Управление и взаимосвязь конфликтов, стрессов и изменений на предприятии
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Министерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Институт управления в промышленности и энергетике
Кафедра промышленного бизнеса
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине: «Основы менеджмента»
на тему: «Управление и взаимосвязь конфликтов, стрессов и изменений на предприятии».
Выполнил(а): Мельникова Анастасия Вадимовна
Руководитель курсовой работы: Чанышева Е.В.
Москва- 2011
Содержание
Введение
1. Стрессы, конфликты, изменения на предприятии
1.1 Стрессы: понятие, причины, последствия
1.1.1 Природа и причина стресса
1.1.2 Последствия стресса
1.2 Конфликты: понятие, природа, причины, типы
1.2.1 Природа конфликта
1.2.2 Типы конфликтов
1.2.3 Причины конфликтов
1.3 Изменения: структура, типы
1.3.1 Организационные изменения
1.3.2 Типы изменений
1.3.3 Факторы, определяющие отношение сотрудников к изменениям
2. Управление конфликтами, стрессами и изменениями на предприятии
2.1 Управление конфликтной ситуацией
2.2 Управление изменениями на предприятии
2.3 Подходы к управлению стрессами на предприятии
3. Рассмотрение и анализ конфликтных, стрессовых ситуаций и изменений на предприятии ООО «Афродита»
3.1 Общая характеристика ООО «Афродита»
3.2 Возможные конфликтные и стрессовые ситуации на предприятии
3.3 Примеры возможных конфликтных ситуаций и способы их решения
Заключение
Список литературы
ПриложениЯ
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена анализу особенностей управления стрессом, изменениями, конфликтами в организации.
В современных компаниях часто происходят различные изменения. Но любые изменения, в том числе и самые полезные и тщательно спланированные, не происходят в компании сами по себе. Ими надо управлять. Управление изменениями в организации зачастую представляется более сложным, чем их разработка и планирование, а качество управления определяет степень выгоды от их осуществления. Различные изменения в компании часто сопровождаются болезненными процессами адаптации к ним персонала, в связи с чем, могут возникать стрессовые и конфликтные ситуации.
В современном мире все чувства, связанные с радостью, счастьем, любовью, постоянно подвергаются атакам наших врагов. Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный стресс дорого обходится организациям.
Стресс наравне со случайными недоразумениями может привести к образованию конфликтной ситуации. И наоборот, так как конфликт всегда связан с эмоциями, и люди начинают испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью участников конфликта. Американский психолог Б. Вуп заметил: «жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить участвовать в выработке решений или оставить это другим».
Актуальность темы курсовой заключается в том, что в настоящее время руководителям и просто работникам не хватает элементарного владения конфликтологической культурой, не хватает знаний о конфликтах, стрессах о путях их мирного разрешения. Многие предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода.
Цель данной работы: исследование особенностей управления организационным стрессом, конфликтами и изменениями.
Задачами работы являются:
1. Рассмотрение особенностей организационного стресса, конфликтов, изменений.
2. Исследование методов управления стрессами, конфликтами и изменениями в организации.
3. Рассмотрение компании и анализ возможных методов управления стрессами, конфликтами и изменениями.
1. СТРЕССЫ, КОНФЛИКТЫ И ИЗМЕНЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Стрессы: понятие, причины, последствия
1.1.1 Природа и причина стресса
Впервые природу стресса исследовал и описал Г. Селье в работе «Стресс без дистресса». Ученый дал этому явлению следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». В переводе с английского языка слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и характеристики работы, которые вызывают стресс. К примеру, руководитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объёма запланированных работ. Возникает чувство беспокойства, когда ситуация выходит из под контроля. Стоит проблема, и нет альтернативы для её решения, но её надо срочно решить. Это тоже стресс.
Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создаёт проблемы для индивидов и организаций. Поэтому важно научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.
Тот стресс, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологическим напряжением.
Рис.1 Модель стрессовой реакции
Физиологические причины стресса - болезни ( язва, болезнь сердца, астма и т.п. )
Психологические проявления - раздражительность, потеря аппетита, депрессия.
Снижая эффективность и благополучие индивида, чрезмерный стресс дорого обходится организациям.[3]
Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется, прежде всего, индивидуально-психологическими особенностями и мотивационной ориентацией личности. Однако работа в стрессовой ситуации обязательно приводит к дополнительной мобилизации внутренних физических и моральных ресурсов, что может иметь неблагоприятные последствия. У каждого человека есть свой индивидуальный временной предел стресса. Различают три типа личностей по устойчивости к стрессу:
1. «Волы» - лица, способные выдерживать большие длительные перегрузки, адаптируясь к стрессу.
2. «Кролики» - лица, которых даже небольшая дополнительная нагрузка может выбить из колеи, они избегают стресса.
3. «Львы» - лица, которых стресс мобилизует и они могут долго с полной отдачей работать на пределе своих возможностей.
В серии исследований М. Фридмана и Р. Ройзенмана проведен анализ поведения обширного контингента лиц умственного труда (научные работники, инженеры, администраторы), занятых управленческой деятельностью. Ими выделены два основных типа:
1. Тип А - лица с повышенной агрессивностью, вовлеченностью в постоянную борьбу с целью достижения значительных успехов.
2. Тип В - лица, сосредоточенные на саморазвитии и самосовершенствовании, не склонные к бурным проявлениям успеха.
В связи с этими исследованиями, стресс можно определить как адаптивную реакцию на внешнюю ситуацию, которая приводит к физическим, психологическим и / или поведенческим изменениям у работников организации.
Существуют так же различные теории относительно причин стресса. Основной причиной стресса являются перемены. Любая перемена, даже позитивная, нарушает баланс, который люди поддерживают в своём окружении. В связи с этим отдельные сотрудники настолько оказываются в стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставить работу.
Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку «битва или бегство ». Синдром «бегства» проявляется тогда, когда человек пытается уйти от угрожающих ситуаций. Реакция «битвы» позволяет приспособиться к новой окружающей среде.
Когда работник признал, что стресс существует, он должен начать работу над тем, чтобы устранить факторы, которые делают стресс чрезмерным, поэтому важно разобраться с симптомами стресса.
Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни индивида. Выделяют 2 группы факторов, вызывающих стресс (Рис2.):
Организационные факторы.
Широко распространенной причиной стресса в организациях является перегрузка, т.е. работнику поручено непомерное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадёжности и материальных потерь.
Конфликт ролей возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования, т.е., когда работник, с одной стороны, хочет быть принят группой и соблюдать требования руководства - с другой. В результате возникает чувство беспокойства и напряжения.
Неопределённость ролей возникает, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противореч...
Управление конфликтами и стрессами на предприятии
Понятие, субъекты, классификация стрессов, его последствия. Приспособление как форма взаимодействия. Конфликт как наиболее распространенная форма орга...
Управление конфликтами, стрессами и изменениями в организации
Выявление причин, сущности, роли и функции конфликтов, стрессов и изменений в организации. Исследование состояния конфликтных ситуаций в ООО "Визит-М"...
Управление конфликтами и стрессами на примере ООО "Илона-Тур"
Понятие, типы и причины конфликтов, стрессов. Предпосылки возникновения данных явлений на предприятии. Анализ конфликтных и стрессовых ситуаций в ООО...
Управление конфликтами и стрессами на предприятии (организации, фирме)
Диагностика и анализ конфликтов и стрессов в Белозерском городском потребительском обществе, их влияние на производительность труда с учетом специфики...
Профессиональное поведение менеджера. Деловая этика и управление конфликтами
Концепции этики бизнеса, нравственные категории и их роль в деловом взаимодействии; аспекты профессионального поведения: морально-экономический конфли...