Организация и технология документационного обеспечения на предприятии
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Введение
Эффективная деятельность аппарата управления любой фирмы зависима от правильной организации работы с документами. Практически ни одна технологическая функция управления, связанная с информационными источниками, подготовкой и принятием решений, не обходится без документирования - процесса создания, исполнения и оформления документов.
С документацией связана деятельность всех работников аппарата управления - от технических исполнителей до руководителей всех звеньев. Одни создают документы, другие обеспечивают их оформление и передачу, третьи руководствуются этими документами и на их основе принимают решения.
В повседневной работе предприятий создаются документы по различным вопросам производственной, хозяйственной, финансовой и общественной деятельности. Это приказы, решения, письма, акты, договоры, протоколы, заявления, телеграммы, справки и др. Документы, которые составляются на предприятиях, принято называть корреспонденцией.
Совокупность работ, связанных с созданием документов, их регистрацией, классификацией, движением, учетом и хранением, называется делопроизводством.
Система делопроизводства в Казахской ССР строилась на единообразном подходе всех хозяйствующих субъектов и регламентировалась государственными стандартами и правилами. В период перехода к новым экономическим отношениям, в условиях массового появления различных государственных и частных структур эти правила были забыты, и если в государственных организациях этот вопрос пытаются как-то решить, то каждая частная фирма устанавливает свои порядки в оформлении, подготовке и ведении учета документов. Ситуация усложняется требованием Закона РК «О языках» от 11.07.97 г. №151-1 о переводе делопроизводства на казахский язык.
Внедрение казахского языка в делопроизводство оказалось на практике более сложным процессом, чем предполагалось.
Вся система делопроизводства в Казахстане базируется на русском языке, и оформление корреспонденции на казахском языке требует грамотных переводчиков, оргтехники, необходимых словарей, справочников, а также единообразного подхода к составлению документов как в государственных, так и в частных структурах. Тормозят процесс перехода еще и языковые проблемы, как то: различное толкование терминов и поиск аналогичных слов в казахском языке, особенно в изобилии появившихся в лексиконе в связи с рыночными преобразованиями.
Естественно, в таких условиях необходимо унифицировать документацию сначала на русском языке, а затем переводить ее на казахский язык, хотя бы элементарные и наиболее распространенные документы и системы.
Объект исследования: Документация на предприятии.
Цель: Изучить организацию делопроизводства на предприятии.
Задачи: 1. Ознакомиться с видами организационно-распорядительной документации;
2. Изучить правила подготовки и оформления документов;
3. Разобрать практические рекомендации для секретаря-делопроизводителя.
1. Нормативная база делопроизводства и документационное обеспечение на предприятии
1.1 Организация делопроизводства
Общие требования к созданию документов и организации работы с ними в РК установлены «Основными правилами документирования и управления документацией в объединениях (предприятиях), учреждениях и организациях всех организационно-правовых форм Республики Казахстан», утвержденных постановлением Кабинета министров РК №562 от 30.06.92 г.
Эти правила являются единственным нормативно-правовым актом РК по документированию и управлению документацией, устанавливающим унифицированный порядок создания, оформления, учета и хранения документов для всех хозяйствующих субъектов в Республике Казахстан.
На базе этих правил разработаны такие акты для госорганов РК, как:
- Инструкция «О порядке оформления и учета документов, подлежащих хранению в банках, и требованиях по организации хранения документов», утвержденная правлением НБ РК от 31.12.96 г.;
- Правила обращения с документами Администрации Президента РК в аппаратах госорганов управления, центральных исполнительных органов, местных исполнительных и представительных органов, на предприятиях, в организациях и учреждениях РК от 08.12.96 г.;
- Инструкция по делопроизводству в Администрации Президента РК от 09.01.96 г. №2751;
- Правила учета, использования и хранения документов, дел и изданий ограниченного распространения, утвержденные приказом Агентства РК по защите госсекретов, от 29.08.2000 г.;
- Правила государственной регистрации нормативных актов, утвержденных постановлением Правительства РК от 12.12.98 г. №1278.
С целью стимулирования расширения делопроизводства на государственном языке и в свете положений Закона РК «О языках» от 11.07.97 г. №151-1 были подготовлены и действуют следующие нормативные акты:
- Указ Президента РК «О мерах по улучшению работы государственного аппарата, борьбе с бюрократизмом и сокращению документооборота» от 31.07.2000 г. №427;
- Постановление Правительства РК «О расширении сферы употребления государственного языка в госорганах» от 14.08.98 г. №769;
- Инструкция «О порядке морального и материального поощрения сотрудников органов юстиции и судов РК, выполняющих работу на государственном языке РК, а также успешно овладевающих государственным языком», утвержденная приказом МЮ РК от 22.06.99 г. №45;
- Распоряжение Премьер-министра РК «О поощрении административных государственных служащих, осуществляющих подготовку документов на государственном языке» от 21.09.2000 г. №117-р.
- Инструкция «По нотариальному делопроизводству в РК», утвержденная МЮ РК от 16.07.98 г. №83.
Кроме этого, особенности разработки и представления, принятия, введения в действие, изменения, дополнения, прекращения или приостановления действия, опубликования законодательных и иных нормативных правовых актов, требующих регистрации в Министерстве юстиции РК, регулируются Законом РК «О нормативных правовых актах» от 24.03.97 г. №213-1.
Делопроизводство должно быть простым и оперативным, система которого устанавливается внутрифирменным документом - инструкцией «О делопроизводстве», составленной в соответствии с требованиями постановления КМ РК от 20.06.92 г. №562 и утвержденной высшим должностным лицом организации.
В зависимости от объекта документооборота и организационной структуры субъекта делопроизводство может осуществляться:
- управлением делами;
- канцелярией;
- секретариатом;
- общим отделом;
- секретарем-референтом;
- любым сотрудником, в порядке совмещения должностей (ответственный за делопроизводство).
Функциональные обязанности и права сотрудников служб делопроизводства устанавливаются должностными инструкциями. Согласно ЕТКС РК к работникам этой службы относятся:
- руководители:
- заведующий;
- заместители заведующего;
- специалисты:
- помощник руководителя фирмы;
- инспектор;
- методист;
- заведующий архивом;
- редактор;
- корректор;
- технические работники:
- секретарь-референт (стенографист);
- делопроизводитель;
- секретарь-машинистка;
- экспедитор;
- курьер.
Ответственность за делопроизводство возлагается на первого заместителя руководителя или на конкретного исполнителя, одного из вышеперечисленных, и фиксируется в индивидуальном трудовом договоре.
Все работники фирмы, которые по должности работают с корреспонденцией, обязаны знать инструкцию «О делопроизводстве» и оформлять служебную документацию в соответствии с ее требованиями.
Инструкция «О делопроизводстве» является нормативным документом, регламентирующим организацию, правила, приемы и процессы создания документов. К инструкции прилагаются формы и образцы документов, применяемых в фирме, и справочно-методический материал: перечень документов, подлежащих утверждению, перечень документов, на которых ставится печать, и т.п.
Внутрифирменная служебная переписка допускается в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан,
Например: Законом РК «О труде» от 10.12.99 г. №493-1.
Не рекомендуется служебная переписка между структурными подразделениями организации.
Служебная переписка с другими организациями и гражданами может производиться:
- на государственном языке РК;
- на официальном языке;
- на том языке, на котором написан поступивший запрос, письмо, заявление и т.п.
Унифицированная система делопроизводства устанавливает несколько подсистем формир...
Современная организация и технология документационного обеспечения управления
Организация службы документационного обеспечения управления. Регистрация документов и организация справочно-информационного обслуживания. Контроль за...
Организация и технология документационного обеспечения управления 2
Понятие конфиденциального делопроизводства. Автоматизация документационного обеспечения
Конфиденциальное делопроизводство: сущность и содержание, основные закономерности и принципы реализации, нормативно-правовое обоснование и значение. М...
Технология систем документационного обеспечения управления
Исследование проблем автоматизации документационного обеспечения управления в Республике Беларусь. Особенности формирования единого информационного пр...
Работа службы документационного обеспечения
Служба документационного обеспечения управления. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Правила оформления и выдачи коп...