Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Социология

Конфликты в школе

Тип: курсовая работа
Категория: Социология
Скачать
Купить
Федеральное агентство по образованиюПермский государственный технический университетКафедра социологии и политологииКурсовая работаПо дисциплине: «Методология и методика социологического исследования»Тема: «Конфликты в школе»Выполнил студентГуманитарного факультетаЗаочного отделенияГруппы С-09зНемтинова С.М.Проверил преподавательРазинская В.Д.Пермь 2010Содержание
  • Методологический раздел программы………………………………………… 3
  • Характеристика ситуации в исследуемой области. Постановка проблемы исследования ………………………………………………………………………… 3
  • Объект, предмет, цель и задачи исследования ……………………………….. 8
  • Теоретическое уточнение и эмпирическая интерпретация основных понятий. Предварительный системный анализ ……………………………………………... 9
  • Типология конфликтов ………………………………………………………. 11
  • Рабочие гипотезы исследования ……………………………………………. 13
  • Методико-процедурный раздел ……………………………………………... 14
  • Список используемой литературы ……………………………………………….. 15Анкета ……………………………………………………………………………… 16
  • Методологический раздел программы.
  • 1.1 Характеристика ситуации в исследуемой области.Постановка проблемы исследования.Школа – это важная ступень эволюции человека в обществе. Именно здесь ребенок начинает проявлять свою самостоятельность относительно собственных желаний, способностей и наклонностей. Мы знаем, что каждый человек уникален, у каждого свои интересы и особенности. Когда же сталкиваются противоположности, возникает конфликт. Не будет преувеличением сказать, что конфликты разной интенсивности характерны для большинства российских школ. Так было в советское время, так есть и сейчас. Поэтому тема о конфликтах в школе не теряет своей актуальности в годах.Социальная роль учителя и его статус в современном российском государстве стали гораздо ниже. Если в СССР учитель был весьма уважаемой персоной, то теперь его нередко подавляют, часто не дают развиваться молодым специалистам - новаторам. Реформы в школе, если и есть, то чаще всего направленные «сверху», от администрации, нововведения же учителей, которые хотят, чтобы ученикам было более интересно учиться, часто отвергаются в пользу старой системы образования. Отсюда глубинные основы конфликтов между учениками, которым скучно на уроках, и учителями, которые нередко вынуждены преподавать свою дисциплину по старым учебным законам.Можно вывести основное социальное противоречие: противоречие между требованиями и ожиданиями учеников и реально получаемым образованием. Поэтому причины конфликтов между учениками и учителями (именно они находятся в центре внимания), рассмотренные ниже, есть следствие реальных причин, вызванных основным социальным противоречием.Кризисное состояние народного образования осознается населением как вопрос, требующий скорейшего решения. Изучение общественного мнения, проведенное Нижегородским отделом Института социологии РАН в 1989г и в 1991г., показали, что число обеспокоенных в этой сфере увеличилось с 15,8% до 56,4% [1].В сфере народного образования принято выделять четыре субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор (руководители различных уровней). Нужно провести типологизацию конфликтов по такому основанию, как субъект конфликта, и проанализировать причины, их вызывающие.Можно выделить десять видов противостояний: 1) ученик- ученик; 2) ученик – учитель; 3) ученик – родители; 4) ученик – администратор; 5) учитель –учитель; 6) учитель – родители; 7) учитель – администратор; 8) родители – родители; 9) родители – администратор; 10) администратор – администратор [1].Конфликт в общеобразовательной школе нельзя оценивать лишь с точки зрения его положительного или отрицательного воздействия. Необходимо уяснить, закономерное это явление или случайное, долгосрочное или временное, массовое или единичное, каковы его причинно-следственные связи, как оно влияет на поведение участников образовательного процесса.Конфликты среди учеников происходят довольно часто, что и, по мнению учителей, «являются обычным делом для школы». Основные поводы для конфликтов между учениками – грубость, хамство, жестокость, озлобленность. Конфликты в подростковой среде характерны для всех времен и народов. Детская жестокость – явление общеизвестное. Один из парадоксов мировой педагогики заключается в том, что ребенок гораздо больше взрослого «подвержен соблазну стадности, немотивированной жестокости, травли…» [4].Можно ли изжить конфликты между учениками? Вряд ли. В школе происходит формирование личности ребенка, и в зависимости от того, сколь успешно осуществляется этот процесс, в первую очередь усвоение духовных нравственных ценностей снижается (возрастает) количество конфликтов между школьниками. Большую роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина – умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения установленному порядку [4]. Второй, центральный, конфликт «ученик - учитель». Причинами такого противостояния, с точки зрения учеников, являются: 1) оскорбления со стороны учителя; 2) нетактичное поведение; 3) необъективность при оценке знаний; 4) завышенные требования. Наиболее распространены следующие форм...
    Другие файлы:

    Педагогические конфликты и способы их разрешения
    Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания. Конфликты в условиях учебной деятельности. Конфликты между учениками в школе. Особенност...

    Конфликты в школе 2

    Психологические проблемы конфликтных семей
    Семейные конфликты как объект изучения в психологии. Конфликты и факторы их возникновения. Конфликты во взаимодействии родителей и детей. Психологичес...

    Межнациональные конфликты: от истоков к современности
    Характеристика различных межнациональных конфликтов на рубеже XX и XXI веков, причин их возникновения, а также возможных путей решения в условиях совр...

    Турбулентная Евразия: межэтнические, гражданские конфликты, ксенофобия в новых независимых государствах
    Задача автора работы - дать свой взгляд на различные "узлы", завязавшиеся в ходе распутывания советских политических отношений. В центре его внимания...