Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Качественная социология в сети Интернет: трансформация социологических методов и возможность их применения

Тип: курсовая работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Интернет-аналоги качественных методов социологии. "Фокус-чат", виртуальное участвующее наблюдение, биография в режиме реального времени. Использование виртуальной телефонии для интервью и виртуального внешнего наблюдения. Процесс изучения блогов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему

КАЧЕСТВЕННАЯ СОЦИОЛОГИЯ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ: ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Проблематика работы

Интернет-аналоги качественных методов социологии:

“Фокус-чат”

Виртуальное участвующее наблюдение

Биография в режиме реального времени

Виртуальная телефония для глубокого интервью

Виртуальное внешнее наблюдение

Заключение

Приложение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

“Вопросы пришлите на почту … я обязательно на них отвечу, сама занималась тем же самым в студенческие годы, только технологии не были так развиты, поэтому приходилось ходить по квартирам, либо звонить по домашним телефонам”, - Наталья Зубова, выпускница 1997 года специальности социология культуры СПбГУКИ, респондент исследования “Социологическое образование и профессиональная карьера социологов в современной России” не нашла времени на личную встречу для проведения интервью, но согласилась ответить на вопросы по электронной почте. Допустимо ли это? Права ли Наталья в том, что развитые современные технологии, а именно Интернет-каналы связи, могут стать полноценной альтернативой традиционному хождению по квартирам с расчетом поговорить с респондентом лично при применении таких методов социологических исследований, как глубокое интервью?

Цель моего исследования - установить это, т.е. проверить возможность проведения социологических исследований Интернет-аналогами качественных методов социологии, одним из которых является глубокое интервью.

Для достижения этой цели предстоит разрешить следующие задачи:

- во-первых, найти “аналоги” - трансформировать методы в виртуальные, подобрав Интернет-программы и технологии, подходящие для проведения исследований этими методами;

- во-вторых, проверить, остаются ли методы при этом качественными;

- в-третьих, выявить глубинные особенности, делающие их качественными. Например: какая особенность метода фокус-групп лежит в основе того, что группа из 10 человек воссоздает мнение общества лучше, чем опрошенная путем анкетирования его значительная часть?

После пользовательского анализа виртуального поля общения мне стало казаться, что основные качественные методы социологии: метод фокус-групп, участвующее наблюдение, биографический метод, глубокое интервью, внешнее наблюдение - в Интернет могут осуществляться посредством чата, форума, он-лайн дневника, skype, социальных сайтов соответственно.

Для проверки того, остаются ли эти методы при трансформации в виртуальные аналоги качественными, в ходе исследования будет проведено 2 экспертных интервью и 2 эксперимента - мини-исследования, пилотирущих методы.

Первым экспертом выступит профессиональный модератор фокус-групп, который может компетентно определить степень сохранения особенностей своего метода при переводе его в Интернет-формат.

Виртуальное участвующее наблюдение будет представлять собой наблюдение за участниками форума изнутри. Эксперимент будет состоять в попытке, зарегистрировавшись на форуме и общаясь там, получить сведения по интересующему вопросу, а затем понять, достоверны ли они, сравнив их с результатами уже проведенного традиционным способом исследования на эту тему.

Второе экспертное интервью будет взято у постоянного пользователя программы skype для того, чтобы он выделил достоинства и недостатки, способствующие и мешающие общению по этому Интернет-каналу связи. Тогда можно будет сравнить их с теми достоинствами, которыми должна обладать программа для успешного проведения в ней глубокого интервью.

Внешнее наблюдение в Интернет будет проходить на одном из социальном сайтов - “ВКонтакте.ру”. Предполагается, что это будет наблюдение за страницей человека без ведома последнего с тем, чтобы проверить, большое ли количество информации можно с нее считать - может ли ее быть достаточно для достижения цели того или иного исследования.

Помимо пилотажей и мнений экспертов в основу рассмотрения возможности полноценной трансформации качественных методов в Интернет лягут теория и научный задел. Л.А. Козлова и Н.Я.Мазлумянова занимаются исследованиями в Интернет. Классиком в использовании виртуальных технологий для проведения социологических исследований считается Б.З. Докторов. Кроме того, Б.З.Докторов не раз анализировал содержание виртуального пространства. Например, уже 10 лет назад была опубликована статья Бориса Зусмановича “Социология на российском Интернете: в начале долгого пути”, содержащая результаты изучения сайтов социологических организаций, проектов и журналов.

В целом, любой источник информации об использовании Интернет-аналогов качественных методов в социологических или маркетинговых исследованиях ценен для этой работы.

Обращение к теории - к литературе и публицистике, посвященной качественным методам, разделяющей качественную и количественную социологию, необходимо для разрешения одной из поставленных задач - выявления глубинных особенностей методов, делающих их качественными.

В современных условиях все ускоряющегося ритма жизни, когда респондентам трудно найти время для встречи с исследователем; возможности разъездов и миграции, когда респондент в любой момент может, например, быть срочно и надолго отправлен в командировку на другой конец планеты или когда переехал участник панельного исследования (респондент, которого опрашивают с какой-то определенной периодичностью); глобализации процессов и явлений, происходящих в различных сферах жизнедеятельности общества, когда экономический кризис захватывает почти весь мир, а значит, беседовать о нем можно не только с представителями своего государства - было бы очень удобно использовать Интернет-технологии для социологических исследований. Данная работа направлена на рассмотрение возможности положительного результата.

Во-первых, на то, что представленные здесь трансформированные методы при пилотажных исследованиях дадут не менее обширные сведения, чем их реальные оригиналы. Во-вторых, на то, что эксперты подтвердят наличие достоинств виртуальных методов, которое необходимо для их полноценного использования; определят высокую степень сохранения особенностей методов при их трансформации.

В целом, ожидаемый результат данной работы таков: виртуальные методы выдержат проверку, т.е. станет очевидным то, что ими можно пользоваться при проведении исследований, требующем качественных методов социологии. Возможность проведения социологических исследований Интернет-аналогами качественных методов социологии будет показана.

ПРОБЛЕМАТИКА РАБОТЫ

Первый, который приходит в голову, метод социологии, имеющий виртуальный аналог, - это, конечно, стандартизированное анкетирование. С помощью подсказанного И.И. Травиным “невыключаемого” наблюдения можно отметить, что вопросы с вариантами ответов “висят” на очень многих сайтах: от просьбы оценить по заданной шкале купленный товар или скачанную информацию до он-лайн опросов на тематических сайтах.

Таким образом, пользователь не только может быть специально приглашен поучаствовать в он-лайн опросе, он может случайно увидеть анкету на каком-либо сайте. Для социологического исследования это означает, что оно будет нерепрезентативным, потому что такая выборочная совокупность, как Интернет-аудитория, совсем не репрезентирует генеральную - население. По крайней мере, в России. Очевидно, например, что процент пенсионеров среди россиян значительно превышает процент людей пенсионного возраста среди пользователей Рунета. В таком случае, стоит приглашать принять участие в опросе представителей заранее составленной выборки. Для маркетингового исследования то, что респондент сам “находит” анкету, хорошо. Как правило, люди сознательно посещают интересующие их определенные сайты, т.е. они составляют целевую аудиторию, на которую рассчитан товар или услуга, предложенная на сайте.

А.Иванов отмечает следующие характеристики виртуального опроса: “Интернет-анкетирование является чрезвычайно удобным, недорогим и быстрым способом проведения исследований, позволяющим в короткие сроки опросить большую, географически обширную аудиторию, обработать и представить данные для отчета.” Иванов А. Целевая аудиторя. http://lib.socio.msu.ru/l/library

В целом, можно сказать, что компьютер, подключенный к Интернет, в анкетировании заменил бумагу, на которой печатаются вопросы и ответы. Таким образом, технология метода не изменилась - он остался опосредованным. Изменился только посредник между исследователем и респондентом.

А как быть с очными методами, технология проведения которых при трансформировании их в виртуальное пространство, изменится в любом случае? Можно ли считать результаты проведенных в Интернет, изменивших форму глубоких интервью, фокус-групп, включенного наблюдения и т.д., такими же полными, как данные, полученные традиционным путем? Дело в том, что давать полные сведения - это главная задача перечисленных и еще ряда методов - это качественные или мягкие методы. Максимально упрощая, получается, что количественные методы выявляют важность социальных явлений и процессов или их признаков, считая их распространенность; а качественные показывают независимо от степени распространенности социально важные процессы, явления и признаки. Как раз наоборот, то, что изучае...

Другие файлы:

Логический анализ сети Интернет
Монография посвящена вопросам анализа и построения логических моделей сети Интернет с целью более полного извлечения содержащейся в нем информации. Ос...

Тенденции развития и продвижения организации в сети Интернет
Понятие Интернет-маркетинга и развитие коммуникационной составляющей Интернет-пространства. Классификация и сравнительный анализ использования методов...

Интерактивная энциклопедия пользователя интернет
СОДЕРЖАНИЕ- История создания сети Интернет;- Как устроен Интернет - знакомство с компьютерными сетями,сетевыми уровнями и протоколами;- Подключение к...

Технологии применения социологических методов в связях с общественностью
Теоретические и практические основы использования социологических методов в связях с общественностью. Классификации методов социологического исследова...

Историк и социология
В книге рассматривается возможность применения в историческом исследовании социологических методов, понятий и концепций с целью более глубокого проник...