Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Проблема определения собственной идентичности "Я"

Тип: контрольная работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Определение собственной идентичности. Значение "Я-концепции" человеческой личности. Содержание "Я-концепции" и ее сущность. Ядро человеческого "Я" по Э. Гоффману. Процесс расщепления единого "Я" на множество "Я". Субъективное (пристрастное) "Я".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Тема

Проблема определения собственной идентичности «Я»

ВВЕДЕНИЕ

ИДЕНТИЧНОСТЬ (от лат. identicus -- тождественный, одинаковый), тождественность, совпадение чего-нибудь с чем-нибудь.

Каждый человек обладает образом своего внутреннего мира. Но тот факт, что мы им обладаем, не означает автоматически, что мы о нем знаем. Тема человеческого «Я» (self) для науки всегда была и остается самым загадочным местом, куда, как иногда кажется, еще не ступала нога человека. И сколь глубоко в познании этой тайны ни продвигалась наука, исследователям думается, что там, за горизонтом, осталось самое интересное и еще непознанное.

Заглянуть во внутренний мир человека, проанализировать скрытые от глаз людских и экспериментальных приборов тонкие структуры человеческой души, передав их на языке наблюдаемых переменных, задача не из простых.

Идентичность -- восприятие индивидом самого себя и его размышления по поводу своего «Я», собранные воедино и представляющие своеобразный центр управления внутри человека.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОБСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Человеческое «Я» представляет собой всего лишь научное название того, что раньше именовали человеческой душой. Правда, не все авторы согласны с тем, что между «Я» и душой можно проводить полную аналогию. Они утверждают, что в нашем «Я» есть еще нечто такое, что не входит в классические представления о душе, в частности социальная и рефлексивная составляющие сознания. Действительно, душа не может рассуждать или рядиться в социальные маски. Она только чувствует, хотя и способна выражать самые сокровенные уголки нашего «Я». Кроме того, психологи в составе человеческой личности, т.е. нашего «Я», выделяют два компонента, а именно «Я-концепцию» (мысли о себе) и самооценку (чувства по отношению к себе и оценка себя), которых нет в душе. Общее между душой и нашим «Я» выражается в том, что оба они способны управлять движениями, перемещениями и самовыражением нашего тела -- в позе, движении, жестикуляции, мимике, речи и т.д.

«Я» является важным фактором организации психики и поведения индивида, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий индивида. В области теоретической психологии первые работы, содержащие представления о «Я», принадлежат Джемсу, Кули и Миду. Первый из них постулировал различие двух аспектов, свойственных интегральному «Я»: «Я-сознающее» -- рефлексивно-процессуальное и «Я-как-объект» -- содержание сознания, в котором, в свою очередь можно выделить такие аспекты, как духовное «Я», материальное «Я», социальное «Я», физическое «Я». Американские социологи Ч. Кули и Дж. Мид подчеркивали ведущую роль социальных взаимодействий как источника «Я-концепции» индивида. Э. Эриксон предложил генетическую теорию формирования эго-идентичности.

Сразу же надо отметить двусмысленность термина «Я-концепция» (self-conceptions). В английской литературе, где он впервые, собственно говоря, и возник этот термин, он может быть сформулирован на русском языке не одним, а двумя терминами: понятие «Я» и теория (концепция) «Я». Между ними огромная дистанция. Одно дело -- простое и ясное понятие о своем «Я», которое можно выразить двумя-тремя словами, предложением, абзацем. Совсем иное дело -- концепция «Я», которая, подобно любой теории, включает множество уровней, элементов, разветвлений. Научную концепцию мы всегда представляем как грандиозное сооружение, требующее многих лет работы, больших запасов данных и ресурсов, экспериментального подтверждения, обоснования, доказательств, выдвижения гипотез и т.д. Образно говоря, научная теория напоминает небольшой город, а отдельное понятие, которое входит в состав теории, можно уподобить отдельному зданию.

Иногда две составные части -- мысли о себе и оценку себя -- не разводят, а сводят воедино. Получившееся целое как раз и называют Я-концепцией. В связи с этим в психологической литературе можно встретить определение этого феномена, ставшее уже классическим:

"Я-концепция" представляет собой совокупность всех представлений индивида о себе и включает убеждения, оценки и тенденции поведения. В силу этого "Я-концепцию" можно рассматривать как свойственный каждому индивиду набор установок, направленных на самого себя.

В приведенном определении обратим внимание вот на что: здесь оказались разнородные целые -- чувственные (оценка, установки). рациональные (убеждения) и поведенческие. Объединить два из них -- уже проблема для любого ученого, а уж о трех можно только мечтать. Каждая часть построена совершенно из разного материала, к примеру, чувства никогда не уживаются с мыслями, а поведение противоречит нашим замыслам и обещаниям. Как только архитектор соединяет воедино столь разные элементы, он мгновенно получает такое сооружение, которое никак нельзя назвать гармоничным, слаженным, непротиворечивым. Но человеческое «Я» на самом деле не есть гармоничное целое, а если учесть, что внутри нас сидит не одно, а множество «Я», то общий хор никак не назовешь совершенным. Каждое «Я» поет своим голосом собственную мелодию и выполняет непохожие на других функции.

Если это так, то «Я-концепцию» можно понимать лишь в одном смысле ак гетерогенное образование, формирующееся из самых разных элементов внутри нашего сознания и управляющее нашим поведением. Коротко говоря, это теория, а не понятие.

Значение «Я-концепции» для понимания человеческой личности трудно переоценить. Появившееся в ходе многомиллионнолетней эволюции двуногое существо стало настолько рациональным, что ни один поведенческий акт не прорывается наружу без предварительной цензуры разума. Человек над всем привык размышлять, все оценивать и пропускать через призму собственной выгоды и своих интересов. Иное существо антропо-социогенез создать и не мог. Так вот у Homo sapiens представление о самом себе, рефлексия над собой предшествует и служит мотивационным базисом всего поведенческого комплекса. Проведено огромное число научных исследований, доказавших, что «Я-концепция» выступает мотивационной основой человеческого поведения. Люди, которые хорошо себя знают, способны строить весьма гибкую и приспособленную к самым разным обстоятельствам стратегию поведения, точно зная, что они могут сделать и чего не могут.

Оказывается, гетерогенность «Я-концепции» -- не плод воображения ученых и не ошибка эволюции, а необходимая и вполне объективная предпосылка существования нас самих. Без нее мы не можем обойтись. Действительно, эмоции нужны человеку для начала любого поведенческого действия, разум нужен нам для целенаправленного управления начавшимся действием, а само действие служит предпосылкой для дальнейшего размышления над собой, анализа своих действий и внесения в них необходимых корректив. Формула Я чувствую --> Я мыслю --> Я действую служит анатомической структурой «Я-концепции» и раскрывает ее сущность. Совершая поступки, мы оцениваем их эффективность и нравственную сторону, прислушиваемся к тому, как оценивают их окружающие люди. Суммировав информацию, мы вносим изменения в собственную линию поведения.

Мы размышляем над тем, что совершаем, и над тем, как бы мы могли поступить, сравнивая то и другое с собственными планами (ожиданиями, целями, установками) и мнением других людей. А кроме того, с поступками, совершаемыми похожими на нас людьми в схожей обстановке. Успешность чужих действий в сравнении с собственной успешностью. Обе стороны

«Я-концепции» -- рефлексия и оценка -- тесно увязаны друг с другом.

«Я-концепция» -- это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую «Я-концепции» часто называют образом «Я» или картиной «Я». Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Она определяет не только то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем7. Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать «Я-концепцию» как совокупность установок, направленных на самого себя.

В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Применительно к «Я-концепции» эти три элемента установки, по мнению Р. Бернса, можно конкретизировать следующим образом:

«Образ Я» -- представление индивида о самом себе.

Самооценка -- аффективная оценка этого представления...

Другие файлы:

Этноцентризм
Проблема группы как формы социального объединения людей в процессе совместной деятельности и общения. Классификация групп. Интегративность, микроклима...

Формирование национальной идентичности русского народа как педагогическая проблема
Понятие и особенности русской культуры. Формирование русского характера. Понятие национальной идентичности и противоречия современной общественной сит...

Генезис профессиональной идентичности
Понятие идентичности как самореферентности, переживания уникальности своего бытия и неповторимости личностных свойств. Специфика профессиональной иден...

Региональная идентичность в современной России
Региональная идентичность как теоретическая проблема политической науки. Теоретическое содержание и методология изучения региональной идентичности. Ст...

Конфликт идентичности
Понятие и сущность идентичности. Сущность конфликта и основные конфликтологические теории. Угрозы идентичности как источник конфликта в России и совре...