Факторы стратегического управления
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Факторы стратегического управления
1. Теория лидерства и стратегический менеджмент: «мягкие» факторы стратегического управления
В результате длительных исследований установлены следующие подходы к установлению сущности и роли стратегического менеджмента:
вид управленческой деятельности, который взаимосвязан с учреждением долгосрочных целей организации и поддержанием ряда взаимосвязей между организацией и внешним окружением, которые дают возможность ей достичь собственных целей, отвечают ее внутренним возможностям и содействуют восприимчивости к внешним вызовам;
это процесс, который определяет очередность деяний организации по разработке и воплощении в жизнь стратегии;
это сфера научных знаний, которая изучает приемы, инструменты и методику принятия стратегических решений и технологии практического осуществления этих знаний;
это искусство разработки и претворения в жизнь стратегии;
это люди, реализовывающие стратегическое управление.
Последнее утверждение близко к теме настоящей работы, вот почему в дальнейшем большее внимание будет уделено теориям лидерства и стратегическому менеджменту.
Лидерство - это способность проявлять влияние на отдельные личности и группы, ориентируя их усилия на достижение целей организации.
Наличествует огромное проблемное поле в разработке теории лидерства, однако в результате длительного научного поиска было установлено три ключевых подхода к проблеме лидерства: личностный, который основывается на анализе лидерских качеств (теория лидерских качеств, теории «Х», «У», «Z»); поведенческий, определяющий лидерство как набор образцов манеры поведения руководителя (три стиля лидерства по К. Левину, исследования университетов США, «решетка менеджмента», 4 системы лидерства по Р. Лайкерту, концепция вознаграждения и наказания); ситуационный, утверждающий, что лидерское поведение различно в зависимости от ситуации и сложившихся факторов (Модель Танненбаума-Шмидта, модели Херсея, Бланшарда, Фидлера) [3, c. 88].
Основные подходы к проблеме лидерства автором [3] объединены в основные теории лидерского поведения (см. рис. 1).
В результате анализа основных теорий лидерского поведения, а также современных концепций менеджмента можно прийти к однозначному выводу, что самая тесная связь со стратегическим менеджментом имеется у концепции управления по целям (каждый руководитель должен иметь несколько четких целей в рамках возложенных на него обязанностей. Цели не только доводятся до менеджеров сверху, но и согласуются, обсуждаются с ними. Цели не являются постоянными, они пересматриваются в связи с изменениями внутренних и внешних условий. Необходимо постоянно оценивать достигнутые результаты; при этом важно разработать системы показателей), личностного подхода к теории лидерства, теории «7-С», в соответствии с которой эффективно функционировать и развиваться в современных условиях могут только организации, в которых менеджеры поддерживают в гармоничном состоянии систему, состоящую из семи элементов: стратегии, структуры, системы, штата, стиля, квалификации, разделенных ценностей.
Изменение хотя бы одного из элементов требует соответствующего изменения остальных.
Самый эффективный и приемлемый стиль лидерства при стратегическом управлении авторитарный, переходящий в демократический с элементами харизматической власти.
Требования к стратегическим лидерам: умение работать с информацией, хорошие навыки тайм-менеджмент, умение договариваться и достигать консенсуса, открытость и одержимость целью.
Ниже лидерство рассмотрено как ресурс стратегического менеджмента.
Рис. 1. Основные теории лидерского поведения
Лидерство как ресурс стратегических изменений: автократия (теория Х Мак-Грегора), основы убеждений лидера-автократа:
1. Люди исконно не хотят работать и при всякой возможности сторонятся работы.
2. У людей отсутствует честолюбие, и они стремятся освободиться от ответственности, отдавая предпочтение тому, чтобы ими руководили.
3. Больше всего люди жаждут защищенности.
4. Чтобы принудить людей работать, нужно употреблять насилие, контроль и опасность кары.
Демократия (теория У Мак-Грегора), основы убеждения лидера-демократа:
1. Труд - это процесс природный. Если условия одобрительные, люди не только возьмут на себя ответственность, они будут жаждать ее.
2. Если люди причастны к организационным целям, то они будут применять самоуправление и самоконтроль.
3. Присоединение (причастность) является функцией вознаграждения, взаимосвязанного с достижением цели.
4. Способность творческого (креативного) решения проблем попадается часто, а интеллектуальные возможности среднего человека используются лишь только отчасти.
Подход «путь-цель» Митчела и Хауса:
Руководитель должен активизировать подчиненных к достижению целей организации:
влияя на способы достижения этих целей;
приумножая личную выгоду от достижения подчиненными цели предоставленной работы;
уничтожая преграды и ловушки возможности для личной удовлетворенности на пути к выгоде.
Приемы реализации подхода «путь-цель»:
1. Пояснение того, что хотят от подчиненного.
2. Поддержка, наставничество и ликвидация сковывающих преград.
3. Ориентация усилий подчиненных на достижение цели.
4. Созидание у подчиненных таких потребностей, которые находятся в компетенции руководителя и которые он в силах ублаготворить.
5. Ублаготворение потребностей подчиненных в том случае, если цель достигнута.
Стили лидерства по Хаусу:
Стиль поддержки подобен стилю, сориентированному на человеческие отношения.
Именно подобный руководитель даже в мелочах стремится преобразить их труд на более приятный, общается с ними как с равноправными и показывает дружеское отношение и простоту обращения.
Когда стиль поддержки уместен:
В том случае, если у сотрудников актуальна потребность в самоуважении и причастности к коллективу, необходимо предпочесть стиль поддержки, который аналогичен стилю, сориентированному на человеческие отношения.
Инструментальный стиль:
1. подчиненным сообщают, что от них хотят;
2. отдают им конкретные установки, что и как необходимо сделать, этим самым представляя роль руководителя группы, которая понятна всем;
3. руководитель составляет графики работы;
4. поддерживает определенные стандарты исполнения;
5. контролирует следование стандартам, правилам и процедурам.
Когда уместен инструментальный стиль:
Когда сотрудники жаждут автономии и независимости, считая при этом, что «от них ничего не зависит».
Также уместен в неоднозначных ситуациях, потому как руководитель профессиональнее оценивает ситуацию в общей сложности и его распоряжения могут послужить для подчиненных неплохим ориентиром.
Партисипативный стиль - который поощряет участие и отличается тем, что руководитель обменивается существующей у него информацией со своими подчиненными и применяет их идеи и предложения при принятии окончательного решения.
Когда уместен партисипативный стиль?
Больше всего соответствует ситуации, когда сотрудники пытаются реализовать свой потенциал в управлении.
Руководитель в данном случае обязан обмениваться с ними информацией, эффективно применять их конструктивные предложения.
Стиль, который ориентирован на «достижение»: руководитель устанавливает нетрудные задачи и ожидает, что сотрудники без насилия будут стараться по мере своей возможности к их независимому решению, а ему остается лишь только предоставить требуемые для этого условия.
Когда уместен стиль, ориентированный на достижение:
Тогда, когда подчиненные жаждут высоких результатов и убеждены, что могут их достигнуть.
Руководитель устанавливает перед ними нетрудные задачи и ждет, что они без насилия будут стараться по мере возможности их самостоятельно решить, а ему предоставляется лишь обеспечение требуемых для этого условий.
Секрет удачного стратегического менеджмента чрезвычайно тривиален: необходимо созидать стратегический план, трансформировать его в конкретные мероприятия, осуществить, при надобности скорректировать-и все! Но легко сказать, а вот сделать? Ответственное руководство, энергичность, постоянное развитие подчиненных, умение повести за собой, в том числе и своим примером-это чрезвычайно сложное дело.
Менеджер, который отвечает за осуществление стратегии, обязан выполнять массу управленческих задач: прогнозировать, вносить предложения, принимать участие в разработке стратегии, показывать созидательный подход, отвечать за претворение в жизнь стратегии, формировать культуру, разделять ресурсы, созидать возможности, интегрировать процессы, быть воспитателем, разрешать проблемы подчиненных, выступать перед аудиторией, осуществлять переговоры, мотивировать, играть роль арбитра, добиваться взаимо...
Модели стратегического управления
Рациональная модель стратегического управления, ее достоинства и недостатки. Особенности альтернативных моделей стратегического управления. Стратегиче...
Стратегическое управление как совокупность взаимосвязанных процессов
Сущность стратегического управления. Характерные особенности и принципы стратегического управления. Оптимизация стратегического управления: от планиро...
Процесс стратегического управления организацией
Формирование концепции стратегического управления. Основные принципы, которыми руководствуются при разработке корпоративной миссии. Проектирование сис...
Новая парадигма стратегического управления
Общее понятие стратегического управления. Организационный потенциал и конкурентные преимущества компании. Изменение способов ведения бизнеса в совреме...
Усовершенствование стратегического управления деятельностью предприятия
Сущность стратегического управления. Предпосылки применения стратегического управления на предприятиях. Диагностика внешней среды предприятия на основ...