Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Космополитизм и космополитическая идентичность

Тип: реферат
Категория: Социология
Скачать
Купить
Изначальная идея космополитизма, ее развитие в работах древних философов и в современное время. Особое значение концепции нового космополитизма У. Бека. Космополитизм как мировоззренческая основа мультикультурализма, разработка концепции гражданства.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

Изначальная идея Космополитизма

Космополитизм и космополитическая идентичность: практики интерпретации

Особое значение концепции нового космополитизма У. Бека

О гражданстве и о космополитической демократии

Определение Мультикультурализма

Мультикультурное общество

Обоснование мультикультурализма

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Мирогражданство - большая тема, обсуждавшаяся в течение двух тысячелетий, начиная со стоиков, и получившая новый резонанс в последние годы, в первую очередь это связано с процессами глобализации.

Глобализация это повсеместно происходящий процесс, результатами которого становится такие тенденциями, как возрастание многообразия человеческих сообществ, усиление специфических особенностей экономики, политического строя, культуры, рост тяготения к их сохранению, а с другой стороны, возникает реальное единство и взаимозависимость народов. В свою очередь усиление международного сотрудничества и понимание того, что складываются общецивилизационные процессы, что важнейшие национальные и внутригосударственные проблемы (экономические, продовольственные, энергетические, экологические, информационные, демографические) могут быть решены лишь совместными усилиями.

Если все вышесказанное подвести к нашей дисциплине, можно сказать об актуальности данного процесса, как объекта для изучения. Это можно обосновать, тем, что в процессе международного сотрудничества происходят межкультурные коммуникации, которые в свою очередь усложнены специфическими для разного народа понятиями, нормами, культурными традициями. Конечно, если контакты происходят в деловой среде, то здесь «острые углы» сглаживаются за счет делового этикета, правил и норм, принятых в деловой среде. А если говорить о простых людях, которые в силу определенных причин вынуждены сменить место жительства и адаптироваться к новому обществу, к новой «инаковой» культурной, бытовой среде. Если подвести все к теме мой работы, то хочу сказать, что процесс адаптации и принятия инокультурных представителей должен происходить с двух сторон, как принимающей, так и со стороны адаптируемой. космополитизм мультикультурализм

Так в своей работе я буду рассматривать довольно утопическую теорию мультикультурализма, как процесс создания благоприятных факторов в обществе для принятия представителей других народов с их самобытными особенностями, а в качестве мировоззренческой основы, специфической черты и инструмента для «обезболивания» процесса адаптации будет выступать понятие космополитизм.

Прежде хочу заметить, что данная тема является в последнее время очень актуальной, но вместе с тем спорной и не достаточно изученной. Основной проблемой является устаревшее, довольно категоричное восприятие понятий «мультикультурализм» и «космополитизм». При оценке этих теорий, многие ученные обращаются к изначальным определениям, к истокам возникновения, а также дают им свою собственную однозначную, субъективную оценку, в основном отрицательную. Отчасти это правильно, но с другой стороны сейчас эти понятия надо рассматривать под призмой современных происходящих процессов, вносить корректировки в их определения. А также уходить от стереотипов, что данные понятия подразумевают отказ от своей этнической идентичности, культурных, религиозных ценностей, а в результате от своей Родины и чувства патриотизма к ней.

Изначальная идея Космополитизма

Космополитизм - теория, которая призывает к отказу от патриотических чувств, в отношении страны, но заменяет их аналогичными по отношению к миру, планете Земля. "Единство человеческого рода" - вот главная его идея. Космополитизм противоречит интернационализму. Очевидно, что современное общество вступило в процесс формирования единой планетарной цивилизации, в которой отдельные страны и народы действительно потеряют статус автономных самодостаточных единиц. И вместе с тем современное человечество находиться лишь в начале этого процесса, в той его фазе, когда понятия "национальная экономика", "национальная политика" еще не стали фиктивными, а отдельные страны все еще являются обществами, не потерявшими принципиальную способность выживать в режиме автономного существования. Космополиты не ассоциируют понятие "Родина" с политическим режимом или общественным строем, ставят права и интересы личности выше прав и интересов государства, считают, что государство было в свое время создано для защиты прав своих граждан и должно отстаивать их интересы, а не граждане должны жертвовать всем и вся ради неведомых им интересов государства. Коренное отличие космополитизма от интернационализма в том, что целью космополитизма является освобождение человека от националистических догм и "державной" мании величия, а целью интернационализма является, наоборот, экспорт отечественного национализма и "державности". Космополитизм - идеология т. н. мирового гражданства. В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Кампанелла), выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков (Лессинг, Гете, Шиллер, Кант, Фихте). В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально-политических ориентаций от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям. Таким образом, космополитизм - идеология т.н. "мирового гражданства", ставящая интересы граждан выше интересов отдельной нации.

Со времени своего возникновения понятие космополитизма имело различное содержание, определяемое конкретно-историческими условиями. Кризис античного полиса и создание государства Александра Македонского явились причиной появления разных по содержанию космополитических воззрений. Одни из них обосновывали расширение сферы эксплуатации (Александр Македонский, Марк Аврелий). Космополитизм Антисфена и Диогена Синопского выражал отрицательное отношение к полису. Стоики, главным образом Зенон из Китиона, в космополитическом идеале искали общественную форму, которая бы сделала возможной жизнь каждого человека по единому всемирному закону. В эпоху феодализма основным носителем реакционных космополитических тенденций выступала католическая церковь. В период Возрождения идеи мирового гражданства были направлены против феодальной раздробленности (Данте, Т. Кампанелла). В Германии, в противоположность феодально-партикуляристскому "патриотизму" и княжескому деспотизму, идеи мирового гражданства развивались у Г.Э. Лессинга, И.В. Гете, Ф. Шиллера, И. Канта, И.Г. Фихте в своеобразном единстве с патриотическими идеями.

Космополитические идеи получили еще более распространение в эпоху империализма, отражая объективную тенденцию капитализма к интернационализации, действующую наряду с образованием национальных государств. Космополитизм представляет собой неотъемлемую часть идеологии империализма: буржуазные политические науки; экономические теории права (теории международной правосубъектности личности и так называемого мирового права, основанные на отрицании национального и государственного суверенитета). Космополитические идеи создания мирового государства или мировой федерации выдвигаются в современных условиях также представителями гуманистического пацифизма (например, предложение о предложении ООН в мировое государство). Однако подобные теории носят явно утопический характер, так как не учитывают существование государств с различным социальным строем, а также борьбы народов за национальное освобождение.

Космополитизм и космополитическая идентичность: практики интерпретации

Говоря о космополитизме, мы говорим не просто о некоем очередном социальном феномене, который требуется понять, но о смене самого видения современного мира. Речь идет, иными словами, если следовать У. Беку, об иной концепции социального космополитизма, социальных отношений в ситуации глобализации. Или иначе: проблема более строгой концептуализации космополитизма.

В современной литературе о космополитизме можно выделить 4 главные проблемы:

1) проблема неопределенности и связанные с ней культурные исследования, использующие понятие космополитизм в качестве пустого означающего, которое может символизировать почти любую реальность или идею;

2) проблема идентификации и попытки ответить на сложный вопрос «Кто является космополитом?»

3) проблема атрибуции, непосредственно вытекающая из первых двух: что конкретно характеризует космополитическую позицию и культуру?;

4) проблема управления, которая находится в самом центре современных дискуссий о космополитизме: именно через исследование этого вопроса мы можем увидеть корни космополитизма в исторических, политических, социальных и экономических реальностях модерной эпохи.

Если прежде космополитизм оценивался скорее негативно, то сегодня он принимается намного более благосклонно, что связано с радикальными социальными изменениями и появлением новых практик идентификации. Более того, считается, что именно космополитизм в современном фрагментированном мире может стать основой согласования многообразных идентичностей, поскольку за ним скрыт принцип изначального равенства всех людей.

Современное общество нельзя понять с национальной или локальной точки зрения, необходим, прежде всего, глобальный подход. Очевидно, что это требует и иного взгля...

Другие файлы:

Идентичность педагога и связь идентичности с общением
Идентичность: понятие, виды и структура. Особенности педагогического общения, его взаимосвязь с идентичностью. Опросник диагностики уровня прфессионал...

Региональная идентичность в Европейской России
В монографии «региональная идентичность» рассматривается как совокупность пространственно выраженных социокультурных отношений, связанная с понятием «...

Культурная идентичность и картина мира
Культурная идентичность и определение её в рамках термина, который считается результатом использования культурологического подхода к исследованию указ...

Русские: этнокультурная идентичность
Сборник содержит статьи по исторической и современной этнографии русских и продолжает традиции отечественной науки по разностороннему изучению населен...

Региональная идентичность в современной России
Региональная идентичность как теоретическая проблема политической науки. Теоретическое содержание и методология изучения региональной идентичности. Ст...