Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Теория Вебера. Социальные конфликты

Тип: контрольная работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Основные положения и содержание социологической теории М. Вебера. Понятие социального типа личности и варианты типологии, распространенные на современном этапе. Причины и суть социальных конфликтов в современной России, их анализ и оценка актуальности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

1. Раскройте основные положения социологической теории М. Вебера

Социология по Веберу - наука, которая занимается социальными действиями, толкуя и понимая эти действия. Таким образом, социальные действия - это предмет изучения. Толкование, понимание метод, благодаря которому причинно объясняются явления. Тем самым понимание является средством объяснения. На первый взгляд все очень просто. Социология образует типовые понятия, и ищет общие правила совершающегося. Для этого Вебер использует 3 основополагающих термина: «понять», то есть уловить смысловое значение; «интерпретировать» - представить посредством системы понятий субъективный смысл; «объяснить» - вскрыть закономерности, регулярность поступков Громов И., Мацкевич А., Семенов В. "Западная социология", СПБ, 1997 г..

Рассмотрим содержание понятия действия. В центре этого рассмотрения - сам действующий, причем выделяется три аспекта его отношений:

к физическим объектам,

к другим людям,

к культурным ценностям и идеалам, которые имеют смысл.

Каждое действие каким-то образом связано с тремя этими отношениями, причем действующий не только соотносится, но и обусловлен этими тремя отношениями.

Всякое действие имеет мотивы, но всякое действие имеет еще и непредусмотренные последствия. Никто, к сожалению, не может охватить все последствия действий. Возникает вопрос: за какие последствия мы несем ответственность, и за какие последствия мы не отвечаем? Этот вопрос обостряется, когда в качестве действующего рассматривается какая-либо структура: коллектив, общество, государство. За какие решения руководитель коллектива должен нести ответственность? Что происходит, когда структура распадается на большинство и меньшинство? А если большинство людей не признает целей государства, что происходит с самим государством? Эти вопросы приводят к идее взаимодействия структуры и социального выбора.

Продуктом действия является порядок. Если бы все социальные действия сводились бы к действиям одного человека, то их исследование было бы затруднено. Поэтому речь чаще всего идет о действиях больших структур, и порядок в данном случае облегчает человеку жизнь.

Мы должны разделить действия, которые можно наблюдать, и действия, которые можно понимать. При этом используется простое правило: если действие имеет смысл, его можно понять, как только смысла нет - действие наблюдаемо. Однако существуют поступки, мотивы которых понять очень сложно. С другой стороны, есть люди, не понимающие своих действий. Раскрытие участнику действия мотивов его действий - одна из задач психоанализа. Социология классифицирует действия, выделяя из них два типа ориентации (согласно М. Веберу):

целенаправленные (целерациональные);

ценностно-направленные.

Целенаправленные действия стремятся к успеху, используя внешний мир как средство, ценностно-направленные действия не имеют какой-либо цели и являются самоценными. Образ мыслей людей первого типа действий следующий: «Я ищу, достигаю, используя других», второго типа действий - «Я верю в какую-то ценность и хочу действовать ради этого идеала, даже если это вредит мне». Различие между ценностным и целенаправленным типом деятельности состоит в том, что цель понимается как представление об успехе, которое становится причиной действия, а ценность - представление о долге, которое становится основанием действия. Люди в своих поступках могут быть как целенаправленны, так и ценностно-ориентированы, но, тем не менее, они действуют в определенных социальных связях неизолированно. Далее, необходимо перечислить

аффективно-рациональные

традиционные действия.

Если ориентированные друг на друга социальные действия совершаются регулярно, то нужно, чтобы регулярность этих социальных связей была чем-либо обусловлена. Когда говорят, что некоторые социальные связи регулярны, то речь идёт об «обычаях»; когда же единообразие объясняется длительной привычкой, ставшей второй натурой, то это уже «нравы». Традиция в этом случае становится спонтанным образом действия. Идёт ли речь об обычаях или о нравах, регулярность их не абсолютна.

Это приводит к рассмотрению социальных отношений. Социальные отношения возникают тогда, когда некоторое «А» ориентировано на «В», и «В» ориентировано на «А», т.е. возникают взаимоотношения, причем согласия «А» и «В» необязательно, достаточно взаимной ориентации к другому (когда «А» и «В» различные типы действия).

Существуют некоторые правила координации действия:

ориентация на идею обмена; возникает порядок обмена - рынок,

принцип приказа; возникает легитимный порядок.

Легитимный порядок будет условным, когда наказанием, например за насилие, является коллективное осуждение. Легитимный порядок будет правовым, если наказание будет юридическим, то есть санкция осуществляется путём физического принуждения. Таким образом, термины «условность» и «право» определяются характером принуждения.

От понятия легитимного порядка Вебер переходит к понятию «борьба». Общество не представляет собой, как считают некоторые социологи, гармонической целостности. Оно формируется в одинаковой степени в результате борьбы и согласия. Борьба - это основополагающая социальная связь. Во время дуэли поведение каждого из дуэлянтов ориентированно на поведение противника. Взаимная их ориентация в этом случае даже более необходима, чем в случае согласия, поскольку на карту поставлено само существование дуэлянтов. Социальная связь борьбы обусловлена желанием каждого из действующих лиц навязать свою волю, несмотря на сопротивление другого. Когда борьба не предполагает физического воздействия, то мы называем её конкуренцией. Когда она затрагивает само существование индивидов, её называют отбором.

Особенностью социального порядка является его самосохранение: когда он возникает, появляются силы, сохраняющие этот порядок. Например, рынок обладает мгновенной саморегуляцией, сам результат целенаправленных действий участников наказывает того, кто преступил интересы социального порядка.

Однако не надо забывать, что социальные отношения не всегда организованы, они не всегда имеют порядок. Иногда, мы видим отстранение человека, индивидуума от организации. Иными словами, разнообразие социальных отношений так велико, что они далеко не всегда составляют тот или иной порядок.

М. Вебер - один из наиболее крупных социологов начала ХХ века. Некоторые его идеи формировались в полемике с марксизмом. К. Маркс, в своих работах, стремился понять общество как некоторую целостность, социальная теория М. Вебера исходит из индивида, из его субъективной осмысленности своих действий. Если мы будем рассматривать творчество М. Вебера, посвященное типам господства, то можно заметить, что предметом его исследования становятся некоторые исторические циклы. Уход от повседневности путем харизматического господства, затем возвращение к повседневным формам правления, история перехода от традиционной власти к рационально-легитимной - вот основные моменты творчества М. Вебера Тюрель Х. ''Социология Макса Вебера - социология без "общества" // Макс Вебер, прочитанный сегодня: Сб. статей / Под ред. Р. П. Шпаковой. СПб, 1997.. Политическая социология М. Вебера весьма поучительна и полезна для современного российского читателя, которое долгое время воспитывался под влиянием идей марксизма. Не всякую критику марксизма можно признать справедливой у Вебера, но социология господства может многое объяснить как в нашей истории, так и в современной действительности. Многие социологические понятия по сей день широко используются в средствах массовой информации и в научной среде. Такое постоянство творчества М. Вебера говорит о фундаментальности и общезначимости его трудов.

2. Что такое социальный тип личности? Какие варианты социальной типологии личности существуют в современной социологии?

личность типология социальный конфликт

Личность - отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений; личность - система социальных качеств человека, формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений.

Социологический анализ выделяет в личности не индивидуальные, а социально-типические черты, формируемые данной системой общественных отношений и необходимые для её воспроизводства.

Тип личности - абстрактная модель личностных характеристик, присущих определенной совокупности людей.
Тип личности обеспечивает относительное постоянство ответных реакций человека на окружающую среду.
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.
Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность - процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считае...
Другие файлы:

Теория социального действия в работах М. Вебера и Т. Парсонса
Теория М. Вебера и Т. Парсонса о социальных действиях, её влияние на общественно-политическую мысль. Теория структурно-функционального анализа, социал...

Теория бюрократии М.Вебера
Учение немецкого социолога и социального философа М. Вебера о типах господства, из которого вытекает его концепция рациональной бюрократии. Патримониа...

Анализ книги Доминик Кола "Политическая социология"
Теория возникновения и развития явления политики и политического, его социальное содержание, противоречия и социальные конфликты, которые оно порождае...

Политическая теория М. Вебера
Особенности бюрократического аппарата западного абсолютистского государства в политической теории М. Вебера. Тенденция к апроприации государственных д...

Социальные конфликты в России XVI - XVII вв
Мысль о неизбежности конфликтов, возможности их предотвращения и устранения в первую очередь переговорами. Социальные конфликты в России XVI – XVII вв...