Управление социально-культурной сферой
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Управление социально-культурной сферой
1. Теоретические аспекты изучения проблемы эффективного менеджмента социально-культурной сферы
1.1 Особенности социально-культурной сферы
Социальная сфера это часть социально - трудовой сферы включающая отрасли социально - культурно комплекса - образование, здравоохранение, культура, спорт, физкультура, туризм, санаторно - курортная область, жилищно - коммунальное хозяйство.
В литературе также используется расширительное толкование социальной сферы как социальной среды, а также окружающих человека общественных, материальных и духовных условий его существования, формирования и деятельности.
Социально-культурная сфера - совокупность отраслей нематериального производства и услуг.
Непроизводственная сфера - в советской экономической статистике - сфера бытовых услуг, наука, культура, образование.
Социально - экономические преобразования, происходившие в России в конце 20 - начале 21 вв., привели к серьезному социальному напряжению, в результате которого стала все более очевидной необходимость выработки новых инструментов и механизмов государственного регулирования социальных процессов.
Основная причина проблем кроется в сохраняющейся практике «остаточного финансирования». В связи с этим преобразования, связанные с проведением реформ без необходимого учета особенностей функционирования учреждений социально - культурной сферы как объекта управления, во многих случаях не только не улучшают количественных и качественных показателей ее функционирования, но нередко влекут за собой деградацию созданного в прежние годы потенциала. В этих условиях становится актуальной модернизация системы регулирования учреждений социально - культурной сферы на региональном и муниципальном уровне, способная преодолеть указанные недостатки и обеспечить более благоприятные правовые и экономические условия их развития.
Социально - культурная сфера - сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально - культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально - культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и т.д. Другие вкладывают в понятие социально - культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально - культурные функции, имеющие значение для культурного уровня общества, в этом случае в социально - культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий - театры, библиотеки, клубы, музеи.
Сферу культуры современной России образуют учреждения преимущественно государственной и муниципальной собственности. Организации, находящиеся в частной собственности, пока не играют заметной роли в оказании подобных услуг. Учреждения культуры муниципального сектора занимают особое место, так как представляют самую многочисленную совокупность повсеместно распространенных и разнообразных по профилю организаций.
Региональные и муниципальные учреждения культуры выделяются также по числу и остроте проблем своего функционирования и развития. Причем под развитием, в данном случае, следует понимать позитивную динамику количественных и качественных изменений, направленных на повышение уровня и качества жизни населения.
Деятельность в сфере культуры осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами.
В сфере культуры функционируют коммерческие и некоммерческие организации.
Согласно Гражданского Кодекса Российской Федерации к коммерческим организациям относятся организации, основной целью которых является получение прибыли. Некоммерческие организации, наоборот, не рассматривают в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Их деятельность направлена на достижение культурных, образовательных, научных, благотворительных и иных общественно - полезных целей.
Некоммерческие организации занимают ведущее место в сфере культуры. Это обусловлено целями их деятельности, которые отвечают функциям сферы культуры в обществе. В России к некоммерческим, согласно статьи 540 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации и стати 2 Закона Российской Федерации «О некоммерческих организациях», относятся государственные и негосударственные организации. Это учреждения, ассоциации, фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, государственные корпорации. Значительную часть некоммерческих организаций в сфере культуры составляют государственные учреждения культуры.
Сегодня социально - культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нон - профитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и международного масштаба.
Современный бизнес и социально - культурная сфера, в том числе и в современной России, обречены на сотрудничество.
В данный момент социально - культурная сфера не должна, да и уже не может существовать и развиваться как сфера исключительно государственных интересов. Привлечение внебюджетных источников финансирования, все более активное сотрудничество социально - культурной сферы с финансовым, промышленным и торговым капиталом, общественными движениями и организациями - одно из необходимых условий сохранения культурно - исторического наследия, воспроизводства творческого потенциала, развития культурной жизни.
Под социально - культурной сферой в данной работе мы будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых выполняют социально - культурные функции, т.е. культурно - досуговые учреждения - театры, клубы, библиотеки, музеи.
Культурно - досуговые учреждения обеспечивают конституционные права граждан на свободу творчества, равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию культурными благами, развивают навыки культурно - творческого общения, способствуют развитию реальной демократии через различные социально - культурные инициативы.
Культурно - досуговые учреждения предоставляют услуги всем гражданам вне зависимости от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии.
Культурно - досуговые учреждения осуществляют общественно - значимые функции: культурно - развлекательные, художественно - творческие, воспитательные, спортивно - оздоровительные, учебно - просветительские, информационно - рекламные, научно - исследовательские, организационно - посреднические, социально - бытовые и другие функции.
Культурно - досуговые учреждения являются базой для осуществления процессов сохранения нематериально культурного наследия, развития народного творчества, художественно - эстетического воспитания и образования, социокультурной интеграции всех слоев местного общества.
Культурно - досуговые учреждения заботятся о сохранении культурной самобытности и историко - этнографических особенностей края, развитии и преумножении культурных традиций и местной идентичности.
Культурно - досуговые учреждения сотрудничают со всеми секторами общества - государственными, коммерческими, общественными - в деле защиты прав граждан на культурное обслуживание.
Партнерские связи культурно - досуговых учреждений способствуют формированию в обществе представлений о нем как о важном и динамично развивающихся социальных институтах, помогают находить поддержку со стороны спонсоров и меценатов.
Культурно - досуговые учреждения решают социальные задачи, интегрируясь в их реализации с органами образования, социальной защиты, комитетами по делам молодежи, национальными и общественными объединениями. Их сотрудничество и взаимодействие подкрепляется долгосрочными и среднесрочными социально - культурными программами, направленными на:
- сохранение национальных традиций, обрядов, обычаев, верований;
- развитие любительского искусства и художественных ремесел;
- поддержку социально незащищенных слоев населения (объединения инвалидов, пожилых людей и др.);
- поддержку общественных инициатив (движение за здоровый образ жизни и т.д.);
Культурно - досуговые учреждения обеспечивают наиболее полное удовлетворение культурных интересов, запросов, потребностей и досуговых предпочтений населения.
Культурно - досуговые учреждения позиционируют как фактор экономической и социальной стабильности территории.
Последние 15 лет формировалась и формируется система государственного регулирования отраслей экономики, основания на сочетании взаимодействия государственных и рыночных принципов. На этом этапе одной из актуальных задач является приоритетное развитие отраслей социально - культурной сферы, функционирование которой на протяжении многих лет испытывало недостаток источников развития.
С введением новых условий хозяйствования, расширением прав местных органов власти, демократизацией процессов общественной жизни значительно расширилась типология учреждений культурно - досуговой сферы, для которых стало характер...
Государственное управление социально-культурной сферой Красноярского края
Понятие социально-культурной сферы, ее роль и значение в развитии современного общества, направления и правовое обоснование государственного регулиров...
Государственное и муниципальное управление социально-культурной сферой
Административное право и управление социально-культурной сферой
Управление образованием и наукой различными государственными и муниципальными органами, их права и обязанности. Компетенция органов управления образов...
Государственное управление в СССР в 1950-1960 гг.
Общая характеристика государственного управления в СССР в 50-60 гг. ХХ века: высший и местный государственный аппарат; органы управления отраслями нар...
Значение учета и управления издержками в социально-культурной деятельности
Понятие, характеристика и учет издержек в социально-культурной деятельности: формирование ассортимента и емкость рынка на товары и услуги. Управление...