Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Ценностно-ролевая готовность персонала и выпускников ВУЗа к работе в условиях инноваций

Тип: курсовая работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Анализ современного состояния проблемы перехода Российских предприятий в инновационный формат развития. Психологическая готовность персонала и студентов ВУЗа к работе в условиях инноваций как условие успешного развития предприятия, разработка модели.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Россия, как и весь мир, стоит на пороге новой научной - цивилизационной трансформации, базирующейся на знаниях. Открывающиеся перед человечеством новые инновационные и технологические возможности вместе с кардинальными трансформациями в экономике, науке, культуре и других сферах общественной жизни позволят обеспечить последовательное движение к цивилизационному прогрессу и к новой экономике знаний.

Инновационная экономика, наука и образование является главными приоритетами национальной стратегии развития России в двадцать первом веке, а инновационная деятельность высших учебных заведений создает принципиально новый ресурс - инновационные знания, достижения и технологии будущего. Вместе с тем известно, что переход на инновационный путь развития происходит медленнее, чем ожидалось. Эксперты выделяют целый комплекс барьеров разной природы на пути этого перехода: от административных и финансовых [10] до психологических [12], среди которых особое место занимает организационная культура (ОК). Психологической основой ОК являются ценности [20], поэтому организационно-культурные предпочтения студентов можно вполне обоснованно рассматривать как показатель психологической (ценностной) готовности-неготовности к работе в условиях инноваций.

В настоящее время, в нашей стране, инновационное развитие, является одной из главных стратегических задач всего общества. Эта задача не только очевидна, но ее приоритет подчеркнут на самых высоких уровнях государственного управления.

Внедрение инноваций сопровождается целым рядом существенных издержек на уровне практически всех дефицитарных потребностей сотрудников. Это - изменение динамических стереотипов, увеличение напряжения, беспокойство о сохранности рабочего места, стресс перемен, возможного понижения статуса, сокращение межличностного общения, сомнения в своей компетентности и пр. [1, с. 315]. Поэтому внедрение инноваций часто воспринимается как организационное насилие, порождающее конфликты на разных уровнях организационной иерархии.

Объект исследования: Инновационное развитие организации.

Предмет исследования: Ценностно-ролевая готовность персонала и выпускников ВУЗа к работе в условиях инноваций.

Цель работы: Выявить характеристики ценностно-ролевовой готовности выпускников ВУЗа (на примере финансового факультета и факультета социальных наук) к работе в условиях инноваций.

Задачи:

1. Осуществить теоретический анализ современного состояния проблемы перехода Российских предприятий в инновационный формат развития;

2. Дать анализ психологической готовности персонала и студентов ВУЗа к работе в условиях инноваций, как условие успешного развития предприятия;

3. Разработать теоретическую модель ценностно-ролевой готовности персонала к работе в инновационном формате;

4. Выявить доминирующие организационные ценности на предприятиях разной включенностью в инновационные процессы;

5. Осуществить сравнительный анализ ценностных ориентаций и ролевых самоидентификаций студентов и персонала предприятий с разной включенностью в инновационные процессы;

6. Осуществить психологическое прогнозирование успешности адаптации выпускников ННГУ на инновационных предприятиях.

Гипотеза исследования: Ценностно-ролевые характеристики персонала, и выпускников ВУЗа, могут являться показателями готовности к работе в условиях инноваций.

Методологическая основа данного исследования: теория организации Р. Дафта; концепция инновационного развития С.Р. Яголковского; теория иерархии потребностей А. Маслоу; ценностная концепция ОК Камерона-Куинна; теория социальных ролей Д. Майерса, М. Куна, Т. Макпартленда.

Методы исследования: метод теоретического анализа; метод теоретического моделирования, психодиагностический метод, метод организационной диагностики, статистические методы.

1. Теоретический анализ проблемы социально-психологической и организационно-психологической детерминации процесса перехода предприятий в инновационный режим развития

1.1 Ресурсы и барьеры инновационного развития предприятий

психологический инновационный персонал ценностный

Инновация - (лат. innovatio, англ. Innovation - нововведение) - нововведение результатом которого является повышение эффективности, производительности труда. Закрепившиеся в знаковой форме и деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности. Й. Шумпетер обозначил инновацию понятием «осуществление новых комбинаций».

Понятие «инновация» может быть рассмотрено в более широкой рамке культуры. В этом общем случае исходным выступает представление о культуре как сложноорганизованной целостности, формируемой двумя типами разнонаправленных процессов. Это вектор креативности (изменений, обновлений, творчества и тд.) культуры и вектор структурирования (упорядочивание, нормативности, традиционализации и тд.). Таким образом, инновация является фактом успешного применения возникающих креативных идей, а инновативность отражает способность реализации этих идей [34]. Существующая на сегодняшний день теория диффузии инноваций направлена на объяснение причин, способов и условий того, каким образом новые идеи и технологии распространяются в культурах, группах и организациях [34]. Диффузия (распространение) инновации - это процесс, в котором новые идеи, технологии и предложения передаются по коммуникационным каналам среди участников социальной системы в течение определенного периода времени. В данной теории инновация понимается как идея или же другой объект, который воспринимается индивидом, передающим и применяющим эту идею или объект как новое.

Появление и внедрение новых идей и технологий не всегда происходит беспрепятственно. Для того чтобы они смогли свободно функционировать в обществе, необходимо соответствие системы взаимоотношений и ценностей этого общества условиям внедрения и распространения инноваций. Это ставит вопрос о необходимости изучения социальных и культурных детерминант инноваций и инновативности.

Более успешному ведению инновационной деятельности в России все еще препятствуют такие барьеры, как невысокий уровень поддержки инновационных компаний со стороны государства и частных инвесторов и низкое качество регулятивной среды. Возможные меры государственной политики, которые могли бы способствовать росту инновационной активности компании:

- налоговые стимулы (налоговые льготы для НИОКР, налоговые каникулы для инновационных проектов и т.д.);

- увеличение государственного финансирования НИОКР в университетах, НИИ и других исследовательских организациях;

- привлечение в страну иностранных высококвалифицированных специалистов (облегчение миграционного законодательства);

- повышение качества высшего образования;

- инвестиции в создание инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы);

- инвестиции в венчурные фонды;

- политическая и организационная поддержка продвижения российской продукции на международный рынок;

- защита российского рынка от иностранных конкурентов;

- усовершенствование законодательства (корпоративное, налоговое, экспортноимпортное). [40]

В качестве возможных препятствий для инновационной активности компаний эксперты выделяют следующее:

- Отсутствие «культуры инноваций» внутри компании;

- недостаточный спрос на инновационную продукцию;

- нехватка сотрудников, способных на инновационную деятельность;

- нехватка управленческих кадров, способных реализовывать инновационные проекты;

- избыточная забюрократизированность (сложность сертификации новой продукции и т.д.);

- сложности экспортно-таможенного контроля (высокие таможенные тарифы на импортируемые компоненты и технологии, сложная таможенная процедура);

- недостаточная защищенность интеллектуальной собственности;

- конкурентное давление на компанию;

- сложность привлечения финансирования для внедрения инновационных продуктов и технологий;

- отсутствие процедуры оценки риска и возврата инвестиций;

- проблемы коммерциализации.

Барьеры, мешающие всей российской экономике:

- недоступность финансирования для стартапов и инновационных проектов;

- избыточная забюрократизированность;

- «Сырьевая» структура экономики;

- существенное присутствие государства в экономике;

- условия жизни и работы, малопривлекательные для предпринимателей и творческих людей;

- несовершенная законодательная среда, в том числе недостаточная защита прав инвестора;

- недостаточная поддержка инноваций со стороны государства;

- макроэкономическая нестабильность.

Возвращаясь к российским компаниям, особый интерес представляют проблемы с кадрами. Нехватка сотрудников, способных на инновационную деятельность, и нехватка упр...

Другие файлы:

Субъективное благополучие выпускников ВУЗа в условиях социально-экономического кризиса
Сущностная характеристика показателей субъективного благополучия выпускников ВУЗа. Определение возможностей психологической коррекции с помощью тренин...

Конкурентные стратегии вуза
Понятие и механизм разработки конкурентной стратегии вуза. Востребованность выпускников как способ дифференциации образовательного учреждения. Карьерн...

Социально-психологическая готовность к труду выпускников ПТУ
Понятие "социально-психологическая готовность к труду". Методы исследования социально-психологической готовности к труду выпускников ПТУ. Мотивационны...

Развитие социальной активности студента в воспитательной системе вуза
Процесс профессиональной адаптации студентов-выпускников к требованиям производства и рыночных отношений. Модели и технологии формирования социальной...

Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе
Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в высшей школе. Формирование готовности студентов ВУЗа к...