Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Москвоведение

Успенский кафедральный собор города Дмитрова - 500 лет истории

Тип: реферат
Категория: Москвоведение
Скачать
Купить
Успенский кафедральный собор города Дмитрова - 500 лет истории Соловьёв К.А. (г. Москва)Статья посвящена грядущему осенью 2013 г. юбилею одного из интереснейших памятников древнерусской архитектуры XVI в. - Успенскому собору города Дмитрова. Рассматриваются вопросы атрибуции, архитектурной стилистики, художественных памятников и святынь, хранившихся в соборе и пребывающих в нём в настоящее время. Также в работе уделяется значительное место вопросам времени построения собора и его декоративному убранству. Ключевые слова: Успенский собор, архитектурный замысел, конструктивные особенности, иконописные памятники, керамиды.Осенью 2013 г. отмечается пятисотлетний юбилей одного из интереснейших архитектурных памятников Подмосковья — Успенского собора города Дмитрова. Немногие древнерусские города могут похвастаться сохранностью главного кафедрального собора. В советский период, в 20-30-е гг., уничтожались, прежде всего, кафедральные храмы городов и наиболее интересные архитектурные доминанты. Однако этому Успенскому собору повезло, и он до сих пор остаётся центром духовной и культурной жизни Дмитрова (рис. 1).Фото 4а. Дмитровский Деисусный чинФото3. Св. Вмч. Димитрий Солунский (ПТ) Икона XII века из ДмитроваДмитров был основан в 1154 г. как город-крепость, хотя и до этого времени на его месте находились ранние поселения. Несмотря на свои небольшие размеры, город сыграл определённую роль в истории становления Московской Руси. В 1301 г. здесь состоялся съезд четырёх князей, благодаря которому московский князь Даниил Александрович пытался остановить княжеские усобицы. С 1364 г. Дмитров вошёл в состав Московского княжества, а с начала XV столетия являлся центром удела, который выделялся сыновьям Великого князя Московского (рис. 2). Однако до сих пор неясно, существовал ли в городском Кремле на месте нынешнего Собора храм-предшественник или он находился на другом месте внутри Кремля? Это одна из загадок Успенского собора. Однако косвенно можно сказать, что собор-предшественник всё же был. До наших дней дошёл Образ Св. Великомученика Димитрия Солунского из Дмитрова. Изображение, относящееся к XII в., его иконография позволяют говорить нам о том, что это был храмовый образ главного собора Кремля, который был передан в деревянный собор Дмитровского Кремля великим князем Владимирским. Это следует из того, что Св. Вмч Димитрий Солунский был покровителем Владимирского Великокняжеского Дома. Дмитрий — крестильное имя Великого князя Всеволода Большое Гнездо, в честь которого и назван город. «В Тверской летописи приводится дата рождения Всеволода — 19 октября 6662 года (1154 год)» [15], а 1-я Софийская летопись по списку И.Н. Царского сообщает о церкви и граде, заложенных князем Юрием Долгоруким  в память о рождении у него сына: «заложи церковь и град во имя сына своего Дмитров».[1]Таким образом, первым храмом Дмитровского Кремля был деревянный Дмитриевский собор. Удивительно, как его храмовая Икона дошла до нашего времени. О том, что храм был княжеский и обетный, свидетельствуют сохранившиеся на спинке трона знаки и символы Великокняжеского Дома, на котором восседает Св. Вмч. Димитрий. В настоящее время этот Образ пребывает в Государственной Третьяковской Галерее (рис. 3). Однако первые летописные свидетельства о рождении Дмитрова могут быть и не совсем точны. А.В. Яганов предполагает: «В известии о кончине Всеволода Юрьевича в 1212 году указывается, что «он княжи в Володимири лет 30 и 6, а всех лет 60 и 6», то есть его рождение относится к 1146 или 1147 году. Типографская летопись содержит запись о рождении Всеволода под 1154 годом, но в ней же сказано, что Всеволод прожил 63 года, следовательно, он должен был родиться в 1149 году..» [15]. Это может косвенно свидетельствовать нам о том, что город, а значит и храм в нём, мог быть основан несколькими годами ранее. Атрибуцией Дмитровского Образа Св. Вмч. Димитрия Солунского занимался известный советский и российский искусствовед Г.В. Попов, который опубликовал свои выводы в своей статье 1972 г. [6]. Древнейшая история города содержит в себе много интересных преданий, в которых вымысел переплетается с историческими фактами, поэтому всё это дало возможность причту кафедрального собора в 1714 г. устроить в нижнем тёплом подклете Успенского собора церковь в честь Св. Великомученика Димитрия Солунского. Геннадий Викторович Попов также занимался историей строительства Успенского собора. Предшествующая церковь домонгольского периода была посвящена Димитрию Солунскому, а новый Успенский собор был возведён, по его мнению, «не ранее последней четверти XIV — второй половины XV в., когда город уже находился в сфере влияния Москвы.» [7]. Интересно, что в ныне существующем Соборе сохранился ещё один интересный иконографический памятник — Дмитровский Деисусный чин, который датируется первой половиной XV столетия.Именно в этот период Дмитровским князем становится князь Пётр Дмитриевич — сын Великого Московского князя Дмитрия Донского, по духовной грамоте которого в 1389 г. город был отдан младшему сыну Петру, что символизировало начало нового периода в истории города — периода удельного княжения. Скончался князь Пётр Дмитриевич во время эпидемии 1427 г. [5]. Видимо, Дмитровский Деисус- ный чин мог быть написан по обету и вложен в каменный Успенский собор (рис.4, рис. 4а). Эти косвенные свидетельства позволяют нам говорить о том, что до ныне существующего храма в Дмитровском Кремле суще ствовал ещё один каменный собор. Есть ещё одна точка зрения, согласно которой каменный собор мог быть возведён в период княжения в Дмитрове князя Юрия Васильевича — сына Великого князя Василия II. Ряд дореволюционных исследователей, ссылаясь на духовную грамоту князя Юрия Васильевича, писали: «Имеется целый ряд указаний на существование собора, начиная с 1472 года...» [2], позднее на эти сведения ссылалась в своей работе А. В. Рындина [9].Фото 2. Древний Дмитров. Рис. А. ВаснецоваФото 4. Иконостас Успенского кафедрального собора г. ДмитровОднако это косвенные свидетельства, так как в самой духовной грамоте князя Юрия Васильевича нет упоминаний о каменном Успенском соборе в Дмитрове в этот период [8]. Именно поэтому мы можем говорить о том, что история Успенского собора является одной из интереснейших исторических загадок современности. Известный Дмитровский краевед, сотрудник музея Р.Ф. Хохлов, отмечая большой вклад известного советского и российского искусствоведа Виктора Михайловича Сорокатого в изучение и атрибуцию Дмитровского Деисусного Чина, отмечал тот факт, что до сих пор «... многие важные для феодального периода истории Дмитрова проблемы далеки от разрешения, например, датировка и авторство таких выдающихся памятников архитектуры, как Успенский собор и собор Бориса и Глеба.» [14].Удельный период длился в Дмитрове полтора века. Это был период расцвета древнерусского города. Он являлся административным и торговым центром. «От Дмитрова начинался знаменитый торговый путь по реке Яхроме к Волге и далее в Среднюю Азию» [8]. Именно в это время было возведено ныне существующее здание Успенского кафедрального собора (рис. 5).знаменитого Дмитровского удельного князя, Юрия Ивановича — сына Великого Князя Иоанна III Васильевича. Может показаться, что уж в этот период не может быть никаких загадок в строительстве, датировке и авторстве проекта собора. Однако это не так. Большинство дореволюционных авторов очень осторожно говорят о времени построения собора. Так, например, А. Ф. Филиппов отмечает: «Точная дата постройки Успенского собора в Дмитрове неизвестна. По своим архитектурным формам он может относиться к XV—XVI столетиям.» [7]. Однако точно можно сказать, что возведение этого соборного храма связано с именем удельного князя Юрия Ивановича. Как отмечает Г.В. Попов: «Князь Юрий Иванович — уникальная фигура начала XVI века. Его уникальность подчёркнута даже его оппозиционностью к Великому князю. Так, например, при жизни своего отца Ивана III он вёл переписку с Речью Посполитой....» [7].Видимо, польский король Сигизмунд III пытался поссорить Юрия Ивановича с Великим князем. Сохранились свидетельства того, что Юрий Иванович тайно принимал у себя в Дмитрове польских послов. Сохранилось письмо его сестры Елены Ивановны — польской королевы. Польское посольство 1507 г. специально посещало Дмитров, чтобы провести тайные переговоры с Юрием. Польские посольские речи отмечают: «А тое посольство мает тайно говорено быти» [1]. Неудивительно, что этот человек желал в столице своего удела построить кафедральный собор в столичном московском стиле. Это действительно выдающийся памятник начала XVI столетия, который является зримым примером перенесения на русскую почву итальянских ренессансных влияний. Конструктивно существующее здание Успенского собора относится к первой четверти XVI в.. Г.В. Попов отмечает: «Дата строительства Успенс...
Другие файлы:

Прогулка по городу Омску. Успенский кафедральный собор
Фотографии Успенского кафедрального собора города Омска, элементов его фасада и внешних икон храма....

Свято-Успенский кафедральный собор Ташкент

Город Дмитров
История города Дмитрова. Удобное расположение Дмитрова на севере Московской области, соседство с богатыми на достопримечательности Сергиевым Посадом и...

Знаменский кафедральный собор города Курска
Авторские фотографии и архивные материалы о истории Знаменского кафедрального собора в городе Курске....

Токийский кафедральный Воскресенский собор в истории японской православной церкви.