Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Теоретические и технологические основы процесса социально-педагогической поддержки молодой семьи

Тип: дипломная работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Молодая семья как специфическая категория семьи. Содержание социально-педагогической и психологической поддержки, диагностический этап. Социальный паспорт семьи. Тест-опросник Варга. Оценка взаимоотношений с детьми. Семинар "Родительская любовь".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Актуальность исследования. За последние десятилетия не ослабевает интерес к вопросам семейной педагогики и семейного воспитания. Как отмечают исследователи, современная семья переживает сложный этап - переход от традиционной модели к новой; наряду с традиционными функциями семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», помогающим человеку адаптироваться к быстро изменяющимся условиям современной действительности.

Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность, однако в последнее время все больше социологов, педагогов отмечают кризисные явления в институте семьи: рост разводов, рождение детей одинокими матерями, брошенные дети

Появилось значительное количество семей, нуждающихся в защите и помощи. Это семьи одиноких матерей, разведенных родителей, вдовцов, семьи с инвалидами, взявшие под опеку детей, многодетные семьи, семьи беженцев и вынужденных переселенцев и др. Среди них особое место занимают молодые семьи, которые, с одной стороны, являются наиболее перспективными в вопросах решения демографических и социально-экономических проблем страны, а, c другой стороны, наиболее уязвимы и нестабильны. Молодая семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Она является одновременно социальной группой и общественным институтом. Молодая семья является своеобразной моделью общества, всех его социальных связей и отношений. Находясь в сложных взаимоотношениях с обществом, подвергаясь влиянию со стороны его экономической, политической и правовой систем, молодая семья оказывает свое воздействие на общество.

Развитие и сохранение молодой семьи всецело зависит от молодоженов, от их желания эту семью сохранить. На стабильность молодой семьи значительное влияние оказывают факторы, которые существуют, чаще в неявном виде, уже в момент заключения брака. Это прежде всего личностные характеристики молодоженов, условия заключения брака, различные типы добрачного поведения будущих супругов. Нередко распад непродолжительных союзов связан с идеальными ожиданиями молодых людей по поводу будущего супружества, легкомысленным отношением к нему, недостаточным знанием партнера. Проблемы молодых семей - это проблемы всего общества. Следовательно, необходим комплексный подход к их решению, базирующийся на научном анализе данного социального института. Социальная педагогика ориентирована не только на решение семейных проблем, но и на укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала семьи для выполнения его многочисленных общественно значимых функций.

Анализ подходов к проблеме выявил многоплановость научных интересов исследователей, изучавших различные аспекты социально-педагогической работы с семьей: становление и укрепление семьи (Ю.А. Алешина, Б.И. Антонов, С.И. Голод, И.С. Даниленко, А.Ф. Евченко, В.И. Зацепин, А.А. Клецин, И.И. Савинов, Т.А. Семикина и др.); воспитательная работа с детьми в семье (В.А. Гурьяк, Н.Т. Молчанов, Н.И. Стрекалова и др.); психолого-педагогическая и социально-педагогическая помощь семье (А.К. Агишева, Э.К. Васильева, Б.З. Вульфов, В.Н. Дружинин, Ю.С. Моздонова, Н.В. Поддубный, М.И. Рожков, Л.И. Уманский и др.); социально-психологический климат и воспитательный потенциал семьи (И.В. Гребенников, О.А. Добрынина, М.С. Мацковский и др.). Работы этих и других авторов не охватывают всей полноты педагогических проблем, возникающих в молодых семьях, и мер эффективной социально-педагогической поддержки.

Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: «Социально-педагогическая поддержка молодых семей».

Объект исследования: молодая семья как социально-педагогическая проблема.

Предмет исследования: процесс социально-педагогической поддержки молодой семьи.

Цель исследования: разработать и апробировать теоретические и технологические основы процесса социально-педагогической поддержки молодой семьи.

Задачи исследования:

1) дать характеристику молодой семьи как специфической категории семей;

2) определить содержание социально-педагогической и психологической поддержки молодой семьи;

3) выявить диагностический и целевой компоненты процесса социально-педагогической поддержки молодой семьи;

4) в опытно-экспериментальной работе апробировать систему средств социально-педагогической поддержки молодой семьи.

Гипотеза исследования. Социально-педагогическая поддержка молодой семьи будет осуществляться более эффективно, если:

1) процесс поддержки будет носить целостный характер, включать последовательность диагностического, целевого и деятельностного этапов;

2) будет применяться система средств социально-педагогической поддержки, включающая информационную, просветительскую работу, игровые методы, групповые дискуссии, занятия с элементами тренинга.

Методы исследования:

- теоретические (анализ научной философской, психологической, педагогической, социальной литературы, систематизация научных знаний);

- эмпирические (наблюдение, беседа, анализ документов, анализ педагогического опыта, экспертный опрос, анкетирование).

Апробация результатов исследования осуществлялась на ежегодной студенческой научной конференции ВГСПУ - выступление автора с докладом на тему «Социально-педагогическая поддержка молодых семей», апрель 2013 г.

Практическая значимость связана с возможностью применения в социально-педагогической практике системы диагностических методик, выявляющих особенности детско-родительских отношений, программы родительских семинаров для молодых семей.

База исследования: ГБУ «Советский комплексный центр социального обслуживания населения».

Этапы исследования:

Первый этап - теоретический (сентябрь - декабрь 2012 г.). Определение замысла исследования, анализ психолого-педагогической, социально-педагогической литературы по проблеме социально-педагогической поддержки молодых семей.

Второй этап - опытно-экспериментальный (январь - апрель 2013 г.). Разработка и апробация программы социально-педагогической поддержки молодых семей.

Третий этап - заключительный (май 2013 г.). Формулировка выводов, подготовка текста выпускной квалификационной работы, подготовка доклада.

Объем и структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа общим объемом 74 страницы состоит из введения (4 с.), двух глав (22 с., 19 с.), заключения (5 с.), библиографического списка (44 источника), приложений (4).

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социально-педагогической поддержки молодых семей

1.1 Молодая семья как специфическая категория семьи

Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека и находится под воздействием не только социально-политических условий, но и внутренних процессов своего развития.

Роль семьи в обществе не сравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Каждая из наук имеет свои задачи в изучении семьи и дает ей свое определение. Рассматривая семью как одну из разновидностей социальной группы, имеет смысл остановиться на тех трактовках данного определения, которые рассматриваются обществоведческими и «человековедческими» науками, занимающимися изучением групп. В частности, философия и социология понимают семью как малую социальную группу, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. В качестве сущностных характеристик семьи выделены ее место в обществе и значение определенных социальных функций.

Близкой к данному определению является психологическая дефиниция. «Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета».

Социальные психологи рассматривают семью как ячейку социальной структуры общества, выступающую регулятором отношений между людьми. С социально-психологической точки зрения «семья представляет собой соответствующую нормам и ценностям данного общества социальную группу, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупность межличностных отношений: супругов между собой, которые проявляются в любви, привязанности, интимности».

Семья - это малая социальная группа, для которой характерны определенные внутригрупповые процессы и явления. В то же время от других малых групп семью отличают некоторые признаки: брачные или родственные связи между ее членами; общность быта; особые морально-психологические, эмоционально-этич...

Другие файлы:

Молодая семья как объект социальной политики государства в современной России
Типы и категории семей. Социально-экономические проблемы молодой семьи. Нормативно-правовые основы и программы государственной социальной поддержки се...

Комплексная поддержка молодой семьи: учебное пособие
В учебном пособии содержится подробная характеристика молодой семьи, рассматриваются проблемы, возникающие в ней, раскрываются направления комплексной...

Оказание социально–педагогической поддержки "детям группы риска" в условиях общеобразовательного учреждения
Причины попадания детей в группу риска. Концепция воспитательной системы по социально-педагогической поддержки детей. Характеристика социально–значимы...

Решение жилищных проблем в процессе становления молодой семьи в условиях сельского поселения (на примере Администрации Мамонтовского района Алтайского края)
Значение жилищных проблем на стадии становления молодой семьи. Нормативно-правовые основы государственной поддержки молодых семей в решении жилищных п...

Проблемы молодой семьи
Молодая семья как особая социальная категория, теоретические подходы к понятиям "брак", "семья". Типы и функции молодой семьи; стадии её развития. Соц...