Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Японская модель управления персоналом и возможность её использования в других странах

Тип: курсовая работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Японский менталитет и его влияние на стиль управления. Наем рабочей силы, его особенности. Обучение и стимулирование персонала на японских предприятиях. Оценка использования японского опыта управления персоналом в других станах, в том числе в России.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Управление персоналом»

на тему: «Японская модель управления персоналом и возможность её использования в других странах»

Содержание

Введение

Глава 1. Управление человеческими ресурсами в Японии

1.1 Японский менталитет и его влияние на стиль управления

1.2 Наем рабочей силы в Японии

1.3 Обучение и стимулирование персонала на японских предприятиях

Глава 2. Внедрение японской модели управления персоналом за рубежом

2.1 Использования японского опыта управления персоналом в других станах

2.2 Возможность применения японских методов управления персоналом в России

Заключение

Список литературы

Введение

Интерес к Японии во всем мире огромен. Впечатляющие достижения Страны Восходящего Солнца, особенно в экономике, общеизвестны и привлекают к себе пристальное внимание. Интерес к Японии, потерпевшей жестокое поражение в войне, понесшей огромный материальный и моральный ущерб, в конце концов, сумевшей практически в течение жизни одного поколения не только подняться из руин и разрухи, но и превратиться в экономическую державу, лидирующую во многих областях промышленности и торговли, науки и техники. Вот каким путем Япония выросла в мировую экономическую державу. В 1950 г. доля Японии в мировом ВНП не превышала 1%, а на долю США приходилось 50%. Сейчас на долю этих двух стран приходится 43% мирового ВНП, причем Япония обеспечивает 17% из них, США - 26%.

Японская система управления персоналом наилучшим образом показала себя в способности наиболее эффективно использовать трудовые ресурсы. Многие страны активно использую японский опыт управления на своих предприятиях. Поэтому следует изучить и проанализировать главные аспекты японской системы управления персоналом, и, если будет возможность, внедрить какие-то части этой теории в России.

Актуальность исследования японского стиля управления человеческими ресурсами доказывает и тот факт, что в условиях экономического кризиса единственным стабильным ресурсом организации становится человек. И именно слаженно работающий коллектив и профессионализм каждого отдельного работника поможет вывести предприятие из кризисной «ямы». Японский менеджмент развивает творчество, мастерство и сознательность персонала, стимулирует сотрудничество в работе, которое мобилизует знание и опыт всей группы, еще больше сплачивает ее, развивает дух сотрудничества. Таким образом, японская модель управления персоналом вызывает пристальный интерес, а потому актуальна на сегодняшний день.

Сегодня степень изученности японских методов управления персоналом в научных кругах достаточно велика. Все ученые сводятся к единому мнению о колоссальной эффективности этих методов в управлении. В теоретическом аспекте современных ученых больше всего проявляют интерес к вопросу пригодности японской системы управления персоналом в других странах, в частности в России. Сегодня стоит проблема адаптации японской модели управления человеческими ресурсами к российскому менталитету. Этой проблемой занимаются следующие ученые: Веретнов В., Глиньский Б. М., Горчакова Т., Карасюк Е.А., Коркина Т., Боковикова И., Куцивол В., Пронников, В.А., Ладанов, И.Д. и др.

Целью данной курсовой работы является определение возможности использования японского опыта управления персоналом в других странах. Объектом исследования является персонал организации, а предметом - модель управления персоналом в Японии.

Курсовая работа имеет стандартную структуру: введение, две главы, заключение, список литературы. В первой главе рассматриваются особенности японского стиля управления человеческими ресурсами (процесс найма, обучения и стимулирования персонала), а также японский менталитет, как причина и предпосылка этих особенностей. Во второй главе курсовой работы поставлена проблема заимствования японского опыта и перенос его в другие страны. Приводятся примеры применения японской модели управления персоналом за рубежом, а также определяются японские методы, возможные для использования в России.

Гипотезой исследования является следующее предположение. Использования японского опыта за рубежом возможно при условии его адаптации к условиям принимающей страны. Мною были использованы описательный, сравнительный методы, а также анализ и синтез.

Таким образом, в процессе исследования были поставлены и решены следующие задачи:

Раскрыть взаимосвязь менталитета и стиля управления

Описать особенности японского менталитета и предпосылки его формирования

Проанализировать японские черты управления, сформированные историческими особенностями этой страны

Ознакомиться с особенностями процессов управления персоналом (наем, обучение, стимулирование персонала) в Японии

Рассказать о уже существующих примерах использования японского опыта в других странах

Проанализировать общие черты менталитета Японии и России

Определить японские методы управления персоналом, возможные для использования в России

Глава 1. Управление человеческими ресурсами в Японии

1.1 Японский менталитет и его влияние на стиль управления

Существует ряд определений менталитета: менталитет

- «совокупность исторически сложившихся психологических особенностей поведения нации»,

- «своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся «коду» в любых обстоятельствах...»,

- «определенное социально-психологическое состояние субъекта - нации, народности, народа, его граждан, - запечатлевшее в себе (не «в памяти народа», а в его подсознании) результаты длительного и устойчивого воздействия этнических, естественно-географических и социально-экономических условий проживания субъекта менталитета».

В этих определениях речь идет не только о психологической, но и о социально-психологической природе менталитета. Буртенко А.П. и Колесниченко Ю.В., основываясь на исследованиях Л.С. Выготского, отмечают генетические, исторические, природно-климатические источники этого явления, выделяя главным образом менталитет как «код», детерминирующий социальное поведение отдельного человека и нации.

С точки зрения управленческой науки, менталитет - подсознательная социально-психологическая «программа» действий и поведения отдельных людей, нации в целом, проявляемая в сознании и в практической деятельности людей. Источник ее формирования - совокупность психологических, социально-экономических, природно-климатических явлений, действующих на протяжении длительной эволюции страны.

Управление - форма проявления внутренней, глубинной социально-психологической программы, заложенной в человеке. В этом качестве менталитет - всеобщая основа поведенческого менеджмента, его элемент, его существенная сторона. В этом проявляется соответствие менеджмента менталитету.

В основу японской системы управления положены такие качества, как трудолюбие, гармония, лояльность. Интерес к данной модели со стороны исследователей продиктован ее высокой эффективностью. Основу успеха японских компаний составляют доминирующие национальные черты: коллективизм, лояльность, аккуратность, бережливость, практичность, чрезмерное трудолюбие, высокая приспособляемость к новым условиям.

Но самой ярко выраженной чертой японского менталитета является коллективизм, корни которого глубоко уходят в традиции выращивания риса. Возделывание риса на японских островах всегда требовало колоссального труда, поэтому рисосеятели сливались в артели, члены которых поддерживали друг друга. С течением времени возникла специфическая групповая активность - известный японский группизм, психология которого проникла во все сферах производственной и социальной жизни. Она вылилась в системе порядка с четкой подчиненностью лидеру и уважению к старшему.

Бережливость и практичность японских работников является следствием существования нации в условиях дефицита ресурсов, побуждающего людей действовать в соответствии с определенным сценарием - они экономят на системе управления, бережливо используют трудовые, финансовые, капитальные и земельные ресурсы - это проявляется в быстром внедрении безотходных, энерго- и материалосберегающих технологий.

Коллективизм и иерархичность относятся к базовым принципам японского управления. При принятии решений ответственность за их исполнение носит коллективный характер без выраженной индивидуальной инициативы, а указание начальника является законом для подчиненного.

Управление персоналом занимает крайне важное место в управлении и является ключевым аспектом японского менеджмента, оно также важно, как и управление финансами или техническим процессом.

Соответствие менеджмента менталитету Японии

<...
Другие файлы:

Виды и составляющие стратегии управления персоналом
Управление персоналом как функциональная область. Стратегическое развитие организации. Модель стратегического управления персоналом и ее формирование....

Зарубежный опыт управления персоналом и перспективы его использования в России
Проблемы развития и становления системы управления персоналом в России, сущность модифицированных методик. Сравнение японской и американской модели уп...

Зарубежный опыт управления
Мировой опыт управления. Реализация европейской модели управления персоналом. Особенности японской модели управления персоналом. Специфика модели упра...

Совершенствование управления персоналом с применением методов экономико-математического моделирования
Организационно-экономическая характеристика ООО "Сим-Авто". Система управления персоналом и трудовой потенциал. Экономико-математическая модель объема...

Практика управления персоналом: европейская модель
Актуальность. Развитие бизнеса не стоит на месте, и компании с самого начала своего существования или после первого серьёзного расширения и преодолени...

Черты менталитета

Обусловленные ими особенности управления

Группизм

Управленческие решения принимаются коллективно на основе единогласия; коллективная ответственность; коллективный контроль; ориентация управления на группу; оплата труда по показателям работы группы.