Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Этапы инновационного цикла в малой фирме (социологический анализ)

Тип: дипломная работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Характеристика малого предпринимательства как социально-экономического феномена.Суть понятий "инновация" и "инновационный цикл" как социологических категорий. Специфика инновационного цикла и его этапы в малых научно-технических фирмах Белоруссии.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Понятия инновационного цикла в малой производственной организации
  • 1.1 Сущность понятий инновации и инновационный цикл как социологических категорий
  • 1.2 Этапы инновационного цикла на малом предприятии
  • Глава 2. Специфика инновационного цикла в малых научно- технических фирмах Белоруссии
  • 2.1 Особенности малых научно-технических предприятий Белоруссии
  • 2.3 Особенности инновационного цикла в малых научно- технических фирмах Белоруссии
  • Глава 3. Особенности коммерциализации новшества на РУП Диэкос
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложения

ВВЕДЕНИЕ

С ростом уровня развития экономики возрастает значение использования нововведений в широких масштабах. Можно выделить две основные формы предпринимательства: создание и экономическая реализация новшеств (инновационное предпринимательство) и чисто рыночное предпринимательство. Сущность предпринимательства наиболее полно проявляется в нововведениях, где создается новая, ранее не существовавшая комбинация факторов производства (новая производственная функция). К сожалению, важнейшее конкурентное преимущество - уровень развития науки и интеллектуальная продукция (патенты, ноу-хау, информация) используются в нашей практике довольно редко. Анализ конкурентоспособность основной массы отечественной продукции на мировых рынках показал, что почти по всем позициям основная масса продукции уступает зарубежным аналогам. Особенно четко это проявилось в условиях массового выхода на внешний рынок. Возможности конкурировать на мировом, да и белорусском рынке товаров были резко ограничены, как только исчезли преимущества низких цен на ресурсы и факторы экстенсивного роста.

В белорусской экономике пока мало хозяйствующих субъектов, осуществляющих в полной мере инновационную предпринимательскую деятельность. Ситуация в этом случае порождена сложностью восприятия и практического перехода на инновационную систему хозяйствования после долгих лет принудительного перераспределения и концентрирования ресурсов. Кроме того, ограниченность ресурсов должна побуждать производство снять эти ограничения путем инноваций. Однако побудительные мотивы могут быть практически подавлены, с одной стороны, при экономических кризисах и неопределенности развития, а с другой стороны, при снижении отдачи от вложенных средств. Поэтому общее состояние экономики, материального производства влияет на развитие инновационного предпринимательства.

Кроме того, Беларусь не обладает значительными природными ресурсами, а мировой опыт свидетельствует о том, что единственным эффективным путем развития экономики, является экономика, основанная на знаниях, то есть развитие инновационного потенциала страны. Развитие малых научно-технических организаций является одним из основных приоритетов развития деятельности инновационного потенциала страны. Таким образом, изучение данной темы является актуальной для современного этапа развития экономики страны.

Целью исследования стало изучение этапов инновационного цикла в малой фирме и его социологический анализ.

Предметом дипломной работы является инновационный цикл.

В соответствии с целью и предметом исследования выделим основные задачи исследования:

- рассмотреть сущность понятий инновации и инновационный цикл как социологических категорий

- изучить этапы жизненного цикла инновации на малом предприятии

- проанализировать малое предпринимательство, как социально-экономического феномена

- рассмотреть инновационный цикл в малых научно- технических фирмах Белоруссии.

- изучить особенности коммерциализации новшества на примере РУП Диэкос.

В работе были использованы монографии и учебники отечественных и зарубежных авторов, государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг., а также Интернет-источники руско- и англоязычных сайтов, которые позволили более углубленно изучить существующие подходы к инновационному циклу малого научно-технического предприятия.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ЦИКЛА В МАЛОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Сущность понятий инновации и инновационный цикл как социологических категорий

инновация предпринимательство научный технический

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение», «инновационный цикл» и т. п. В литературе насчитываются сотни определений. Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики [6, с.25].

Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация - это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Именно он ввел понятие «инновации» как экономической категории. И Шумпетер впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, то есть вопросов инноваций:

- использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

- внедрение продукции с новыми свойствами;

- использование нового сырья;

- изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

- появление новых рынков сбыта [7, с.23].

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Девиз инновации «новое и иное» характеризует многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей [1, с.163].

В рамках альтернативного подхода другие понятия используются как часть определения инноваций: «Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение или использует что-то уже существующее новым образом- для изменения образа жизни людей». В данном случае изобретением может быть новая концепция, устройство или другие вещи, которые облегчают деятельность, а инновационность не связывается с тем, получил ли организатор инновации какую-либо выгоду и принесла ли она позитивный эффект [7, с.25].

Кроме того, существует множество классификаций инноваций, рассмотрим основные методы классификаций:

- по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву;

- по П.Н. Завлину;

- по В.В. Горшкову и Е.А. Кретовой;

- по Э.А. Уткину, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой;

- по А.И. Пригожину;

- по Р.А. Фатхутдинову.

Признаки классификаций и виды инноваций представлены в Приложении А.

Одной из задач инновационного менеджмента в организации является управление инновационным процессом, который связан с обеспечением научно-технической новизны продукта или технологии, освоением их производства и распространением данного продукта (технологии) на рынке

Современный этап развития социально-экономических систем предполагает непрерывность и цикличность реализации инновационного процесса.

Инновационный цикл обычно состоит из нескольких этапов и в зависимости от типа и вида инновации может претерпевать различные изменения.

Принятие обоснованного управленческого решения осуществляется по результатам анализа следующей информации:

- на какой стадии инновационного цикла находится создание продукта или технологии;

- какой объем ресурсов истрачен и еще потребуется для получения необходимого результата инновационного процесса;

- как соотносятся ожидаемые эффект и риск от финансирования конкретных инновационных проектов.

Важнейшей характеристикой инновационной деятельности является инновацион...

Другие файлы:

Концепция жизненного цикла товара. Маркетинговые стратегии предприятия на разных этапах жизненного цикла товара
Этапы жизненного цикла товаров. Влияние рекламы на кривую жизненного цикла товара. Разработка нового товара. Стадия зрелости и угасания. Сокращение ли...

Оценка эффективности инновационного развития предприятия
Раскрываются методологические подходы к управлению и оценке эффективности процессов внедрения новых технологий на основе интеграции стратегического и...

Развитие инновационного потенциала фирмы
Инновационный экономический потенциал предприятия: анализ классификации и особенности структуры. Анализ ОАО "Мясокомбинат": задачи, структура инноваци...

Система инновационного управления фирмой
Теоретические основы инновационного управления. Анализ маркетинговых мероприятий как части системы инновационного управления предприятием на примере О...

Анализ жизненного цикла продукции. Этапы жизненного цикла и их особенности