Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Характеристика методов анализа и принципов управления в неопределенных условиях внешней среды организации

Тип: курсовая работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Понятие и основные элементы внешней среды организации. Виды воздействия внешней среды на организацию. Теоретические и практические аспекты внутренних и внешних стратегий управления организацией. Пути и методы разрешения проблем управления внешней средой.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретические аспекты внешней среды организации
  • 1.1 Понятие и основные элементы внешней среды организации
  • 1.2 Виды воздействия внешней среды на организацию
  • 2. Характеристика методов анализа и принципов управления в неопределенных условиях внешней среды организации
  • 2.1 Описательная характеристика методов анализа внешней среды
  • 2.2 Теоретические и практические аспекты внутренних и внешних стратегий управления организацией
  • 3. Основные рекомендации и правила для решения проблемы управления внешней средой организации
  • 3.1 Проблемы управления внешней средой организации
  • 3.2 Пути и методы разрешения проблем управления внешней средой организации
  • Заключение
  • Библиография

Введение

Любая организация существует и функционирует во взаимодействии с множествами факторами. Они по-разному воздействуют на организацию и оказывают очень существенное влияние на её возможности, перспективы и стратегию. Совокупность факторов рассматривается в теории управления как среда организации. Внешняя среда организация - это определённые правила игры. Процесс перехода России к рыночным отношениям способствовал образованию большого количества предприятий. И приоритетным направлением для функционирования организаций стало выживание в такой среде, которая наблюдается у нас в стране. Чтобы выжить в таких условиях, организациям необходимо принимать во внимание все аспекты внешней среды, влияющие на эффективное развитие, качественную разработку и принятие управленческих решений.

Предпосылки внешней среды могут носить экономический, научно-технический, политический, социальный или этический характер. Организация должна создаваться так, чтобы она нормально функционировала, чтобы обеспечивался вклад каждого ее члена в общую работу и эффективная помощь работникам в достижении поставленных целей. Она должна оперативно отслеживать все изменения внешней среды, оценивать их и выбирать наилучшую ответную реакцию, способствующую достижению ее целей. Организации необходимо эффективно реагировать на воздействия внешней среды.

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Образ внешней среды в сознании руководителя определяется его прошлым опытом, образованием, функциональными обязанностями и местом в структуре организации, которое он занимает. Прошлый опыт заставляет руководителей отмечать, прежде всего, те изменения в среде, которые когда-то, в его личной практике, приводили к значительным последствиям - успехам или провалам. Функциональные обязанности руководителя или сфера его деятельности требуют от него более пристального внимания к одной определенной группе факторов в ущерб другим.

Современные менеджеры постоянно должны помнить, что все факторы взаимосвязаны, и их нельзя рассматривать изолированно. Питер Друкер описал в своих работах проблемы и задачи, связанные с менеджментом во времена бурных изменений. В начале XXI века в теории менеджмента появился термин "гипертурбулентность", используемый для описания внешней среды, характеризующейся очень стремительными изменениями и тесной взаимосвязью ее факторов. По словам Ф. Эмери и Е. Триста, "выживание организации все больше обусловлено тем, насколько хорошо организация знает свою внешнюю среду".

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничные. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Анализ внешней среды служит инструментом, при помощи которого разработчики стратегии контролируют внешние по отношению к организации факторы c целью предвидеть потенциальные угрозы и вновь открывающиеся возможности.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что грамотное руководство организации должно суметь своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

Целью написания курсовой работы является комплексное изучение внешней среды, её основных аспектов и составляющих, а также анализ ее влияния на функционирование организации.

Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

1) определены основные характеристики внешней среды организации;

2) проанализированы и выявлены элементы прямого и косвенного воздействия внешней среды организации;

3) изучены методы анализа внешней среды;

4) охарактеризовано влияние внешней среды на эффективность управления организацией.

5) разработаны рекомендации по управлению внешней средой организации.

Объектом исследования в курсовой работе являются основные составляющие и механизм воздействия внешней среды на организацию.

Предметом исследования в работе выступают принципы управления внешней средой и характеристика методов их анализа.

внешняя среда управление проблема

1. Теоретические аспекты внешней среды организации

1.1 Понятие и основные элементы внешней среды организации

Внешняя среда - окружение, охватывающее большое количество различных факторов, которые могут, так или иначе, воздействовать на функционирование, как в текущем периоде, так и в перспективном. Это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешняя среда организации включает в себя микро - и макросреду. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и её возможностям по обслуживанию клиентуры, т.е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Это те факторы (прямого воздействия), которые не только сами оказывают влияние на фирму, но и фирма в свою очередь может влиять на них (контролируемые факторы). Макросреда представлена силами широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду и на саму фирму. Это факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера (косвенного воздействия). Это так называемые неконтролируемые (неуправляемые) факторы, поскольку предприятие в свою очередь не может оказывать непосредственного влияния на происходящие явления. Поэтому при планировании своей дальнейшей деятельности необходимо учитывать влияние всех выявленных факторов, приспосабливаясь и участвуя в данных процессах [5].

Внешнюю среду характеризуют следующие характеристики:

1) взаимосвязанность факторов - это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы (пример: изменение цены на нефть приводит к изменению цен на бензин и, следовательно, на транспортные расходы всех организаций. Это в свою очередь приводит к повышению цен на продукты питания, а значит - к снижению уровня жизни населения и его покупательной способности;

2) сложность внешней среды - это число факторов, на которые организация обязана реагировать (для целей своего выживания), а также уровень вариативности каждого из этих факторов. Организация, на которую оказывают прямое давление государственные постановления, заключение договоров с профсоюзами, заинтересованные группы влияния, многочисленные конкуренты и быстрые технологические изменения, находится в более сложном окружении, чем, например, организация, озабоченная действиями только нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, где нет профсоюзов и замедленны изменения технологии. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разнообразные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается. В менее сложном окружении нужна и менее сложная организационная структура, а также таким организациям приходится иметь дело с небольшим количеством параметров, необходимых для принятия решений;

3) подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде. Есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна (в фармацевтической, х...

Другие файлы:

Управление в условиях неопределенности
Понятие и основные составляющие внешней среды современного предприятия, направления и этапы анализа его макро- и микросреды. Ситуационный анализ и выб...

Внутренняя и внешняя среда организации и основные методы ее исследования
Характеристика основных факторов внутренней и внешней среды организации. Применение современных методов исследования факторов внутренней и внешней сре...

Анализ внешней среды ОАО "Ростелеком"
Методы анализа внешней среды организации. Характеристика ОАО "Ростелеком". Исследование её ключевых факторов успеха. Описание среды прямого и косвенно...

Управление организацией в условиях внешней и внутренней среды
Сущность внешней среды для организации. Механизм управления внутренней и внешней среды на примере организации ЗАО "Обувная фирма "Юничел". Оценка и по...

Стратегический анализ внешней среды организации на примере ООО "Клининговая компания"
Характеристика организации, ее миссия, принципы, цель и задачи. Сущность стратегического анализа и структура внешней среды предприятия, оценка его дея...