Управление качеством продукции на основе стандартов ИСО 9000:2000
Краткое сожержание материала:
Размещено на
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему:
«Управление качеством продукции на основе стандартов ИСО 9000:2000»
Введение
Актуальность темы дипломного исследования заключается в том, что в условиях развития экономики России после вступления 16 декабря 2011 года в ВТО, усиления процессов глобализации, обострения конкуренции, возникает необходимость поиска новых путей повышения конкурентоспособности отечественных предприятий, важнейшим параметром оценки которой является качество.
Целью исследования является разработка практических рекомендаций в области управления качеством продукции на фабрике по производству обоев.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи исследования:
- провести оценку важности повышения качества продукции для обеспечения конкурентоспособности предприятия в условиях глобализации;
- разработать методические подходы относительно оценки влияния качества продукции на конкурентоспособность предприятий по производству обоев в России;
- раскрыть сущность управления качеством продукции на предприятии в современных условиях и определить уровень его влияния на конкурентоспособность предприятия;
- обосновать необходимость усовершенствования контроля за качеством продукции и определить основные направления этого усовершенствования;
- провести обоснование экономической эффективности бизнес-проекта внедрения мероприятий улучшения качества обоев, предназначенных для продвижения на рынки Европейского сообщества, в соответствии со стандартами ISO(ИСО) 9000 редакции 2000 (2008) года.
Объект исследования - система менеджмента качества на предприятии по производству виниловых обоев ООО «Петербургская обойная фабрика Элизиум» (г. Санкт-Петербург).
Предметом исследования является эффективность внедрения стандартов ИСО9000 для повышения качества продукции при производстве виниловых обоев ООО «Петербургская обойная фабрика Элизиум» (г. Санкт-Петербург) до уровня международных требований по качеству продукции и производства.
Исследовательские методы - исторический метод, метод сравнительного анализа, методы экспертных оценок.
Информационной базой исследования являются законодательные и нормативные акты Российской Федерации в области внедрения систем менеджмента качества в производственных процессах предприятий, материалы научных исследований отечественных и зарубежных авторов, которые анализируют проблематику обеспечения качества продукции, финансово-хозяйственная отчетность предприятия ООО «Петербургская обойная фабрика Элизиум» за 2008-2010 гг.
Практическая ценность полученных результатов заключается в обосновании экономической целесообразности бизнес-плана проекта повышения уровня качества обоев в экспортном варианте продукции согласно требованиям стандартов качества Европейского Союза.
обои качество конкурентоспособность
1. Теоретические и нормативно-правовые аспекты качества как основной составляющей конкурентоспособности продукции
1.1 Законодательная и нормативно-правовая база определений и требований к качеству продукции, система показателей качества продукции
Качество продукции - это оценка потребителем степени соответствия её свойств индивидуальным и общественным ожиданиям, обязательным нормам в соответствии с ее назначением.
В ГОСТ Р ИСО 9000-2008 - «качество» определено как степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям потребителя.
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 - «Системы менеджмента качества» (Дата введения 2001-08-31) - разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС), внесен Управлением сертификации Госстандарта России, принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 15 августа 2001 г. №332ст. В 2008 году стандарт был переиздан в новой редакции ГОСТ R ИСО 9000 - 2008 - Государственный стандарт Российской Федерации «Системы менеджмента качеством. Основные положения и словарь». Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ISO 9000-2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
Семейство стандартов ИСО 9000, перечисленных ниже, было разработано для того, чтобы помочь организациям всех видов и размеров внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества:
- ГОСТ Р ИСО 9000-2008 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества;
- ГОСТ Р ИСО 9001-2008 определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и установленным к ней обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей;
- ГОСТ Р ИСО 9004-2001 содержит рекомендации, рассматривающие как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон;
- ИСО 19011 содержит методические указания по аудиту (проверке) систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.
Вместе они образуют согласованный комплекс стандартов на системы менеджмента качества, содействующий взаимопониманию в национальной и международной торговле.
Для успешного руководства организацией и ее функционирования необходимо направлять ее и управлять систематически и прозрачным способом. Успех может быть достигнут в результате внедрения и поддержания в рабочем состоянии системы менеджмента качества, разработанной для постоянного улучшения деятельности с учетом потребностей всех заинтересованных сторон. Управление организацией включает менеджмент качества наряду с другими аспектами менеджмента.
Восемь принципов менеджмента качества (см. табл. 1.1) образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в семейство ИСО 9000:
8 принципов менеджмента качества
Наименование принципа |
Сущность принципа |
|
1) Ориентация на потребителя |
Организация должны понимать текущие и будущие потребности потребителя, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания |
|
2) Лидерство руководителя |
С помощью лидерства и реальных действий высшее руководство может создавать обстановку, способствующую полному вовлечению работников и эффективной работе системы менеджмента качества |
|
3) Вовлечение работников |
Полное вовлечение работников дает возможность организации с выгодой использовать их способности |
|
4) Процессный подход |
Систематическая идентификация и менеджмент применяемых организацией процессов и прежде всего обеспечения их взаимодействия могут считаться «процессным подходом» |
|
5) Системный подход к менеджменту |
Системный подход к менеджменту качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для потребителей |
|
6) Постоянное улучшение |
Целью постоянного улучшения системы менеджмента качества является увеличение возможности повышения удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон |
|
7) Принятие решений, основанное на фактах |
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации |
|
8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками |
Отношения взаимной выгоды организации и ее поставщиков повышают способность обеих сторон создавать ценности |
Семейство стандартов ИСО 9000 проводит различие между требованиями к системам менеджмента качества и требованиями к продукции.
Требования к системам менеджмента качества установлены в ГОСТ Р ИСО 9001. Они являются общими и применимыми к организациям в любых секторах промышленности или экономики независимо от категории продукции. ГОСТ Р ИСО 9001 не устанавливает требований к продукции.
Требования к продукции могут быть установлены потребителями или организацией, исходя из предполагаемых запросов потребителей или требований регламентов. Требования к продукции и в ряде случаев к связанным с ней процессам могут содержаться, например в технических условиях, стандартах на продукцию, стандартах на процессы, контрактных соглашениях и регламентах.
Управление качеством как стратегия экологического менеджмента
Понятия качества и управление качеством. Управление качеством и международная стандартизация. Стратегия экологического менеджмента. Новые версии станд...
Управление качеством продукции ОАО "Омскшина"
Сущность категории качества. Системный и процессный подходы к управлению качеством. Управление качеством в международных стандартах ИСО 9000. Оценка и...
Особенности и значение стандартов ИСО – 9000
Современное управление качеством продукции. Содействие развитию стандартизации и активизации роли стандартов происходит при активном участии Междунаро...
Система управление качеством продукта
Определение термина "качество продукции" и изучение системы его показателей. Анализ системы качества в соответствии с нормами международных стандартов...
Совершенствование системы управления качеством
В первой главе дипломного проекта представлен анализ существующего положения и состояния процессов управления качеством продукции на промышленном пред...