Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »РЕЛИГИЯ

Жизненный путь и учения святителей Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника

Тип: курсовая работа
Категория: РЕЛИГИЯ
Скачать
Купить
Жизненный путь святителя Игнатия Брянчанинова. Учение о послушании в идеале, современном положении человека, жительстве по совету. Пять поучений святителя Феофана Затворника о пути ко спасению. Учения о церкви Игнатия Брянчанинова и Феофана Затворника.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Жизненный путь и учения святителя Феофана Затворника

Введение

Чтобы наметить перспективы развития курса Нравственного богословия в системе богословского образования Духовных Семинарий, необходимо в самых общих чертах коснуться краткой истории создания подобных курсов.

Современные курсы Нравственного богословия имеют естественную связь с разработкой таких курсов в дореволюционных семинариях. Создание же их в этот период должно рассматриваться в непосредственном контексте общих тенденций развития науки Нравственного богословия в России.

Характерной особенностью школьных систематических курсов Нравственного богословия, которые стали появляться в России с XVIII века, является то, что "большинство из них и им подобных составлялись сначала по католическим и протестантским образцам".

Например, работа святителя Игнатия Брянчанинова "Об обязанностях христианина" была составлена по книгам протестантских моралистов Буддея и Мозгейма. Казалось бы в этом нет ничего плохого, учитывая склонность немецкой учености к педантичному изучению предмета и систематизации материала. Однако упомянутые протестантские богословы строили свои системы нравоучения на философском фундаменте, найдя опору в нравственной философии Канта с его учением об автономной морали.

Эта тенденция католического и протестантского влияния на развитие Нравственного богословия сохранялась в течение XIX и начала XX веков. Влияние это заметно, например, в трудах ректора СПбДА проф.-прот. И. Л. Янышева (1826-1910). Так его докторская диссертация "Состояние учения о совести, свободе и благодати в православной системе богословия и попытка к разъяснению этого учения" (1872) была написана "в виде критического разбора догматических определений обсуждаемых понятий в патриарших грамотах, в Православном Исповедании , и катехизисе, у Дамаскина и в "известных" руководствах (у Макария). Янышев не находит в этих книгах "достаточно определенного учения" и предпочитает искать этой определенности другим методом, психолого-философским".

Наряду с указанной выше тенденцией развития науки Нравственного богословия явственно проявилось и иное, можно сказать, противоположное направление в развитии нашей науки.

Развитие этого направления в XIX веке неразрывно связано с творчеством святителя Феофана Затворника и в первую очередь с его книгами "Начертание христианского нравоучения" и "Путь ко спасению".

Характеризуя эти работы святителя Феофана Затворника, проф. А. А. Бронзов пишет: "Мы не знаем ни одного богослова, который до такой степени был бы проникнут библейским и святоотеческим особенно духом, до какой последний проглядывает в каждой строке у еп. Феофана. Прямо можно сказать, что его нравоучение в общем библейско-отеческое... Замечательно то, что святитель не просто лишь понял и усвоил святоотеческие взгляды, но проникся ими всецело, они растворились в его мировоззрении, составили неразрывное с ним целое, единое".

Глава 1. Жизненный путь и учения святителя Игнатия Брянчанинова

1.1 Жизненный путь святителя Игнатия Брянчанинова

Один брат злословил старца Афанасия, даже не только роптал сам, но возбуждал к тому некоторых из братий. Отец же Афанасий, слыша злословие и клеветы на него от брата, ублажал его всячески и многим о нем говорил, что сей брат весьма добрый. Без бесчестий нам не спастись.

Игнатий Брянчанинов (5.02.1807-30.04.1867), епископ, в миру Брянчанинов Димитрий Александрович, происходил из славного дворянского рода. С юных лет мечтал о монашестве, но отец отдал его в военное инженерное училище, которое юноша с успехом закончил. Литературные опыты его одобрял сам А.С. Пушкин. Болезнь освободила св. Игнатия от постылой мирской работы. В 1827 Димитрий Александрович становится послушником Троицкого Александро-Свирского монастыря, а в 1831 принимает постриг в Вологде. Через два года он уже архимандрит Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом, которую он буквально вернул к жизни. Здесь был образован хор, советы которому давал М.И. Глинка. В 1857 святой был рукоположен во епископы Ставрополя. По причине крайне расстроенного здоровья в 1861 он ушел на покой и поселился в Николо-Бабаевском монастыре Костромской епархии, где и отошел ко Господу. После святителя осталось богатое литературно-богословское наследие, которое он сам объединил в восемь томов. Оно зиждется на древнейших традициях Святого Православия.

Возрождаемая Православная Церковь за последнее десятилетие приняла в свои недра множество людей воспитанных во времена госатеизма, оторванных от ее предания. Людям приходится воцерковляться “на ходу” по книгам, которые им удается достать. Большинство литературы, заполнившей полки церковных лавок - репринтные издания прошлого века, творения Отцов Церкви древних времен. Слепо и без рассуждения пытаясь применить советы и опыт древних Отцов, множество людей подвергают себя опасности сильно повредить своей душе.

Одна из острых проблем современной духовной жизни - “послушание”. Эта проблема касается и монастырей и “мира”. Духовная неграмотность современного церковного общества создала “благодатную” почву для появления множества “старцев” (часто только что рукоположенных), готовых вести свою несчастную паству путем полного и беспрекословного послушания. Священному Синоду пришлось даже принимать специальное вразумляющее решение по этому вопросу.

В прошлом веке эта проблема стояла не так остро - люди были более церковно грамотные. Однако сам вопрос об образе жительства христиан “последних времен” (к этим временам можно отнести и прошлый и настоящие века) не был обойден вниманием величайшего подвижника и духовного писателя нашей Церкви святителя Игнатия Брянчанинова.

1.2 Учение Игнатия Брянчанинова о церкви

1.2.1 Послушание в идеале

Послушание есть спасительнейший подвиг. Сила и жизнь всех страстей человека сосредоточены в его испорченной воле: послушание, связывая и убивая волю, связывает и убивает совокупно все страсти.

Схема истинного послушания очень проста: у человека повреждена грехом воля; признав свою волю падшей и подчиняя произвольно ее воле Божией, человек этим парализует в себе действие страстей т.е. греха. Постепенно с годами такого насильственного понуждения себя к исполнению заповедей Божиих воля человеческая исцеляется, приобретается навык различения добра от зла и другие духовные дарования.

Что значит иноческая добродетель - послушание? Она - признание разума человеческого падшим и потому - отвержение его буйством веры. От веры - послушание, от послушания - смирение, от смирения духовный разум, который - извещенная вера… - пишет Святитель Игнатий в том же письме.

Теперь о самом главном вопросе: где послушник находит волю Божию относительно всех своих дел и помыслов?

Послушание - чудо веры! Совершить его может один Бог. И совершили его те человеки, которым дан был Богом этот дар свыше. Наставник, или старец, через которого Бог являет Свою волю послушнику, это не просто человек благочестивый, опытный, благонамеренный; нет, это человек имеющий особое духовное дарование: Умерщвление разума и воли не может быть совершаемо человеком душевным, хотя бы и добрым и благочестивым. Для этого необходим духоносный отец: только пред духоносцем может быть явна душа ученика; только он может усмотреть, откуда и куда направляются душевные движения наставляемого им. Очевидно, что умервщление падшей воли, совершаемое так величественно и победоносно волею Духа Божия, не может совершаться падшею волею наставника, когда сам наставник еще порабощен страстям.

Итак, для настоящего послушания нужен Духоносец, иначе …когда люди захотят собственными усилиями достичь того, что дается единственно Богом, тогда труды их суетны и тщетны; тогда они подобны упоминаемым в Евангелии создателям столпа, начинающим здание без средств к совершению его. Все мимоходящие, т.е. бесы и страсти, посмеиваются им, потому что по наружности они будто совершают добродетель, а в сущности, находятся в горьком обмане, слепоте и самообольщении, подчинены страстям своим, исполняют волю бесов. Или того хуже: Если же руководитель начнет искать послушание себе, а не Богу, - не достоин он быть руководителем ближнего! - Он не слуга Божий! - Слуга диавола, его орудие, есть сеть! “Не будите раби человеком”. (1 Кор. 7, 23), - завещавает Апостол. Есть о чем задуматься и “послушникам” и “старцам”.

1.2.2 Современное положение

Пимен Великий… живший в 5-ом веке говаривал: “О совершенстве беседуют между нами многие, а действительно достигли совершенства один или два”. Святой Иоанн Лествичник аскетический писатель 6-го века свидетельствует, что в его время очень умалились сосуды Божественной благодати...причину этого святой видит в изменении духа в обществе человеческом; утратившим простоту и заразившимся лукавством (Сл. 26, гл. 52). Святой Григорий Синаит, писатель14-го века решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки; причину этого Синаит указывает в необыкновенном развитии пороков, происшедшем от умножившихся соблазнов. (Добр. Гл.118, ч. 1). Тем более в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!

Эти строки написаны Святителем о наставниках умной молитвы; можно ли их отне...

Другие файлы:

Смысл испытаний человека. По трудам русских богословов и мыслителей
Данная книга отвечает на самые волнующие вопросы всех времён: если есть Бог и Бог есть Любовь, почему в мире столько зла, почему жизнь наша полна скор...

Избранные поучения святых отцов о молитве
Молитву святые отцы назвали царицей добродетелей и высшим искусством. Молитва — основа духовной жизни, без нее невозможно не только спастись, но даже...

Учение святителя Феофана о христианской и нехристианской мистике
Жизненный путь святителя Феофана (Говорова). Понятия "христианская" и "нехристианская мистика" в современном мире и в богословии Православной Церкви....

Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия(Брянчанинова)
Книга представляет собой основную часть магистерской диссертации видного ученого-богослова игумена Марка (Лозинского +1973). Данная работа о.Марка - б...

Желайте не временного, но вечного. Из писем святителя Игнатия (Брянчанинова)
Представляем вашему вниманию переписку архимандрита Игнатия Брянчанинова с Обер-прокурором Священного Синоида и сенатором С.Д.Нечаевым....