Конфликты в школе 2
Оглавление1. Программа социологического исследования1.1. Методологический раздел программы………………………………………31.2. Процедурный раздел программы…………………………………………….122. Характеристика выборочной совокупности…………………………………………..133. Основные результаты пилотажного исследования…………………………………..154. Методический анализ инструмента……………………………………………………295. Список используемой литературы…………………………………………………..…326. Приложения6.1 Итоговая анкета с процентами………………………………………….……331. Программа социологического исследования1.1. Методологический раздел программыПостановка проблемы исследованияВ современное время очень часто можно заметить, что у значительной части подростков наблюдается негативное отношение к школе. Это проявляется в отсутствии интереса к учебе, пропусках уроков, конфликтов с учителями. Каковы же главные причины конфликтов, по мнению учителей и школьников?Основываясь на литературе, можно выделить несколько типов противостояний. Первым рассмотрим противостояние ученик – учитель. В ходе исследования, которое было проведено в 1988 году, было опрошено 620 учащихся шести образовательных школ города Тулы (всего 22 класса: 11- восьмых и 11 – девятых). В результате выяснилось, что совершенно необходимыми качествами учителя, с точки зрения учеников, являются хорошее знание предмета (91,6%), справедливость (91,2%), общительность, выдержка, творческий подход к работе, тактичность, отзывчивость, самокритичность, эрудиция. К несущественным качествам учениками отнесена строгость. В реальности же примерный портрет выглядит примерно так: дети сталкиваются с раздражительностью(57%), несправедливостью(52,8%), грубостью(30,3%), мстительностью, высокомерием[2, с.70]. Так же стоит подчеркнуть, что большинство детей, высказывая свое недовольство, предлагают взамен свои предложения, как должен быть организован учебный процесс. По мнению учеников необходимо: Интересное проведение уроков (викторины, дискуссии, семинары, телеуроки, соревнования двух классов по знанию дополнительного материала, обзор литературы по темам с последующим собеседованием).Выбор предметов для основательного изучения самими учащимися, свободное посещение остальных уроков (а не всех!), введение по ним зачетной системы за ознакомительный курс. Отмена дневников в старших классах (задания обширны, все записывают в тетрадях, в 16 лет писать замечания родителям бессмысленно), отмена оценок (нужны уроки, где что-то понял своим умом, а не трясся из за отметки, они мешают выражать свое мнение).Сдваивание уроков, сокращение объема обязательных домашних заданий. За счет освободившегося времени – чтение дополнительной литературы по интересующим предметам, индивидуальная работа.Пересмотр и упрощение программы (много предметов и сложных понятий в них, больше внимания необходимо уделять подготовке к семейной жизни, предметам эстетического цикла, изучать, хотя бы на факультативах, логику, психологию, философию, чтобы научиться размышлять над явлениями, а не просто знать наизусть огромное количество формул).Подготовка и издание «нормальных» учебников, особенно по истории.Предоставление учащимися права выбирать учителей (хорошие без внимания не останутся, а другие в школе не нужны).Отмена переводных экзаменов, так как они нисколько не помогают учебе, отнимают много времени и нервов, ставят учащихся в зависимость от учителей, особенно от тех ,с которыми не складываются отношения. [2, с.69-70]Причинами противостояния между учителем и учеником, как выяснил Нижегородский отдел института социологии РАН в 1989г., с точки зрения учеников, являются: 1) оскорбления со стороны учителя, 2) нетактичное поведение, 3) необъективность при оценке знаний, 4) завышенные требования. Наиболее распространены следующие формы поведения старшеклассников в конфликтных ситуациях с учителем: 1) сотрудничество, 2) компромисс, 3) соперничество, 4) уклонение от контактов, 5) приспособление. Причем формы поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек существенно различаются. Девушки прежде всего стремятся к сотрудничеству, затем выбирают компромисс, сотрудничество, сведение контактов к минимуму, приспособление. Таким образом, в случае возникновения конфликтных ситуаций с учителем старшеклассники выбирают продуктивные формы поведения, хотя юноши более конфликтны, чем девушки. Опрос учащихся общеобразовательных школ Тулы показал, что конфликты с учителями чаще всего возникают из-за: 1) неинтересного ведения урока учителем(38%), 2) неподготовленного домашнего задания(36,6%), 3) пропусков уроков(36,3%). Крайнюю форму соперничества конфликт, связанный с учебной деятельностью, приобрел в последнее время: старшеклассники требуют убрать того или иного учителя. [1, с.95]Что касается учителей, причины неудач они видят, прежде всего: в плохой материальной базе (62,9%), в сложном социальном составе микрорайона (42,9%), в отсутствие инициативы со...