Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Москвоведение

Каширская дорога

Тип: реферат
Категория: Москвоведение
Скачать
Купить
Каширская дорогаПо мере заселения Руси, истребления лесов и обмеления рек водные пути стали уступать место сухим дорогам. Уже лет за 500 до нашего времени Москва стала центром сети дорог, расходившихся веером во все концы Руси.Трассы этих древних дорог в большинстве случаев совпадают с шоссейными дорогами, проведенными в XVIII - XIX вв.,и с железнодорожными линиями позднейшего времени.По нашим понятиям, большие дороги и вообще удобные пути сообщения являются всегда несомненным благом, но в условиях жизни Руси в средние века были особые обстоятельства, которые заставляли население смотреть на это дело иначе и избегать близкого соседства с большими дорогами. При больших дорогах крупные селения стали возникать и образовываться значительно позднее, в XVII в., когда страна вступила в новый период истории, обусловленный усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок.Московские князья по требованию золотоордынских ханов должны были организовать прием и проводы ханских «послов». Послами тогда называли вообще всяких агентов Золотой Орды, которые часто, по разным делам и поводам, приезжали в Москву. Они являлись на Русь как хозяева, в сопровождении вооруженной охраны, а под их покровительством приходили большие караваны торговых людей с различными товарами и косяками степных лошадей, находивших на Руси всегда хороший спрос. От проходов татарских послов и караванов страдали преимущественно обитатели селений возле южных дорог Подмосковья, но по всей Руси тяжелым бременем для придорожных селений были частые проезды княжеских гонцов и ратных людей. По обычаям того времени, они имели право только на постой, а кормы себе и лошадям должны были покупать «ценою», т. е. по добровольному соглашению. На деле ратные люди и гонцы постоянно нарушали этот обычай и вызывали бесконечные жалобы населения. Хорошо еще было, если ратные люди шли большими соединениями под начальством воевод, которые поддерживали дисциплину и не позволяли «обижать» население. Но в большинстве случаев ратные люди сходились со всех концов Руси на сборные пункты мелкими партиями или даже в одиночку и таким же порядком разбредались по домам после службы. Население жаловалось, что гонцы и ратные люди берут кормы не ценой, а «сильно», травят и вытаптывают лошадьми посевы и покосы и обжигают «хоромы», т. е. употребляют на топливо «нутро избяное», все, чем можно обогреться.Не менее серьезной опасностью на больших дорогах являлись разбои. При Иване Калите и долгое время после Калиты, и в XV, и в XVI, и даже в XVII веках, разбои, конокрадство и «татьбы» на больших дорогах были постоянной угрозой для жителей придорожных селений. Недаром сложилась и удержалась на много веков поговорка: разбойник с большой дороги - поговорка, которую многие употребляют иногда до наших дней, не всегда даже понимая ее историческое происхождение.В мелких деревнях, разбросанных в непроходимых лесах, за мхами и болотами, жилось безопаснее, чем при больших дорогах. Во-первых, лихим людям здесь была небольшая пожива, а главное, что такие селения защищало бездорожье и невозможность ни добраться до них, ни выбраться из них, не оставив после себя следов. Спокойнее всего жилось в таких деревушках зимой, когда глубокий снег заносил все дороги.Дороги в основном проходили в обход глубоких оврагов от чего нередко петляли.Отсюда идет поговорка"Семь загибов на версту". В Рязанскую землю и на Дон отправлялись по Каширке. Каширка изначально начиналась у Котлов и проходила через Большой овраг(приблизительно как и сейчас)на Фроловский ям на Пахре, затем на Шибанцево, Купчинино, Князеве и Каширу. Позже(после 1849г)Каширка отделялась от Серпуховки после Большого оврага речки Жужы и шла по водоразделу между речкой Чертановкой и рекой Москвой.Далее у деревни Беляево была развилка-каширка на юг,и дорога на восток,в Братеево,Борисово,Беседы.Пo старинному Каширский тракту,в Москву купцы Орла, Тулы, Ельца и других городов ежегодно в сентябре-октябре гнали гурты крупного и мелкого рогатого скота.В 1765 г., например, по нему прошло 28453 головы скота.В черте нынышней Москвы Каширка шла через Беляево,Шайдрово,Хохловку,Черную грязь и Орехово.При создании Василием Голицыным в XVII в прудов,дорогу провели по шипиловской плотине-мимо Сабурово и Шипилово.За деревней Орехово заканчивался Московский уезд и начинался Подольский.В 1972 году Каширское шоссе,именнуемое так с XIX века,вновь меняет направление и проходит от Сабурово по Борисовским мостам,соединяясь со старой дорогой в районе т.н.Орехово-3(Остановка на старой каширке:Орехово 1-в районе метро Орехово; 2-в районе магазина Белград; 3-в районе пересечения каширки и Ясеневой улицы).В окрестностях каширской дороги до массовой застройки района сохранялись почти у каждого поселения курганы вятичей 13-14 веков,что свидетельствует о плотном заселение этих мест.Курганы были в Борисово,Зябликово,Братеево,Царицыно.Лишь в Царицыно сохранилось три группы курганов.Как и все южные дороги каширка одной из первых подвергалась опустошению от набегов снепняков -золотоордынских и крымских татар:1237-Батый,1382-Тохтамыш,1408-Едигей,1521-Мухаммед-Гирей,1571 -Девлет Гирей,1591-Казы-Гирей.В 1176,за 60 лет до прихода на русь татар здесь прошло на Москву обьединенное войско половцев и рязанцев.Междоусобные войны пожалуй наносили больше ущерба населению чем набеги из вне,так как происходили гораздо чаще.При этом простое население враждебного князя воспринималось как чужое и пополняло ряды "челяди"или продавалось на восточные базары.Опричнина и смута также не способствовала заселению южного подмосковья.В 1592-93 годах по Московскому уезду числятся двести восемьдесят с половиной селений и двести пятьдесят три пустоши,в 1616 году-девяносто одно селение и двести восемьдесят восемь пустошей.Через десять лет-сто пятьдесят пять с половиной селений и четыреста двенадцать пустошей.Лишь с воцарением сына Грозного-Федора в Московсковском царстве на время натупает спокойствие.Правда дабы остановить бегство крестьян с боярских земель был отменен"Юрьев день" и возникло"крепостное право"силой сдерживающие крестьян на дворянских и государственных землях.При Борисе Годунове,в результате неурожая несколько лет подряд-начинается голод.Возникает новая смута приведшая на русь интервентов-поляков и шведов.Татары также не упускали возможности воспользоватся смутой и в 1609 году 40000 войско их увело в полон бесчисленное множество людей,несчитая убитых и раненых.В 1618 году,выполняя задание Польши,отрабатывая полученные привилегии,на соединение с польским королевичем Владиславом двигался по Каширской дороге гетман запорожского войска Сагайдачный.По другой версии он двигался по Коломенской дороге,ибо перейдя Оку в районе Каширы и уничтожив до основания этот город(Через год его восстановили но уже на правом берегу Оки),далее он сжег село Бронницы(ныне город).Возможно по Каширской дороге шел с немногочисленным войском его союзник-будущий гетман Михаил Дорошенко.Хотя в XVII веке еще существовала древняя Шубинская дорога на Коломну,кою позже вытеснила Каширка.Шубинка начиналась от нынешней Каширки,у села Фроловский Ям,далее шла на Рождественнский погост и на Бронницы.(С небольшим изминением дорога продолжала существовать вплоть до XX века,с названием Бронницко-Подольское шоссе.Некоторые ее участки и сейчас существуют.) По Шубенке войска гетмана вполне могли идти. В районе Котлов Сагайдачного встретили бояре, но боя дать не решились и он беспрепятственно соединился с главными силами поляков . Меньше чем через 200 лет после смуты в 1812 году по каширской дороге покидали столицу войска и москвичи,а затем отступали войска наполеоновского маршала Мюрата-неаполитанского короля...
Другие файлы:

Падший демон. Дорога в никуда
Наргх - демон. Но он изгнан из Бездны. И отвергнут людьми. За ним гонится безжалостная инквизиция, его хотят прибрать к рукам маги. Обратного пути у н...

Германия. Невская коллекция путешествий. Лето 2012
В Германии более 25 000 замков и крепостей, из которых наиболее известны королевские замки Нойшванштайн и Линдерхоф (Бавария), дворцы и парк Сан-Суси...

Дорога в космос
Электронная тематическая коллекция “Дорога в космос”ГПНТБ России на основе своего библиотечного фонда и ряда других источников в этой тематической обл...

Дорога к новой жизни
"Дорога к новой жизни" это продолжение книги "Дорога без возврата"....

Дорога в жизнь - 3. Черниговка
Третья часть повести-трилогии Ф.А. Вигдоровой "Дорога в жизнь"....