Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Жизненный путь Э.Дюргейма

Тип: реферат
Категория: Социология
Скачать
Купить
Содержание:Введение………………………………………………………………………. .3Глава I§1Жизненный путь ученого…………………………………………………...5§2 Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии………………..8Глава II§1«Социологизм», как философское обоснование социологии…………...14§2 В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религия……………………………………………………………….. 23 Заключение………………………………………………………………….... 33Глоссарий……………………………………………………………………...35Список используемой литературы………………………………………......38 ВВЕДЕНИЕСовсем недавно, каких-нибудь десять лет назад, по интересующим нас в данной работе вопросам мы вряд ли нашли бы сколь-нибудь исчерпывающие ответы. Ведь в учебниках и пособиях по философии имя Дюркгейма - основателя французской социологической школы - лишь упоминалось вскользь наряду с другими представителями "буржуазной" социологии конца XIX - начала ХХ веков."Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - французский социолог и философ; позитивист, последователь Конта, профессор в Сорбонне. Дюркгейм утверждал, что социология должна изучать общество как особую духовную реальность, законы которой отличны от законов индивидуальной психики. Любое общество, по Дюркгейму, основано на общезначимых коллективных представлениях; ученый имеет дело с социальными фактами - коллективными представлениями (право, мораль, религия, чувства, привычки и т.д.), которые принудительно навязываются человеческому сознанию общественной средой"[3.126]. Эти строки - практически половина всей информации об Эмиле Дюркгейме, которую можно было прочесть тогда в философском словаре.Основными работами Э.Дюркгейма являются его книги "О разделении общественного труда", "Правила социологического метода" ("Метод социологии"), "Элементарные формы религиозной жизни". Но познакомиться с ними читателю в советское время в нашей стране было не так просто. В 1991 г. в серии "Социологическое наследие" издательства "Наука" был опубликован однотомник Э. Дюркгейма, в который вошли новые переводы книг "О разделении общественного труда" и "Метод социологии". Тираж быстро разошелся, что неудивительно, учитывая, с одной стороны - его незначительность, с другой - большой читательский интерес к социологической классике и потребности развивающегося социологического образования. Кроме того, в 1991 г. в журнале "Социологические исследования" была опубликована известная работа Э. Дюркгейма "Ценностные и "реальные" суждения.Судьба незаурядных научных идей нередко такова, что, оказав глубокое и повсеместное влияние в науке, превратившись в "парадигму", они, по крайней мере внешне, теряют свою актуальность. Кажется, что они существовали всегда и не существовать не могли". Так произошло и с идеями Э. Дюркгейма, находящимися у истоков современного социологического мышления.Трудно найти сегодня такую отрасль социологии, начиная от общей социологической теории и кончая прикладными исследованиями, в которой бы влияние исследований Э. Дюркгейма так или иначе не ощущалось. Трудно, наконец, назвать такую страну, в которой хотя бы номинальное присутствие социологии не сочеталось с одновременным присутствием дюркгеймовских идей.Вклад Э. Дюркгейма в становление и развитие социологического знания общепризнан. И тем не менее его идеи продолжают сохранять актуальность в том смысле, что далеко не все из них и не повсюду стали достоянием не только массового сознания, но и профессионального сознания социальных ученых. Между тем, они могут оказаться очень полезными и сегодня, особенно в обществах, находящихся в переходном состоянии.Моя курсовая работа состоит из двух глав, каждая из которой разделена на две части. В первой главе рассматриваются жизненный путь Э. Дюркгейма и интеллектуальные истоки его социологии. Во второй главе раскрывается основополагающий принцип социологии Э. Дюркгейма «социологизм» и тема социальной солидарности. Глава I§1 Жизненный путь ученого. Эмиль Дюркгейм родился 15 апреля 1858 года в г.Эпинале, на северо-востоке Франции в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущий автор социологической теории готовился к религиозному поприщу своих предков, изучая древнееврейский язык, Тору и Талмуд. Но он довольно рано отказался продолжить семейную традицию. Биографы Дюркгейма отмечают, что определенное влияние на это решение оказала его школьная учительница-католичка. Короткое время он испытывает склонность к католицизму мистического толка. Но и католиком Дюркгейм не стал, также, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком. Постоянно подчеркивая важн...
Другие файлы:

Жизненный путь и военная деятельность в компании 1812 года генерала А.П. Ермолова
Генерал от инфантерии Ермолов Алексей Петрович - один из популярных русских военачальников своего времени. Исследования по проблематике А.П. Ермолова....

Жизненный путь и педагогическое наследие Анвера Сафовича Тайсина
Трудовая деятельность, жизненный путь и человеческие качества А.С. Тайсина - талантливого педагога и географа. Школьные и студенческие годы. Служба в...

Жизненный путь и практическая деятельность Сокольникова Г.Я.
Жизненный путь Сокольникова Григория Яковлевича. Предпосылки денежной реформы. Проведение денежной реформы под руководством Сокольникова как выход из...

Жизненный путь и учения святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника
Жизненный путь святителя Игнатия Брянчанинова. Учение о послушании в идеале, современном положении человека, жительстве по совету. Пять поучений святи...

Евреи в России - XIX век
Вошедшие в книгу воспоминания выразительно рисуют различные стороны жизни евреев в России в XIX в. Запечатлевая собственный жизненный путь, авторы дет...