Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Социальные и экономические проблемы городов

Тип: контрольная работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Ознакомление с основными социальными проблемами городов: деформацией института общественного транспорта, распространением агломерационных процессов в монопрофильных населенных пунктах. Трудности в трансформации народнохозяйственной структуры города.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Череповце

Контрольная работа

Тема "Социальные и экономические проблемы городов"

Череповец,

2011

Содержание

Введение

1. Социальные проблемы городов

2. Экономические проблемы городов

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Город - это целостная система со своей структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Кроме того, это сложное образование, которое характеризуют высокая размерность, большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов. Город является одним из примеров сложной самоорганизующейся системы, для которой проблема развития является не только результатом теоретического осмысления происходящих процессов, но выбор направления дальнейшего социально-экономического развития. Следовательно, город это объект, для исследования которого системный подход особенно важен. Являясь системой, со сложной структурой и сложной динамикой её развития, он функционирует и развивается как часть еще более сложных и крупных территориальных социально-экономических систем. Системный подход позволяет учесть социальные, экономические, психологические проблемы, стоящие перед городом. В условиях социально-экономического развития на уровне муниципального управления системный подход даст возможность найти наиболее общие свойства и принципы конструирования подсистем, позволяющих выбрать стратегию движения к цели, которая обеспечит успех применения частных подходов и методов. Социально-экономическое развитие города должно быть направлено на развитие социальной и экономической сфер на территории города. Развитие социальной и экономической сфер должно быть ориентировано на создание необходимых условий направленных на использования потенциала города и повышение уровня жизни населения.

1. Социальные проблемы городов

Социальных проблем городов существует большое разнообразие. Рассмотрим наиболее часто встречающихся социальные проблемы присущие большинству городов.

1. Городской общественный транспорт - один из важнейших социальных институтов современного общества, неотъемлемый элемент социальной инфраструктуры городов. Данный транспорт предназначен для перевозок различных социальных групп населения, в том числе с низким уровнем доходов, обеспечения территориальной целостности городов, доступности всех элементов городского хозяйства. В свою очередь, развитие городов, рост численности населения массовая потребность в транспортной коммуникации обуславливают изменения института общественного транспорта. Еще Э. Дюркгейм утверждал, что социологическое объяснение исходит из анализа зависимости социального явления от социальной среды. Он считал, что функция социального явления или института состоит в налаживании соответствия между институтом и некоторой потребностью общества как целого.

Функция общественного транспорта, как социального института, заключается в повышении доступности учреждений медицины, образования, культуры, торговли, в массовом удовлетворении потребности человека в перемещении. Современная жизнь невозможна без эффективного функционирования городского общественного транспорта: выбор места работы, учебы и магазинов ограничивается временем в пути и стоимостью проезда. Мобильность населения обеспечивает свободу конкуренции (на рынках труда, потребительских товаров и других), то есть является неотъемлемым атрибутом свободно развивающегося рынка и даже демократии в целом. Транспорт не только обеспечивает мобильность, но и "генерирует" вокруг себя трудовые ресурсы и покупателей. Общественный транспорт в качестве социального института призван также упорядочивать, формализовать, регулировать многочисленные взаимодействия людей в процессе их перемещения по территории.

Таким образом, городской общественный транспорт как социальный институт - это устойчивая, исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, выраженная с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций, возникшая для удовлетворения социальных потребностей общества в перемещении и обеспечивающая мобильность человека в городском пространстве. Институты очень редко остаются неизменными в течение длительного времени. Условия, воздействующие на них, постоянно меняются. Физическая среда накладывает определенные требования, исполнение которых является необходимым условием выживания системы. Очевидно, что при перестройке, радикальной трансформации системы социальных институтов происходят и неизбежные изменения в сфере социальных норм. Нарушение нормативного взаимодействия социального института и социальной среды, в качестве которой выступает общество, приводит к дисфункции социального института. Стремление отойти от традиционных подходов (экономических, политических, технических) к рассмотрению общественного транспорта как социального института, связано с тем, что в последнее время наблюдается замена функций общественного транспорта на дисфункции. Общественный транспорт как социальный институт перестает справляться со своей основной задачей - удовлетворять потребность населения в перемещении. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, его непременно ждет дезорганизация. Дальнейший процесс порождает стремление к замене существующего института иными установлениями (преимущественно неформальными). Дисфункции социальных институтов, продолжающиеся в течение длительного времени, отрицательно сказываются на нравственном формировании личности, искажают систему ценностных ориентаций и мотивы поведения людей. Деформация института общественного транспорта в современной России приводит к тому, что общественный транспорт утрачивает свое значение "общественного", предназначенного для перевозки достаточно большого количества пассажиров единовременно. Общественный транспорт выполняет уже не общесоциальную, а стратификационную функцию (перевозка льготников, лиц с низким уровнем доходов), либо коммерческую функцию (перевозка маршрутными такси), становиться объектом экономических интересов, средством извлечения прибыли, борьбы за власть. Принижение роли общественного транспорта (по сравнению с личным или служебным автомобилем), его ценовая, а затем и социальная дифференциация углубляют социальное неравенство. Это вызывает социальную напряженность, свидетельствует о негативном изменении образа института общественного транспорта в массовом сознании, об утере им доверия и уважения со стороны общественности. В развитых западных странах, наоборот, организация и развитие общественного транспорта уменьшают имеющееся социальное и материальное неравенство людей.

Таким образом, изменение функции социальных институтов неизбежно влечет за собой качественные изменения нормативной системы, трансформацию самих социальных норм и, как следствие, изменение отношения к ним людей, трансформацию массового сознания, его ценностно-мотивационной структуры. Т. Парсонс подчеркивал, что институты - решающий фактор интеграции и стабилизации общества. Значимость общественного транспорта - как инструмента регулирования общественной жизни с каждым днем возрастает. Доступность и качество городского общественного транспорта, а вместе с ним и многих социальных благ, во многом определяют и реальный уровень жизни, и социальный климат. Для выполнения своей общественной миссии, общественный транспорт должен не только осознаваться обществом как жизненно важная структура города, выполняющая социальную функцию по удовлетворению потребности большого количества людей в перемещении, но и подвергнуться процессу коренного усовершенствования, на основе использования новейших достижений науки и техники, принятия законодательных и нормативных актов, выработке общей стратегической концепции развития. Социальная ценность и значимость городского общественного транспорта слишком высоки, чтобы отдавать его на откуп коммерсантам, извлекающим прибыль. Общество не должно, а государство не вправе лишать жителей городов очевидных экономических, экологических, демократических, личных свобод и выгод которые им предоставляет современный городской общественный транспорт.

2. Благотворительность - универсальная общечеловеческая ценность, один из важнейших атрибутов гражданского общества. Кроме того, благотворительность лежит в основе социального партнерства. Благотворительность представляется независимым от государства, и в то же время поощряемым им механизмом перераспределения частных средств в интересах осуществления общественно полезных программ.

Для России благотворительная деятельность традиционна и имеет глубокие исторические корни. В советскую эпоху в силу ряда причин благотворительность, по сути, не существовала, эту деятельность выполняло само государство.

Наиболее авторитетные эксперты по проблемам развития подчеркивают, что сверхдержавами XXI века будут страны, в развитии которых сделана ставка на культуру и образование. В сегодняшней России это невозможно без широко развитой благотворительности. Благотворительность важна не только для создания в обществе атмосферы социальной солидарности, она может стать либерально-рыночной альтернативой административным способам придания экономике социального характера, для России необходимого.

В связи с этим актуальным становится исследование в Вологодской области проблемы благотворительности как фактора регионального развития.

В настоящее время в стране активно развивается корпоративная благотворительность. В Москве и регионах действует более 250 российских и зарубежных...

Другие файлы:

Роль малых городов в экономике России
Особенности социально-экономического развития малых городов России на современном этапе. Экономические особенности монопрофильных малых городов. Пробл...

Виды социальных проблем и их место в социальной работе
Социальные проблемы современности. Специфика личностных социальных проблем. Социально-экономические проблемы общества. Социальные проблемы, связанные...

Миграция молодёжи на Запад: демографические, социальные и экономические аспекты
Понятия, виды и классификация молодёжи. Демографические, социальные и экономические аспекты миграции молодёжи. Анализ результатов исследования проблем...

Экономические проблемы развития городов
Понятие "город" с точки зрения экономики. Сущность и направления его комплексного развития. Теоретические концепции и методы оценки уровня социально-э...

Современные экономические проблемы России
Сущность, структура и цели развития национальной экономики. Динамика макроэкономических показателей в современной российской экономике. Экономические...