Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Потребление медицинских услуг как социологический критерий уровня жизни

Тип: курсовая работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Здоровье как показатель качества жизни населения. Характеристика и потребление медицинских услуг. Уровень жизни населения в современном российском обществе. Основные позитивные и негативные факторы, влияющие на потребление населением медицинских услуг.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарно-социальный факультет

Кафедра социологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по теме: Потребление медицинских услуг как социологический критерий уровня жизни

Липецк 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Уровень жизни населения в современном российском обществе

1.1 Критерии уровня жизни

1.2 Здоровье как показатель качества жизни населения

Глава 2. Потребление медицинских услуг

2.1 Характеристика медицинских услуг

2.2 Платные медицинские услуги

2.3 Понятие медицинского страхования

Глава 3. Эмпирическая часть исследования

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Приложение 1. Анкета

Приложение 2. Диаграммы

Приложение 3. Ряды распределений и группировочные таблицы

Введение

Проблема здравоохранения очень актуальна не только для современной России, но и для всего мира в целом. За последние годы проблемы охраны здоровья, качества «здоровой жизни» стали неотъемлемой частью изменений, претерпеваемых массовым сознанием людей. Факторы, угрожающие жизни и здоровью людей, принимают всё более обширные размеры. Экологические катастрофы, гербицидные и пестицидные поражения человеческого организма, онкологические заболевания, бронхиальная астма, аллергия обрели в массовом сознании достаточно зримые образы, так или иначе регулирующие поведение индивида. Нет сомнений в том, что некоторые факторы настолько объективны, что человек не в силах их предотвратить. Однако во многих сферах, касающихся здравоохранения, опасность может быть снижена до минимального уровня. Насколько сам человек стремиться снизить эту опасность, насколько он вообще понимает её, может показать социальный портрет среднего потребителя медицинских услуг.

Переход к рыночной экономике вызвал принципиальные изменения в составе потребителей медицинских услуг в России. Это связано с экономической поляризацией социальных групп и слоев населения, исключающей возможность однообразного похода к организации медицинского обслуживания.

Начиная со второй половины ХХ века, в мире наблюдаются существенные изменения в оценке роли здоровья в жизни каждого человека и общества. В 1948 году Всемирная организация здоровья определила здоровье «как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие заболевания или физического дефекта». Этим, фактически, было положено начало перехода к пониманию здоровья и болезни не только как к медицинской проблеме, но и как к общесоциальной. Показатели здоровья, физического и психического самочувствия стали рассматриваться социальными политиками в качестве кумулятивных индикаторов уровня благополучия (качества жизни) общества в целом и его отдельных слоев.

Потребителем медицинских услуг является население. Его состав, социально-демографические, психологические и экономические характеристики во многом определяют функции, содержание деятельности и механизм взаимодействия всех субъектов потребления медицинских услуг. Следует отметить также такие характеристики, как пол, возраст, семейное положение, род занятий, уровень образования и доходов социальных групп, влияющие на степень потребления медицинских услуг и оценку деятельности медицинских учреждений. Кроме того, немаловажную роль играют и психографические данные: принадлежность к тому или иному социальному слою, стиль жизни, личностные и поведенческие качества. Без этого трудно однозначно определить степень случайности использования услуг в области медицины, желания приобрести статус постоянного клиента в конкретном лечебно-профилактическом учреждении, степень нуждаемости в медицинских услугах, в том числе платных, и удовлетворения или недовольство оказанной медицинской помощью.

В силу важности и актуальности проблемы здравоохранения и во многом зависящего от него качества жизни не перестают появляться статьи и публикации, посвящённые потреблению медицинских услуг, охране здоровья и пропаганде здорового образа жизни. Эта тема широко разработана как в России, так и за рубежом, и на современном этапе приобрела особенное значение. Среди российских социологов наибольшие заслуги в исследованиях данной проблемы принадлежат Ю.П. Лисицину, И.Б. Назаровой, А.В. Решетникову, Г.И. Царегородцеву. Большое значение также имеют статьи и монографии А.Е. Ивановой, М.С. Бедного.

В рамках социологического исследования, объектом которого стало потребление населением медицинских услуг, были проанализированы репрезентативные данные о потребителях медицинских услуг в г. Липецке (2008 г., опрашивалось городское население). Выборка (рандомизированная, 150 человек) создавалась методом случайного отбора населения в возрасте 18 лет и старше. Исследование было направлено на фиксацию собственных оценок и реакций населения, связанных с представлениями о своём здоровье или нездоровье, на выяснение обстоятельств и факторов, влияющих на эти оценки, и как следствие - на определение взаимосвязи показателей здоровья с общим уровнем и качеством жизни.

Данная курсовая работа состоит из введения, заключения и трёх глав, две первые из которых включают теорию, а третья - эмпирическую часть исследования.

Глава 1. Уровень жизни населения в современном российском обществе

1.1 Критерии уровня жизни

Под качеством жизни в современных концепциях качества за рубежом понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.

Концепция качества жизни - это современное продолжение интеллектуальных поисков, начатых Тейяром де Шарденом и В. И. Вернадским, которые ввели в научный обиход понятие «ноосфера», ставшее ныне одним из терминов словаря по социально-экономической статистике: «Ноосфера - сфера разумно организованного взаимодействия общества и природы. Биосфера превращается в ноосферу при целенаправленной деятельности человечества путем реализации мер по рациональному природопользованию».

В концепцию качества жизни, принятую в постиндустриальных обществах, включены ограничения на удовлетворение потребностей людей, обеспечивающие гармоничное развитие ноосферы. К этим ограничениям относятся: охрана окружающей среды, забота о безопасности производств и продукции и поддержание ресурсного потенциала страны. [16, с. 53]

В то же время центральными задачами в концепции качества жизни провозглашаются: обеспечение физического и морального здоровья общества, расширение употребления населением экологически чистых продуктов питания, гармонизация условий труда и т.д.

В книге А.И. Субетто процессы управления качеством жизни сопрягаются с выживаемостью человечества, а сам термин автор определяет как систему духовных, материальных, социокультурных, экологических и демографических качеств (компонентов жизни). В этой системе выявляется уровень реализации родовых сил человека, творческий смысл его жизни. Причем в соответствии с учением о трех родах качества - предметно-вещественном, функциональном и системно-социальном - раскрываются и индивидуальные, и общественные качества жизни, разнообразие потребностей человека, потенциал его всестороннего, гармонического, творческого развития.

Категория качества становится символом прогресса и выживаемости цивилизации. При этом происходит преодоление традиционных представлений о качестве товара, качестве труда, качестве работы и качестве продукции, широко используемых в системах управления качеством. [30, с. 171] Качество жизни как система включает в себя качество человека, качество образования, качество культуры, качество среды обитания (экологии), качество социальной, экономической и политической организации общества.

В 90-е годы проблему защиты прав потребителей и интересов общества все чаще рассматривают с позиций качества жизни, причем включают в это понятие обеспечение рабочими местами, доход, гарантирующий определенный уровень благосостояния, определенное качество медицинского обслуживания, основных социальных услуг. Кроме того, качество жизни предполагает возможность для всех членов общества участвовать в принятии жизненно важных решений и использование возможностей, предоставляемых социальными, экономическими и политическими свободами.

Интегральными индикаторами качества жизни выступают: здоровье как показатель физического, психического, духовного и социального благополучия человека, окружающая среда, система образования и его доступность для населения, демографические показатели жизни, уровень культуры и различные культурологические измерители качества жизни (индикаторы доступности для населения театра, музыки, кино, живописи, библиотек и др.), разнообразие «речевого языка» как особый индикатор качества культуры личности и интеллекта. В количественную характеристику качества жизни включаются такие ее показатели, как степень удовлетворения потребностей, материальные, энергетические, трудовые и финансовые затраты на удовлетворение каждого вида из совокупности объективных потребностей.

...

Другие файлы:

Маркетинг в сфере медицинских услуг
Формы частной медицинской практики. Регулирующие механизмы рынка медицинских услуг. Оформление и выдача справок об оплате медицинских услуг и рецептов...

Коррупция в сфере медицинских услуг России
Исследование посвящено изучению причин коррупционных отношений в сфере медицинских услуг. Коррупция — это процесс, в который вовлечены как минимум дв...

Рынок публичных услуг
Правовое регулирование оказания публичных услуг. Содержание политики государства в сфере публичных услуг. Социологический анализ взаимосвязи качества...

Уровень жизни, его оценка
Доходы населения. Потребление населением материальных благ и услуг. Качество жизни как социально-экономическая категория. Уровень и качество жизни нас...

Маркетинг медицинских услуг
Общая характеристика рынка медицинских услуг, профессиональные основы и сервисные атрибуты при их оказании. Каналы товародвижения медицинских услуг, в...