Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Символика расизма и ее восприятие в Рунете 2010-2013 гг.

Тип: контрольная работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Понятие и специфические признаки современного расизма, исследование места и значения данного общественного явления в социальных сетях. Потребность в черном юморе, эпоха MDK. Явление мемов и распространенность расистских проявлений в культурной сфере.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Чтобы понять значимость той проблемы, к которой я подхожу в данной работе, необходимо зайти к ней издалека, и, начав с широких абстрактных понятий, закончить на конкретной проблеме исследования.

Итак, предлагаю начать с того, что в середине первого десятилетия нового века произошло глобальное развитие и распространение социальных сетей по всему миру. Они в одну секунду набрали большую популярность. Благодаря социальным сетям коммуникация, которая до этого была ограничена определенным кругом знакомых и близких людей, расширилась до глобальных размеров. Иными словами, социальные сети стали новым, параллельным реальному миру, виртуальным пространством, выступающим как средство массовой коммуникации.

Человек смог не просто преодолеть границы в общении и познании окружающего его мира. Если посмотреть глубже, то у него появился шанс публично выражать своё мнение, создавать группы по интересам, осуществлять обмен информацией, наконец, человек обрел новый способ для самовыражения в виртуальном пространстве.

Но то, почему во многом социальные сети (как, собственно, и интернет) оказались столь привлекательными для миллионов людей, - это бОльшая свобода, менее сильный контроль и возможность оставаться анонимным, совершая какие-либо действия, что далеко не всегда возможно в реальной жизни.

Вопрос анонимности становится очень важным. Анонимно человек может больше «раскрываться», делиться откровениями и идеями, которыми вряд ли бы он поделился, если бы был уверен, что остальные знают, кто за этим стоит. Это подтверждают и создатели нового сервиса под названием «Unface.me», который по своим функциям очень напоминает ВКонтакте, но позволяет анонимно делиться с друзьями некоторой информацией. По их мнению, «не все можно обсудить под своим настоящим именем, некоторые темы находятся под «табу»… И анонимные пользователи значительно более откровенны в сети». Именно поэтому в интернете и социальных сетях мы можем увидеть так много информации, которая запрещена в обычной жизни.

Проблема, которую мне предстоит разобрать в данной работе, связана с распространением символики расизма в социальных сетях. Известный российский ученый В. Малахов высказал своё утверждение по поводу современного расизма. По его мнению, сегодня общество, также как и раньше, может быть склонно к положительному восприятию расистских идей. Только этот расизм теперь проявляется в скрытой форме. Он привел в качестве примера выборы правительства Австрии, на которых принял участие праворадикальный политик Йорг Хайдер. По итогам выборов он и его сторонники набрали 24% голосов и вошли в правительство Австрии. После чего против него в крупнейших австрийских городах прошли демонстрации. Парадокс состоит в следующем: результаты выборов показали, что немало членов австрийского общества в душе выступают за национально-культурное однообразие. Однако вряд ли кто-то мог бы решиться заявить об этом вслух, т.к. в обществе принято, что ксенофобия, нетерпимость, а уж, тем более, расизм не являются морально приемлемыми.

Аналогичная ситуация произошла в 2011 г. на 64-ом Каннском фестивале, когда известный режиссер Ларс фон Триер прилюдно заявил о своей симпатии к Адольфу Гитлеру: «Я понимаю Гитлера… Но я… я… да, я понимаю, что он сделал много неправильного, но я представляю его сидящим в своём бункере… Я… я просто хочу сказать, что, кажется, понимаю его. Его не назовешь хорошим парнем, но… но многое о нём я понимаю… симпатизирую ему слегка, но… так, ладно, ну, разумеется, я не за Вторую Мировую, я не против евреев, даже не против Сюзанны Бар, это тоже шутка… Я как раз очень за евреев… нет, ну не очень, они ведь не редко - заноза в заднице, но… ух, как же мне выбраться из этого предложения…». Неясно, о чём думали окружающие во время его речи, но многие старались отвести глаза в сторону, чтобы показать свою непричастность к его словам. После этой речи Ларса фон Триера официально объявили персоной нон грата на Каннском кинофестивале.

Социальные сети, равно как и выборы в австрийское правительство, - это примеры тех мест, где может проявиться современный расизм. Те, кто голосовал на выборах за Йорга Хайдера, были уверены в том, что голосование анонимно и что за отданный в поддержку националиста голос не последует никакого морального осуждения или наказания. Аналогично, и в социальных сетях у тех пользователей интернета, которые обладают некими расистскими убеждениями, существуют некоторые механизмы и лазейки, чтобы распространять свои идеи анонимно, так, что застигнуть врасплох их за распространением непристойных, а в некоторых случаях, даже аморальных идей, практически невозможно. Таким образом, можно констатировать тот факт, что сегодня расизм существует, и одним из мест его проявления являются социальные сети.

Итак, мы еще ближе подобрались к формулированию проблемы исследования. В ходе моей работы мне предстоит узнать, какое восприятие символики расизма сформировалось у пользователей Рунета в последние годы. Источником моего исследования станет социальная сеть ВКонтакте. Что касается вопроса, где именно обнаруживается символика расизма в Рунете, то сегодня её всё больше можно наблюдать в так называемых интернет-мемах, которые стали набирать огромную популярность ВКонтакте, а также в зарубежных аналогах в последнее время.

Сами по себе, мемы являются неким отражением отношения людей к актуальным событиям и волнующим проблемам сквозь призму юмора. В них передаются эмоции через набор неких эмоциональных шаблонов. Мемы могут затрагивать как отдельные категории людей (например, мемы, посвященные проблеме похудения для девушек или проблеме ЕГЭ для выпускников школ), так и массовую аудиторию (например, мемы, касающиеся вопроса отношений родителей и детей). Их глобальное распространение по всей сети и частая цитируемость заставляет только убедиться в том, что они формируют сегодняшнюю повестку дня. К тому же, в пользу этого выступает и то, что созданием новых мемов занимаются сами пользователи социальной сети ВКонтакте (во многом этому поспособствовало создание такого виджета или, иными словами, устройства, как паблик ВКонтакте). Как утверждают администраторы одного из популярнейших на сегодняшний день для молодежи пабликов ВКонтакте MDK, «пользователи загружают картинки в альбомы паблика, а админы выбирают самое лучшее и свежее». Хотя существуют и иные возможности. Например, создатели MDK дают шанс создать и загрузить свой мем на сайт или в приложение на App Store, после чего он попадает в «глобальную паутину». Это демонстрирует нам существование удивительного парадокса: и спрос, и предложение на контент формируют одни и те же пользователи социальной сети. А значит, мы еще раз убеждаемся, что люди имеют потребность в выражении в мемах своего отношения к происходящему вокруг них.

Мемы могут быть не просто смешными, но и порой достаточно, пошлыми, циничными и жестокими. Доходит иногда до того, что в них могут высмеиваться люди с ограниченными возможностями, религия, ветераны. Разумеется, часто находится место и для расистского юмора. Иными словами, они могут касаться запрещенных тем. Но почему расистская символика, выраженная в мемах, сегодня так распространена в социальных сетях? Ответ на этот вопрос возвращает нас чуть назад к вопросу об анонимности в социальных сетях. Мемы как раз и являются одним из механизмов распространения запрещенной символики расизма. Создатель мема, обычно не подписывается под ним. В итоге, в интернет попадает только донесенная им мысль, но не он.

Но на другой стороне есть ещё и те, кто постоянно наблюдает за интернет-мемами с расистской символикой. Среди самых популярных пабликов ВКонтакте, которые выкладывают расистский и иной юмор некорректного содержания, можно выделить MDK (а также его «дочерние» паблики «Институт благородных девиц», «Орленок»), БОРЩ, Ё…ный пи…ец, Уютненькое Луркоморье. Чтобы узнать, кто является аудиторией, которая формирует спрос на черный, жесткий юмор, я обратился к доступной мне статистике некоторых из этих пабликов.

На 18 июня 2013 г. на паблик MDK было подписано 2848659 чел. из них 52% - лица до 18 лет, 39% - лица от 18 до 25 лет; на паблик Ё…ный пи…ец - 3843274 чел. 46% - лица до 18 лет, 40% - лица от 18 до 25 лет;на паблик БОРЩ - 2733141 чел., среди которых 41% - лица до 18 лет, 43% - лица от 18 до 25 лет.

Таким образом, мы наглядно можем убедиться в том, что, в основном, читатели данного контента - это несовершеннолетние школьники и студенты.

Мы подходим к пониманию главной проблемы. Во-первых, важно, что больше всего «потребляют» чёрный юмор, в том числе, расистский, несовершеннолетние. То есть те, у кого только формируется мировосприятие, кто усваивает больше, чем взрослые, окружающую их информацию. Во-вторых, статистика показывает, что паблики, в которых размещается такая информация, являются, чуть ли, не самыми большими, популярными и процветающими среди всех пабликов российской социальной сети. Таким образом, возникает вопрос: какое восприятие символики расизма формируется у нынешнего поколения? Расистские шутки в интернете - это детская забава, которая пройдет с возрастом? Или стоит ждать, что через несколько поколений Адольф Гитлер будет восприниматься не как человек, по вине которого развязалась Вторая мировая война и погибло много миллионов человек, а как веселый персонаж из мемов про «уничтожение евреев»? Эту проблему и предстоит мне исследовать в данной работе.

Итак, актуальность исследования выражается в том, что в последние годы в социальных сетях большую популярность набрали мемы, - разновидность юмора в...

Другие файлы:

Расизм
Понятие расизма как совокупности воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас. История появл...

Символы священной науки
Книга о древней сакральной символике и ее проявлениях в различных религиозно-культурных традициях. Из Содержания: Традиция символа и некоторые из ее в...

Психологическая символика фасада, интерьера, костюма
1. Введениеа) определение символаб) определение стиля2. Символика архитектурыа) Антикаб) Готикав) Барокког) Модерн3. Символика интерьераа) символика ц...

Джим Батчер - Собрание произведений
01. Гроза из преисподней / Storm Front (2010)02. Луна светит безумцам / Fool Moon (2010)03. Могила в подарок / Grave Peril (2010)04. Летний рыцарь / S...

Основы инфо-бизнеса в Рунете
Впервые в Рунете: cамый полный и простой курс по фундаментальным основам построения прибыльного домашнего бизнеса, основанного на продаже Вашего лично...