствовали в их возникновении, мы едва сможем, смутно и чаще всего неточно, разглядеть подлинные причины, заставившие нас действовать, и природу наших действий» Дюркгейм, Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. - М.: Терра, 2008. - С. 50. Так же он дополнят, что «важно узнать не то, каким образом тот или иной мыслитель лично представляет себе такой-то институт, но понимание этого института группой; только такое понимание действенно» Дюркгейм, Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. - М.: Терра, 2008. - С. 52.

Макс Вебер рассматривает социальные институты совместно с понятиями «целевой союз» и «общественное объединение». «Целевой союз» - общественное объединение, основанное «на...

Другие файлы:

Управление инновационными процессами в системе образования (на примере взаимодействия МОУ СОШ №18 и Управления по делам образования Тракторозаводского района г. Челябинска)
Государственная политика в сфере общего образования на территории г. Челябинска. Основные задачи деятельности Управления образования Тракторозаводског...

Управление качеством среднего профессионального образования
Задачи учреждений среднего профессионального образования. Рассмотрение проблемы среднего профессионального образования в г. Москва, разработка рекомен...

Общая характеристика деятельности Управления образования Тракторозаводского района Администрации города Челябинска
Государственная политика в сфере общего образования на территории г. Челябинска. Предмет и основные задачи деятельности Управления. Стратегическая цел...

Основные направления повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении
Проблема оценки качеством образования. Качество образования как объект управления. Аккредитация образовательного учреждения, школьная система оценки к...

Совершенствование процесса изучения удовлетворенности потребителей качеством услуг ООО "Прогресс-РМ"
Удовлетворенность потребителей в системе управления качеством: теоретические аспекты. Роль и задачи оценки удовлетворенности потребителей качеством ус...