Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Формирование и совершенствование организационной культуры

Тип: курсовая работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Сущность, особенности и элементы организационной культуры. Управление формированием, поддержанием и укреплением организационной культуры. Исследование отношения работников к существующей организационной культуре учреждения МКОУ ДОД "ДДТ" города Кушва.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филиал ФГБОУ ВПО «УдГУ» в г. Нижняя Тура

Курсовая работа

По дисциплине «Теория управления»

на тему: «Формирование и совершенствование организационной культуры»

Выполнила студентка

гр. ЗС(НТ)081100-44 (К) Е.Г. Горинова

Проверил

д.ю.н., профессор В.Ю. Войтович

Нижняя Тура 2014

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты управления организационной культурой в учреждении

1.1 Сущность, особенности и элементы организационной культуры

1.2 Уровни и типы организационной культуры

1.3 Управление формированием, поддержанием и укреплением организационной культуры

2. Анализ организационной культуры Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» города Кушва

2.1 Общая характеристика учреждения

2.2 Анализ организационной культуры МКОУ ДОД «ДДТ» города Кушва

2.3 Исследование отношения работников к существующей организационной культуре учреждения

3. Разработка рекомендаций по совершенствованию организационной культуры МКОУ ДОД «ДДТ» города Кушва

3.1 Общая характеристика мероприятий

3.2 Технико-экономическое обоснование и оценка эффективности мероприятий

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложения

Введение

Рыночная экономика предъявляет к деловым организациям особые требования. Эти организации должны не только грамотно организовать свою деятельность, достигать высоких показателей эффективности, но и решать задачи по работе с персоналом, который может стать мощным ресурсом достижения целей организации или быть пассивным наблюдателем и даже внутренним врагом организации.

В управлении персоналом в этой связи большое значение приобретает фактор организационной культуры. В российских условиях его специфика достаточно часто определяется несовпадением квалификации и общеобразовательного уровня персонала и уровнем его культуры. Проблема состоит в том, как совместить все эти уровни. Проблема формирования, а в дальнейшем - совершенствования организационной культуры в организации осознается в российском обществе пока слабо и решается, в основном, ситуативно, когда налицо конфликт в управлении персоналом. В силу сказанного тема курсовой работы становится актуальной.

Цель курсовой работы состоит в проведении анализа организационной культуры МКОУ ДОД «Дом детского творчества» города Кушва и разработке рекомендаций по ее совершенствованию.

Цель курсовой работы определила ее задачи:

- рассмотреть сущность, особенности и элементы организационной культуры предприятий;

- проанализировать типы и уровни организационной культуры;

- охарактеризовать особенности управления формированием, поддержанием и развитием организационной культуры;

- провести анализ организационной культуры МКОУ ДОД «ДДТ» города Кушва;

- разработать рекомендации по совершенствованию организационной культуры МКОУ ДОД «ДДТ».

Объектом исследования курсовой работы является МКОУ ДОД «ДДТ».

Предметом исследования выступают особенности организационной культуры организации.

В ходе написания работы были использованы такие методы исследования, как контент - анализ научной литературы, сравнение, сопоставление, статистический метод, метод опроса и беседы, сопоставление, анкетирование, обобщение и другие.

Курсовая работа включает введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения.

1. Теоретические аспекты управления организационной культурой в учреждении

1.1 Сущность, особенности и элементы организационной культуры

Организационная культура - это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась также из сравнительно новой области знаний организационного поведения, которая изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в организации» Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2009. С. 154..

Организация - это «сложный организм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура:

- то, ради чего люди стали членами организации;

- то, как строятся отношения между ними;

- какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют;

- что, по их мнению, хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам» Алиев В.Г., Варфоломеев В.П. Теория организации, курс лек-ций. Махачкала, 2008. С. 102..

Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе.

Для описания культуры организации «исследователи пользуются различными близкими по смыслу терминами: «управленческая культура», «производственная культура», «культура трудовых отношений», «организационная культура», «деловая культура», «предпринимательская культура», «внутренняя культура компании», «корпоративная культура», «организационный климат». В англоязычной литературе используются термины «corporate culture», «cоrporate climate», «organizational culture», «corporate identity», «business culture» Радыгин А. Корпоративное управление в России: ограничения и перспективы. // Вопросы экономики. 2009. № 1. С. 101..

Ф. Харрис и Р. Моран предлагают рассматривать организационную культуру на основе определенных характеристик (Приложение 1).

Отмеченные в приложении характеристики культуры организации, взятые вместе, «отражают и придают смысл концепции организационной культуры» Управление организацией: Учебник // Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. М.: ИНФРА - М, 2009. С. 334..

Синтетической формой культуры «являются обряды, обычаи, традиции и ритуалы, т.е. то, что называется образцами поведения. Обряды - это стандартные и повторяющиеся мероприятия коллектива, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения. Сила обряда в его эмоционально-психологическом воздействии на людей» Власова Н.М. Справочник по психологии управления. Новосибирск, 2011. С. 192..

«Ритуалы представляют собой систему обрядов. Такие обряды выступают как организованные и спланированные действия, имеющие важное «культурное» значение» Виканский О.С., НаумовА.И. Менеджмент: Учебник. М.: Гардарики, 2009. С. 367..

Ритуалы, выражающие признание, например, юбилеи, празднования успехов во внешней службе, публичные поощрения, участие в поощрительных поездках, - все эти события должны продемонстрировать, в чём заключаются интересы предприятие, что вознаграждается и что торжественно отмечается» Смирнова В.Г. и др. Организация и ее деловая среда. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 71..

Традиции - «элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определённом сообществе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности» Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 153..

Рассмотрев сущность и элементы корпоративной культуры, обратимся к анализу ее уровней и типов.

1.2 Уровни и типы организационной культуры

организационный культура работник управление

Организационная культура - это «совокупность общественно прогрессивных норм, правил и стандартов, принятая и поддерживаемая в области организационных отношений. Организационные отношения - это взаимодействие, противодействие или нейтральное отношение элементов организации внутри или вне ее» Фалмер Р.М. Энциклопедия современного управления. М.: Юнити, 2011. С. 105..

Э. Шайн предложил рассматривать организационную культуру по трём основным уровням. Согласно Шайну, «познание организационной культуры начинается с первого, «поверхностного» или «символического», уровня, включающего такие внешние факторы, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, способы вербальной и невербальной коммуникации, лозунги и т.п., или всё то, что можно ощущать и воспринимать через известные пять чувств человека» Управление организацией: Учебник // Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА - М, 2011. С. 339..

Далее затрагивается второй, «подповерхностный», уровень организационной культуры. «На этом уровне изучению подвергаются ценности, верования и убеждения, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке, каким образом они несут в себе смысловое объяснение первого уровня, носят сознательный характер и зависят от желания людей. Второй уровень корпоративной культуры получил у Шайна название «организационная идеология».

Третий, «глубинный», уровень включает новые («фундаментальные») предположени...

Другие файлы:

Организационная культура и ее совершенствование
Введение в проблему изменения организационной культуры. Особенности организационной культуры. Совершенствование организационной культуры. Использовани...

Организационная культура
Понятие организационной культуры, ценности и нормы. Подходы к изучению организационной культуры. Методы формирования организационной культуры. Формиро...

Совершенствование организационной культуры предприятия на примере ИП Решетников Н.Ф.
Характеристика понятия, изучение элементов, описание факторов и раскрытие сущности организационной культуры. Определение уровня и анализ элементов орг...

Связь типа организационной культуры и организационной эффективности
Понятие и сущность организационной культуры, ее связь с организационной эффективностью; типы: адхократический, иерархический, рыночный. Исследование с...

Психология организационной культуры
Общественно прогрессивные нормы, правила и стандарты, принятые и поддерживаемые в области организационных отношений. Носители психологии организационн...