Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Экскурсионный менеджмент

Тип: курсовая работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
История развития менеджмента в туризме. Роль и особенности менеджмента в сфере экскурсионной деятельности. Основные функции внутрифирменного управления. Анализ экскурсионной деятельности предприятия ЗАО "Ланта-Тур вояж". Основные цели и задачи фирмы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Экскурсионный менеджмент

1. Экскурсионный менеджмент как составляющий элемент туристического бизнеса

1.1 История развития менеджмента в туризме

В классическом менеджменте туризма выделяются четыре периода его развития: предварительная фаза - до девятнадцатого века; начальная фаза - 1800-1917 гг.; фаза развития и подъема - 1917-1990 гг.; фаза распада централизованных организационных структур туризма и создание туристских предприятий различных форм собственности - 1990-й год и по настоящее время.

Эти периоды отличаются выбором транспортных средств - пешком - на лошади - паровозом (по железной дороге) - на автомобиле - на самолете; мотивацией путешествий - от путешествия, вызванного необходимостью, к путешествию самоцели (познание мира, лечение, отдых, рекреация и т.п.); количеством участников и их принадлежностью к общественным слоям - от элиты - к среднему сословию - к состоятельным классам и до массового охвата людей туризмом (т.е. всех слоев общества) [1].

1) Древний период. В развитии менеджмента этот период был самым длительным - начиная с IX - VIIвека до н.э. и примерно до XVIII века. Прежде чем управление выделилось в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт в этой сфере.

Первые (самые простые, зачаточные) формы упорядочения и организации совместного труда существовали уже на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли руководящее начало всех видов деятельности того периода [12].

Примерно около IX-VII тысячелетия до н.э. в ряде мест Ближнего Востока произошел переход от присваивающего хозяйства (охота, сбор плодов и т.п.) к принципиально новой форме получения продуктов - их производству (производящей экономике). Этот период и стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определенных знаний в области управления.

Применительно к туризму самым древним путешествием следует считать морскую экспедицию (1501-1484 г. до н.э.) в знаменитую страну благовоний - Пунт. Его организовала царица древнего Египта Хатшепсут.

Древние греки путешествовали еще в VIII веке до н.э. Они принимали участие в античных олимпиадах в качестве зрителей или участников. Но даже в те времена данный мотив путешествий являлся неединственным. Географ и историк Геродот путешествовал в V веке до н.э. Он изучал обычаи и нравы своих современников [12].

Римляне построили широкую сеть дорог, которые служили первоначально в военных целях и облегчали передвижение людей, менявших место проживания или пребывания. В Древнем Египте был накоплен богатый опыт управления государственным достоянием. В период расцвета греческих городов-государств (3000 - 2800 гг. до н.э.), в ходе развития политических, экономических и культурных связей начинали складываться определенные традиции, способствовавшие возникновению некоего подобия центров туризма. Так, древние греки, съезжавшиеся в Олимпию со всей Эллады в качестве зрителей или участников олимпийских игр, пользовались неприкосновенностью во время путешествия по территории соседних государств [2].

Когда сформировались определенные религиозные течения, появилась еще одна многочисленная категория путешественников - пилигримы. Постепенно складывался закон гостеприимства для путешественников при поездках в чужеземные страны. При перемещении богатых путешественников за определенную плату им предоставлялись проводники, те или иные средства передвижения, охрана в пути, жилье и питание.

Падение Римской империи привело к сокращению поездок и путешествий. В средние века путешествия не только были затруднительны, но и опасны. Кроме государственных служащих, купцов и студентов, совершающих свои поездки в рабочих целях, в средневековье мало кто решался пускаться в далекий путь, так как велика была опасность физической расправы или ограбления.

Известный «Великий тур», который совершали представители верхнего сословия, документально зафиксирован в XVII веке. В XVIII-XIX веках к таким турам стали проявлять интерес и гражданские слои населения. Среди молодежи считалось модным отправляться в длительную поездку по Европе. Станциями «Великого тура» первоначально считались культурные центры Европы, преимущественно города и достопримечательности Испании, Франции, Италии и Греции [12].

Одним из первых, кто охарактеризовал управление как особую сферу деятельности, был Сократ (470 - 399 гг. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип его универсальности. Вслед за ним Платон (428 - 348 гг. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления.

Приведенные материалы не охватывают всех событий и дат, которые так или иначе характеризуют процесс накопления знаний в области управления туризмом, однако позволяют в какой-то мере составить представление о том, на что обращалось внимание на самых ранних стадиях развития древнего искусства и новейшей науки о менеджменте.

2) Индустриальный период развития менеджмента (1800-1917 гг.) В этот период наибольшая заслуга в развитии представлений о государственном управлении принадлежит А. Смиту. Он является специалистом в области управления, так как проанализировал различные формы разделения труда и охарактеризовал обязанности государя и государства.

В конце XVIII века все более стал проявляться феномен, который сейчас мы называем промышленной революцией. Этот процесс повлиял не только на экономику многих стран, но и лег в основу современного туризма.

Основной характеристикой этого периода стало увеличение численности населения Земли почти вдвое, что могло произойти только с индустриализацией экономики. Рост населения повлек за собой миграцию. Люди стали покидать свои места и уезжать в новые индустриальные города по очень простой причине: только в этих городах была возможность найти работу. Итак, индустриализация создала два новых сектора в обществе: а) городское население, ставшее основой рынка железнодорожных пассажиров и вместе с этим рынка популярных экскурсий; б) новые классы фондодержателей и финансистов - богатых людей, сформировавших рынок путешествий и туризма.

Одно из первых организованных туристских путешествий относят к 1841 г., когда английский предприниматель Томас Кук осуществил перевозку около 600 человек с целью прогулки по железной дороге. В 1845 г. им же было организовано путешествие в г. Ливерпуль с проведением там экскурсии. В 1847 г. Т. Кук организовал туристское общество, которое занималось тем, что продавало путевки для путешествий не только по Англии, но и за ее пределы. Считается, что Т. Кук был первым менеджером в области туризма.

Молодые представители верхних сословий, получив образование, отправлялись в «великий тур», чтобы до вступления в профессиональную жизнь познакомиться с чужими культурами. «Великий тур» длился два - три года. Для англичан он начинался в Лондоне и заканчивался в Риме с обязательным заездом в Париж [6].

Путешествия и туризм в XIX веке совершались в основном по железной дороге и на пароходах. Поступательное развитие железнодорожного транспорта способствовало дальнейшей урбанизации населения. Большие города разрастались, превращаясь в индустриальные мегаполисы. В большинстве крупных городов сформировавшийся средний класс был занят в обслуживающих отраслях промышленности. Доходы этой многочисленной части населения все возрастали, и они уже могли себе позволить отдохнуть. Возрастающие потребности и возможности проведения досуга (спрос) рождали предложение - началось формирование индустрии отдыха и развлечений.

Пока путешествия не стали очень распространены и составляющие их части еще не были объединены, туристских поездок было мало и путешественники сами являлись организаторами своего отдыха (например, за переезд платили непосредственно в офис железнодорожной или мореплавательной компании). Но постепенно оформилась потребность в некой организации, которая взяла бы на себя заботу о создании «туристского комплекса». Поначалу такие компании представлялись как агенты транспортных компаний. В то же время эволюция путешествий и развитие индустрии и коммерции подтолкнули туристских организаторов к осознанию необходимости в обеспечении размещения уже перевезенных путешественников в отелях.

Итак, именно все возрастающие человеческие потребности и возможности обусловили появление агентов-менеджеров по путешествиям. Это же предопределило и возникновение туристских организаторов. Большая часть населения, предъявляющая спрос на путешествия, теперь предпочитала доверить составление программы своего путешествия туристскому организатору, т.е. менеджеру.

Эта новая практика позволяла расширять свою долю рынка и транспортным компаниям. С высоты сегодняшнего дня такой вид деятельности уже можно назвать туроперейтингом, а компании, занимающиеся этой деятельностью, - туроператорами. Так, туроператоры покупают большую часть услуг транспортных предприятий по низким ценам (оптом) и продают в розницу потребителям по ценам ниже тех, которые им могут предложить в каком-либо другом месте. Томас Кук начинал как туроператор и только...

Другие файлы:

Экскурсионный менеджмент
Основные аспекты экскурсионного дела. Сущность и понятие экскурсии в экскурсоведении. Технология подготовки новой экскурсии, составление маршрута. Фун...

Основы менеджмента
В учебном пособии приведены основные разделы дисциплины "Менеджмент", а именно: стратегический менеджмент, менеджмент персонала, управление корпорацие...

Экскурсионный маршрут по Ульяновску

Экскурсионный туризм во Франции

Стратегический менеджмент. Курс лекций.
М.: ВЗФЭИ, 2007. - 140 с. Курс лекций для студентов специальности 08.05.07 – «Менеджмент организации» специализаций «Производственный менеджм...