Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Управление предприятием в сфере услуг

Тип: методичка
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Понятие производства услуг, его сущность и особенности, история возникновения и развития. Современный рынок услуг, предпосылки и тенденции его развития. Различия в производстве услуг и товаров. Управление конкурентоспособностью сервисной экономики.
Краткое сожержание материала:

29

Менеджмент организации

Тольятти, 2006 г.

Содержание

Введение

1. Предпосылки тенденции развития сферы услуг

2. Сущность и характеристика услуг

3. Управление конкурентоспособностью сервисной экономики

Главный фактор успеха предприятия сервиса

Понятие, сущность и факторы конкурентоспособности услуг

Уровни конкурентоспособности предприятий сферы услуг

4. Управление предприятием бытового обслуживания населения

5. Понятие, социально-экономическое значение, характеристика и классификация сферы деловых услуг

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Сфера услуг является одной из основных отраслей общественного производства, призванной чутко реагировать на потребности и спрос населения.

Рынок услуг рассматривается в единстве с товарным рынком как одна из его разновидностей, подчиняющаяся общим законам рыночной экономики. При этом рынок услуг имеет ряд особенностей, среди которых выделяют такие, как высокий динамизм, территориальная сегментация и локальный характер, высокая скорость оборота капитала вследствие короткого производственного цикла, преобладание в производстве услуг малых и средних предприятий, особенностями процесса оказанию услуг, связанными с личным контактом производителя и потребителя, индивидуальность и нестандартность оказываемых услуг и технологий во многих отраслях, неопределенность результата во многих случаях при оказании услуг.

Управление предприятием сферы услуг и принятие необходимых управленческих решений требует наличия большого объема информации в данной сфере. В соответствии с этим изучение дисциплины строится в первую очередь на рассмотрении организационных процессов, определение типов и методов организации производственных процессов на предприятиях сферы обслуживания, организация исследовательской подготовки производства новых видов продукции (услуг), ее сущность, содержание и роль и многое другое, управлении связями с клиентами.

Центральное место в управлении предприятием сферы услуг занимает маркетинговые исследования и прогнозирование спроса как метод управления рынком сферы услуг. В этой теме рассматриваются основные этапы проведения маркетинговых исследований, принципы сегментирования потребителей услуг и применение этого на практике.

При изучении дисциплины « Управление предприятием сферы услуг» используются деловые игры, рассматриваются различные ситуации в данной сфере. Занятия проводятся в форме лекций, семинаров-конференций, семинаров-дискуссий, практических занятий, самостоятельной работы студентов, курсового проектирования, тестирования.

Для промежуточного контроля знаний предложены вопросы для самопроверки и обсуждения на семинарских занятиях. Для студентов предусмотрены вопросы и темы для курсовых проектов.

По завершении изучения дисциплины «Управление предприятием сферы услуг» проводится проверка степени ее усвоения путем зачета у студентов очного отделения и экзамена - у студентов заочного отделения.

1. Предпосылки и тенденции развития сферы услуг

Характерной чертой современного общества является производство услуг, значительно превышающее производство товаров. Это подтверждается данными США, стран Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, с конца 1990-х годов доля ВВП, произведенного в сфере услуг, в США возросла с 74 до 81%, в Японии - с 64 до 71%, в Великобритании - с 72 до 80%. Сейчас в США в сфере услуг работает 75% всех занятых, при этом здесь сконцентрировано более 80% работников умственного труда и 87% кадров высшей квалификации; это касается прежде всего науки, образования, здравоохранения, телекоммуникаций, компьютерных, инжиниринговых, управленческих услуг Румянцева З.П., Алешникова В.И. Становление рынка управленческого консультирования на предприятии. Финансовый менеджмент; теория и практика / Под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Перспектива, 1997.

.

Как вид общественно полезной деятельности услуги существуют давно, несмотря на это, дать определение услуги оказалось нелегкой задачей. Оживленные дискуссии по этому поводу развернулись в конце 60-х - начале 70-х гг. ХХ века, когда сфера услуг развитых стран стала приносить в ВВП примерно столько же, сколько промышленный и аграрный секторы экономики вместе взятые.

Из табл. 1.1 следует, что во второй половине ХХ столетия и особенно в его последнее десятилетие в социальной структуре современного мира произошли фундаментальные изменения, последствия которых наиболее ярко проявляются в развитых странах, однако захватывают и активную часть населения во всех без исключения государствах.

Таблица 1.1 Доля отраслей сферы услуг в ВВП промышленно развитых стран, % *

 

США

Франция

Италия

Япония

Великобритания

1985 г.

2001 г.

1985 г.

2001 г.

1985 г.

2001 г.

1985 г.

2001 г.

1985 г.

2001 г.

Всего

68,3

75,9

60,8

69,2

59

66,4

60

65,5

53

66,4

В том числе: Деловые услуги

23,6

27,3

18,3

23,3

21,5

28,2

15,4

18

16,9

23,5

Торговые услуги, услуги общественного питания, гостиничные услуги

17,4

16,2

14,6

15,5

19,1

17,7

13,4

12

11,4

13,7

Услуги госсектора, включая социальные

12

12,6

16,9

17,5

12,1

11,4

8,2

7,6

12,7

7,8

Услуги населению - социальные и личные

9,1

13,8

4,9

7,9

0,9

1,1

16,4

21,7

5,2

13,4

Транспортные услуги, услуги связи (включая телекоммуника-ционные и почтовые), услуги складирования

6,2

6

6,1

5

5,4

8

6,6

6,2

6,8

8

*В России статистика по деловым услугам отсутствует

Предпосылки встраивания услуговой деятельности в материально-вещественную структуру производства имеют следующие основания Челенков А.П. Маркетинг услуг. - М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2002.:

- наличие в системе производственных сил инфраструктурных элементов, функционирование которых создает общие условия производства и является мощным динамическим фактором организации производственного процесса;

- развитие объективного процесса...

Другие файлы:

Управление предприятием сферы услуг
Сущность и характеристика услуг, предпосылки и тенденции их развития. Управление конкурентоспособностью сервисной экономики. Управление предприятием б...

Управление качеством услуг в сфере гостиничного бизнеса
Понятие качества услуг в гостиничном бизнесе. Значение управления качеством предоставляемых услуг. Основные характеристики услуг и проблемы управления...

Управление и организация в сфере услуг
Книга посвящена широкому кругу проблем, связанных с менеджментом в сфере услуг. В ней раскрываются такие вопросы, как понимание и характеристика услуг...

Управление качеством услуг в сфере туризма
Анализ теории качества в сфере услуг. Определение специфических особенностей качества туристического продукта. Изучение методов государственного регул...

Управление в сфере гостиничного бизнеса
Ознакомление с гостиничным комплексом "Ассоль". Номерной фонд отеля, спектр дополнительных услуг. Инструктаж по технике безопасности. Управление гости...