Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Курс лекций по сравнительному менеджменту

Тип: Лекция
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить

Один из самых горячо обсуждаемых в обществе вопросов – пути развития российской экономики и роли национальной специфики в этом процессе. Выделяются разные аспекты проблемы, исследователи пытаются сделать глобальные выводы. На наш взгляд, для правильной постановки вопроса необходимо системное описание и точное выделение предмета рассмотрения.

Национальные экономики различаются не только по уровню технологического развития, но и по действующим социально-экономическим институтам. Более того, эмпирические исследования показали, что одни и те же технологии внедряются и используются в разных странах неодинаково, т.е. социальные воздействия влияют на развитие технологий. Тем более это относится к другим аспектам деловой жизни. Целесообразно рассматривать совокупность отношений, связывающих предпринимателей и их предприятия друг с другом и обществом в целом, как отдельную - предпринимательскую - систему.

Национальные предпринимательские системы отличаются друг от друга по таким существенным признакам как место в мировом хозяйстве, отраслевая структура, способ взаимодействия государства и предприятий, правовая система, формы взаимодействия субъектов рынка, ценности и нормы разных слоев общества, организационные формы предприятий и их объединений, структура финансового рынка. Соответственно, одни и те же воздействия в несхожих предпринимательских системах приводят к различным последствиям.

Р. Пребиш обратил внимание на тот факт, что увеличение сырьевого экспорта из развивающихся стран в развитые в 50-е – 60-е годы XX века (анализировалось положение в государствах Южной Америки) приводит не к увеличению темпа роста экономики государства-экспортера, а к еще большей его привязке к ядру мировой системы хозяйства. Механизм этого явления заключается в следующем. Латиноамериканские элиты следуют потребительской модели поведения, господствующей в развитых странах.