Управление предприятием в сфере услуг
Краткое сожержание материала:
29
Менеджмент организации
Тольятти, 2006 г.
Содержание
Введение
1. Предпосылки тенденции развития сферы услуг
2. Сущность и характеристика услуг
3. Управление конкурентоспособностью сервисной экономики
Главный фактор успеха предприятия сервиса
Понятие, сущность и факторы конкурентоспособности услуг
Уровни конкурентоспособности предприятий сферы услуг
4. Управление предприятием бытового обслуживания населения
5. Понятие, социально-экономическое значение, характеристика и классификация сферы деловых услуг
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Сфера услуг является одной из основных отраслей общественного производства, призванной чутко реагировать на потребности и спрос населения.
Рынок услуг рассматривается в единстве с товарным рынком как одна из его разновидностей, подчиняющаяся общим законам рыночной экономики. При этом рынок услуг имеет ряд особенностей, среди которых выделяют такие, как высокий динамизм, территориальная сегментация и локальный характер, высокая скорость оборота капитала вследствие короткого производственного цикла, преобладание в производстве услуг малых и средних предприятий, особенностями процесса оказанию услуг, связанными с личным контактом производителя и потребителя, индивидуальность и нестандартность оказываемых услуг и технологий во многих отраслях, неопределенность результата во многих случаях при оказании услуг.
Управление предприятием сферы услуг и принятие необходимых управленческих решений требует наличия большого объема информации в данной сфере. В соответствии с этим изучение дисциплины строится в первую очередь на рассмотрении организационных процессов, определение типов и методов организации производственных процессов на предприятиях сферы обслуживания, организация исследовательской подготовки производства новых видов продукции (услуг), ее сущность, содержание и роль и многое другое, управлении связями с клиентами.
Центральное место в управлении предприятием сферы услуг занимает маркетинговые исследования и прогнозирование спроса как метод управления рынком сферы услуг. В этой теме рассматриваются основные этапы проведения маркетинговых исследований, принципы сегментирования потребителей услуг и применение этого на практике.
При изучении дисциплины « Управление предприятием сферы услуг» используются деловые игры, рассматриваются различные ситуации в данной сфере. Занятия проводятся в форме лекций, семинаров-конференций, семинаров-дискуссий, практических занятий, самостоятельной работы студентов, курсового проектирования, тестирования.
Для промежуточного контроля знаний предложены вопросы для самопроверки и обсуждения на семинарских занятиях. Для студентов предусмотрены вопросы и темы для курсовых проектов.
По завершении изучения дисциплины «Управление предприятием сферы услуг» проводится проверка степени ее усвоения путем зачета у студентов очного отделения и экзамена - у студентов заочного отделения.
1. Предпосылки и тенденции развития сферы услуг
Характерной чертой современного общества является производство услуг, значительно превышающее производство товаров. Это подтверждается данными США, стран Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, с конца 1990-х годов доля ВВП, произведенного в сфере услуг, в США возросла с 74 до 81%, в Японии - с 64 до 71%, в Великобритании - с 72 до 80%. Сейчас в США в сфере услуг работает 75% всех занятых, при этом здесь сконцентрировано более 80% работников умственного труда и 87% кадров высшей квалификации; это касается прежде всего науки, образования, здравоохранения, телекоммуникаций, компьютерных, инжиниринговых, управленческих услуг Румянцева З.П., Алешникова В.И. Становление рынка управленческого консультирования на предприятии. Финансовый менеджмент; теория и практика / Под ред. Е.С. Стояновой. - М.: Перспектива, 1997.
.
Как вид общественно полезной деятельности услуги существуют давно, несмотря на это, дать определение услуги оказалось нелегкой задачей. Оживленные дискуссии по этому поводу развернулись в конце 60-х - начале 70-х гг. ХХ века, когда сфера услуг развитых стран стала приносить в ВВП примерно столько же, сколько промышленный и аграрный секторы экономики вместе взятые.
Из табл. 1.1 следует, что во второй половине ХХ столетия и особенно в его последнее десятилетие в социальной структуре современного мира произошли фундаментальные изменения, последствия которых наиболее ярко проявляются в развитых странах, однако захватывают и активную часть населения во всех без исключения государствах.
Таблица 1.1 Доля отраслей сферы услуг в ВВП промышленно развитых стран, % *
|
США |
Франция |
Италия |
Япония |
Великобритания |
||||||
1985 г. |
2001 г. |
1985 г. |
2001 г. |
1985 г. |
2001 г. |
1985 г. |
2001 г. |
1985 г. |
2001 г. |
||
Всего |
68,3 |
75,9 |
60,8 |
69,2 |
59 |
66,4 |
60 |
65,5 |
53 |
66,4 |
|
В том числе: Деловые услуги |
23,6 |
27,3 |
18,3 |
23,3 |
21,5 |
28,2 |
15,4 |
18 |
16,9 |
23,5 |
|
Торговые услуги, услуги общественного питания, гостиничные услуги |
17,4 |
16,2 |
14,6 |
15,5 |
19,1 |
17,7 |
13,4 |
12 |
11,4 |
13,7 |
|
Услуги госсектора, включая социальные |
12 |
12,6 |
16,9 |
17,5 |
12,1 |
11,4 |
8,2 |
7,6 |
12,7 |
7,8 |
|
Услуги населению - социальные и личные |
9,1 |
13,8 |
4,9 |
7,9 |
0,9 |
1,1 |
16,4 |
21,7 |
5,2 |
13,4 |
|
Транспортные услуги, услуги связи (включая телекоммуника-ционные и почтовые), услуги складирования |
6,2 |
6 |
6,1 |
5 |
5,4 |
8 |
6,6 |
6,2 |
6,8 |
8 |
*В России статистика по деловым услугам отсутствует
Предпосылки встраивания услуговой деятельности в материально-вещественную структуру производства имеют следующие основания Челенков А.П. Маркетинг услуг. - М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2002.:
- наличие в системе производственных сил инфраструктурных элементов, функционирование которых создает общие условия производства и является мощным динамическим фактором организации производственного процесса;
- развитие объективного процесса...
Управление предприятием сферы услуг
Сущность и характеристика услуг, предпосылки и тенденции их развития. Управление конкурентоспособностью сервисной экономики. Управление предприятием б...
Управление качеством услуг в сфере гостиничного бизнеса
Понятие качества услуг в гостиничном бизнесе. Значение управления качеством предоставляемых услуг. Основные характеристики услуг и проблемы управления...
Управление и организация в сфере услуг
Книга посвящена широкому кругу проблем, связанных с менеджментом в сфере услуг. В ней раскрываются такие вопросы, как понимание и характеристика услуг...
Управление качеством услуг в сфере туризма
Анализ теории качества в сфере услуг. Определение специфических особенностей качества туристического продукта. Изучение методов государственного регул...
Управление в сфере гостиничного бизнеса
Ознакомление с гостиничным комплексом "Ассоль". Номерной фонд отеля, спектр дополнительных услуг. Инструктаж по технике безопасности. Управление гости...