Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Формирование национальной идентичности русского народа как педагогическая проблема

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Понятие и особенности русской культуры. Формирование русского характера. Понятие национальной идентичности и противоречия современной общественной ситуации. Возможности воспитательной работы в школе по формированию и сохранению национальной идентичности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Формирование национальной идентичности русского народа как педагогическая проблема

Введение

Цель исследования: Охарактеризовать формирование национальной идентичности русского народа как педагогическую проблему

Задачи исследования:

· Изучить понятие «русской культуры» и выявить её особенности

· Определить особенности формирования русского характера

· Охарактеризовать понятие «национальной идентичности» и выявить противоречия современной общественной ситуации

· Определить психолого-педагогическую основу формирования национальной идентичности

· Изучить возможности воспитательной работы в школе по формированию и сохранению национальной идентичности

Объект исследования: Национальная идентичность русского народа

Предмет исследования: Пути формирования национальной идентичности русского народа

Методы исследования:

· Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

· Моделирование воспитательной работы по формированию и сохранению национальной идентичности русского народа

Сегодня трудно найти другую страну, граждане которой столь расходились бы между собой в понимании своей геополитической, цивилизационной, социально-экономической и прочей специфики и роли.

Отсюда и главная угроза национальной безопасности: она связана с неспособностью вернуться на исторически преемственный путь национально-государственного развития и соответственно самоопределиться в качестве современного субъекта в мировой политике, в системе международных отношений и международного экономического разделения труда. Дальнейшее затягивание процесса национального самоопределения чревато утратой Россией своих законных и естественных мест и роли в мировой политике, а в более широком плане -- в глобальном историческом процессе в целом. Как следствие, Россия может быть отодвинута на периферию мирового развития, что имело бы крайне негативные последствия не только для нее, но и для всего мира.

Сохранение национальной идентичности русского народа - это важная и актуальная проблема в наше время

Особенно эта проблема актуальна в наше время в условиях глобализации, препятствующей становлению национального самосознания и самоидентичности. Примером тому в нашей стране может послужить так называемая «американизация». Американская культура, традиции и быт проникают в нашу жизнь через телевидение и различные товары.

Сохранение национальной идентичности русского народа является очень важной проблемой с разных точек зрения. В том числе и с точки зрения педагогики. Педагог может и должен помогать детям сохранить русскую культуру, традиции, обряды. Он может также помочь детям найти своё место и призвание в жизни, в мире и в нашем государстве.

1. Русская культура

1.1 Понятие культуры

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Культура (лат. cultura -- возделывание, земледелие, воспитание, почитание) -- область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, так как связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Культура является маркером и основой цивилизаций и предметом изучения культурологии. Культура не имеет количественных критериев в численном выражении. Доминанты или признаки являются достаточными для отражения признаков культуры. Наиболее часто различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров: периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т. д. http://ru.wikipedia.org

Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации: Культура понимается как…

· совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие;

· «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ);

· «общий объем творчества человечества» (Даниил Андреев);

· сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем;

· картина мира;

· «продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга);

· «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман);

· возделывание, обработка, улучшение, совершенствование;

· абстрактное обозначение общего процесса интеллектуального, духовного, эстетического развития;

· общее состояние общества, основанного на праве, порядке, мягкости нравов и т. д.;

· воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности;

· развитие духовной сферы жизни, искусство, творчество;

· творческие достижения в некоторой частной сфере, ограниченной временем, местом, или некоторым другим общим свойством (культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, славянская культура, массовая культура, Культура древнего Египта);

· «вся совокупность внебиологических проявлений человека»; Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах / Главный редактор и составитель С.Я.Левит. -- СПб.: Университетская книга, 1998. -- 640 с.;

Пелипенко А. А., Яковенко И. Г. Культура как система. -- М.: Языки русской культуры, 1998.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

Современное понятие «культуры» как цивилизации в основном сформировалось в XVIII -- начале XIX веков в Западной Европе. В дальнейшем это понятие, с одной стороны, стало включать различия между разными группами людей в самой Европе, а с другой стороны -- различия между метрополиями и их колониями по всему миру. Отсюда то, что в данном случае понятие «культуры» является эквивалентом «цивилизации», то есть антиподом понятия «природа». Используя такое определение, можно с лёгкостью классифицировать отдельных людей и даже целые страны по уровню цивилизованности. Отдельные авторы даже определяют культуру просто как «всё лучшее в мире, что было создано и сказано» (Мэтью Арнольд), а всё, что не попадает в это определение, -- хаос и анархия. С этой точки зрения, культура тесно связана с социальным развитием и прогрессом в обществе. Арнольд последовательно использует своё определение: «…культура является результатом постоянного совершенствования, вытекающего из процессов получения знаний обо всём, что нас касается, её составляет всё лучшее, что было сказано и помыслено» Освальд Шпенглер, Арнольд, 1882

На практике, понятие культуры относится ко всем лучшим изделиям и поступкам, в том числе в области искусства и классической музыки. С этой точки зрения, в понятие «культурный» попадают люди, каким-либо образом связанные с этими областями. При этом люди, причастные к классической музыке, находятся по определению на более высоком уровне, чем любители рэпа из рабочих кварталов или аборигены Австралии.

Люди, поддерживающие такую точку зрения, зачастую отвер...

Другие файлы:

Художественно-эстетическое образование как условие формирования позитивной национальной идентичности гражданина РФ
Причины затянувшегося кризиса идентичности в России. Главные особенности идентичности, обретённой естественным путём. Сущность понятия "психологически...

Национальная психология
Факторы формирования национальной психологии русского народа, особенности национального менталитета. Проблема национального эгоизма. Борьба народа за...

Характеристика национального самосознания русского народа
История становление и развития самосознания русского народа. Общее понятие о национальной самоидентификации. Синтез науки и веры. Общинно-патриотическ...

Устойчивость и изменчивость характера русского народа в произведениях Н.А. Бердяева
Формирование русской идеи в работах Николая Бердяева. Дискретный характер социокультурной истории. Проблема русского национального характера: устойчив...

Региональная идентичность в современной России
Региональная идентичность как теоретическая проблема политической науки. Теоретическое содержание и методология изучения региональной идентичности. Ст...