Международные субкультуры как способ межличностной и межкультурной коммуникации на примере России и Италии
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Федеральное агентство по высшему образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Челябинский государственный университет
Факультет лингвистики и перевода
Кафедра общего и романского языкознания
Курсовая работа
«МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ КАК СПОСОБ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ И МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И ИТАЛИИ»
Выполнил: студентка Загорская А.О.
Научный руководитель: к.ф.н, старший преподаватель Дробышева О.В.
Челябинск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Определение понятия субкультура
1.1 ПОНЯТИЕ СУБКУЛЬТУРА И МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА
1.2 МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ В ИТАЛИИ
1.3 РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР В РОССИИ
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР
2.1 МЕТОДОЛОГИЯ
2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1
ВВЕДЕНИЕ
Межкультурная коммуникация, как научная дисциплина, находится в стадии формирования и отличается двумя характерными особенностями: прикладным характером (цель -- облегчение коммуникации между представителями различных культур, снижение конфликтного потенциала) и междисциплинарностью.
Понятие межкультурной коммуникации введено в 1950-х американским культурным антропологом Эдвардом Т. Холлом в рамках разработанной им для Госдепартамента США программы адаптации американских дипломатов и бизнесменов в других странах.
Позже, русский ученый А.П. Садохин определил межкультурную коммуникацию как «совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам».
Данное определение справедливо и по отношению к, так называемым, субкультурам.
В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям и требованиям жизни, поиски человеком самого себя, своей индивидуальности и социального статуса осложняются изобилием выбора, сочетающегося с динамизмом и новизной.
В последнее время понятие "молодежная субкультура" все чаще и чаще стало использоваться учеными-социологами и журналистами при обращении к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде.
Молодежная субкультура - относительно новое и довольно многогранное явление общественной жизни. Существование этого феномена затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп. Несомненно, разные молодежные субкультуры возникают в разных странах, таким образом, исходя из прикладного характера данного явления, возникает проблема: возможна ли коммуникация между представителями молодежных субкультур различных стран.
Таким образом, цель данной работы: выяснить влияют ли особенности национальных культур на возникновение субкультур, на примере Италии и России, и возможна ли коммуникация между представителями молодежных субкультур данных стран.
Задачи:
1. Изучить литературу и сформулировать определение культуры и субкультуры.
2. Изучить историю развития молодежных субкультур России и Италии.
3. Выяснить причины возникновения субкультур в этих странах.
4. Провести полевые исследования (анкетирование и опрос) на предмет возможности межкультурной коммуникации между представителями разных субкультур и представителями идентичной субкультуры в разных странах.
5. Сделать выводы.
Объект настоящего исследования: молодые люди России и Италии в возрасте от 12 до 30лет.
Предмет исследования: наиболее популярные субкультуры в данных странах.
Актуальность данной темы обусловлена процессами глобализации и интенсивной международной миграции. А так же, необходимостью ответить на вопрос: к чему может привести появление различных субкультур - к облегчению коммуникации между представителями различных культур или повышению их конфликтного потенциала
Данное исследование может быть интересно всем, кто интересуется проблемами межкультурной коммуникации и может быть использовано как дополнительный материал на занятиях по межкультурной коммуникации.
Материалом для данного исследования послужили работы О.Г. Заярной «Контркультура», А.П. Садохина «Культурология: теория и история культуры», И. Ю. Сундиева «Самодеятельные объединения молодежи», М.А. Царева «Межкультурная коммуникация и диалог культур» и другие.
ГЛАВА 1. Определение понятия субкультура
1.1 ПОНЯТИЯ «СУБКУЛЬТУРА» И «МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА»
Определение понятия “субкультура” затруднено именно из-за фундаментальности лежащего в его основе понятия “культуры” и существования огромного множества его определений.
Прежде всего приставка “суб-” в современном контексте подразумевает, что речь идет о подсистеме культуры как целого. Субкультура не представляет собой самостоятельного целого. Ее культурный код формируется в рамках более общей системы, определяющей основу данной цивилизации и целостность данного социума. Субкультуры, как ее подсистемы, опираются на ее культурный код (общий для большинства их и обеспечивающей их взаимопонимание), а кроме того, ориентированы на постоянный диалог с ней. Этот диалог может принимать формы “обновления культуры”, ее “развития”, “восстановления традиций” - или “противостояния”, “разрушения” и прочее, но он необходимый элемент самосознания и самоопределения субкультур. Каждая из них определяется, прежде всего, по отношению к культуре (господствующей, общепринятой, материнской и т.п.), противопоставляя ей свои нормы и ценности, либо черпая в ней обоснования этих норм.
Большинство известных определений культуры (и субкультуры как ее разновидности) акцентируют ограниченный набор ее основных признаков. Среди них: знаковые (общность идеологии, ментальности, символики, культурного кода, картины мира); поведенческие (обычаи, ритуалы, нормы, модели и стереотипы поведения); социальные (социальная группа, страта и т.д., определяемая как носитель субкультуры или ее “порождающая среда”) и все они вместе (культура как “целостный образ жизни”). Подчеркивается еще небиологический способ воспроизводства всего вышеописанного комплекса (воспитание, образование - социализация, как средство трансляция культурной традиции). [Щепанская Т.Б.Традиции городских субкультур \\ Современный городской фольклор. М.: РГГУ, 2003.]
В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема "официальной" культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура -- это подкультура или культура в культуре. [Культурология: Учебник для студ. техн. вузов (Под ред. Н.Г. Багдасарьян). - М.:Высш. школа, 1999.]
Согласно социологическому словарю авторов Аберкромби Н., Хилла С, Тернера Б.C, субкультура это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей социальной группы, составляющей часть целого, будь то целое общество или организация. Потенциально данный термин может использоваться в отношении любой социальной группы, однако чаще всего его применяют относительно девиантных или молодежных культур, противоположных господствующей культуре общества в целом.
Субкультуру как систему уникальных ценностей, норм, традиций и жизненных укладов, отличающих какую-либо социальную группу от доминирующей культуры большинства общества, определяют В. Касьянов и В. Нечипуренко, авторы словаря специальных терминов по социологии права.
Предметом исследования данной работы являются молодежные субкультуры, поэтому остановимся подробнее на этом термине.
Понятие молодежных субкультур вначале применялось социологами Западной Европы и США только к криминальной среде. Постепенно содержание понятия расширилось и стало использоваться применительно к нормам и ценностям, определяющим поведение определенной социальной группы молодежи -- таким образом, понятие "субкультура" связалось с понятием "культурная парадигма", то есть тот набор представлений и правил, который дает своего рода матрицу поведения в разных ситуациях. Однако изучая эту матрицу, ученые натолкнулись на факты, заставившие их подвергнуть сомнению некоторые представления, казавшиеся ранее самоочевидными. Например, английский ученый Грант Мак-Крекен в получившей широкую известность книге "Паводок: культура, рожденная сумятицей" ("Plenitude: Culture by Commotion"), описывает свои беседы с различными группами подростков (готами, панками и скейтерами). Исследователь обнаружил, что отличия в одежде, моде т.п., то есть внешние отличия, обозначают отличия внутренние, а именно: отличия в ценностях и их градации. Кое-кто из наблюдателей, заметил он, полагает, что поступками подростков руководит одно...
Связь толерантности и межкультурной коммуникации
Сущность, задачи и функции межкультурной коммуникации. Актуальность развития культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотноше...
Особенности межкультурной коммуникации студенческой молодежи
Сетевое культурное взаимодействие как условие эффективной межкультурной коммуникации. Академическая мобильность молодежи в процессе культурной коммуни...
Межкультурные коммуникации
Понятие и уровни межкультурной коммуникации. Стратегии редукции неуверенности. Риторическая теория коммуникации. Теория социальных категорий и обстоят...
Развитие межкультурной коммуникации в обучении иностранным языкам
Теоретические основы развития межкультурной коммуникации в обучении иностранным языкам. Технология развития межкультурной коммуникации в обучении инос...
Формирование межкультурной коммуникации в системе гражданского воспитания школьников
Сущность гражданского воспитания. Специфика формирования межкультурной коммуникации при изучении иностранного языка. Содержание программы, методически...