Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Управление запасами предприятия (на примере аптеки)

Тип: курсовая работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Обзор существующих методов управления запасами. Необходимость в существовании запасов, риски их создания, поддержания. Особенности управления запасами в торговых компаниях на примере ассортимента аптеки. Анализ фармацевтического рынка и в частности аптек.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Курсовая работа

«Управление запасами предприятия (на примере аптеки)»

Содержание

Введение

Глава 1. Обзор существующих методов управления запасами

1. Сущность и виды материальных запасов

2. Цели создания запасов. Необходимость в существовании запасов. Риски создания и поддержания запасов

3. Модели управления запасами

4. Прогнозирование потребности в управлении запасами

Глава 2. Особенности управления запасами в торговых компаниях на примере ассортимента аптеки

1. Особенности фармацевтического рынка и в частности аптек

2. Стратегии формирования товарных запасов аптеки

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования.

В процессе организации коммерческой деятельности перед предприятием стоит ряд вопросов, и в том числе вопрос грамотного управления запасами. Основной задачей управления запасами является инвестирование в них средств таким образом, чтобы достигать стратегических целей бизнеса. Запасы создаются и в промышленности, и в розничной торговле, и в оптовой торговле и в любых других отраслях, на предприятиях любой формы собственности. Без запасов не может обойтись ни одно предприятие, однако их создание сопряжено с дополнительными финансовыми расходами. В частности происходит «омертвление» части финансовых средств, появляются расходы на содержание складов, постоянный риск порчи, не реализации просроченного товара и т.п. В то же время отсутствие необходимого объема запасов может повлечь за собой потери от простоя производства, упущенную прибыль из-за отсутствия товара на складе в момент возникновения повышенного спроса, потерю потенциальных покупателей и др.

В нашей работе мы рассмотрим методы управления товарными запасами на примере аптеки. Аптечный бизнес - один из самых сложных с точки зрения формирования оптимального товарного запаса и заказа медикаментов. Ассортимент средней аптеки значительно шире, чем у других предприятий торговли, работающих на сопоставимой площади. Редкий продуктовый или промтоварный ларек может насчитать более 500 товарных позиций в помещении размером 10-12 квадратных метров, в то время как аптечные киоски и пункты ежедневно имеют не менее 2-3 тысяч товарных позиций в своем ассортименте. Для полноценных аптек и аптечных магазинов цифра в разы выше - их ассортимент может состоять из более чем 20 тысяч видов товара. Контроль товарного запаса и оптимизация системы заказов каждой из позиций ассортимента аптечного предприятия -- трудоемкий и довольно сложный процесс, но он приносит высокие дивиденды.

Цель работы: определить методы и модели для анализа и прогнозирования оптимального запаса в торговом предприятии на примере аптеки.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. выявить сущность и особенности управления запасами в торговой компании,

2. определить методы управления запасами в торговых компаниях, на предприятиях фармацевтического рынка,

3. провести ABC и XYZ-анализ, составить матрицу и разработать рекомендации по результатам исследований для отдела закупок.

Объектом исследования выступила торговая компания фармацевтического профиля (аптека г.Тюмени) с точки зрения оптимизации управления запасами.

Предметом исследования явилась система управления аптечным ассортиментом.

Исходными данными послужили данные бухгалтерской отчетности за первое полугодие 2012 года.

Методы исследования: методы математической статистики и экономического анализа, а именно сбор и группировка статистических данных, метод АВС и XYZ-анализа.

Объем и структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка источников.

Глава 1. Обзор существующих методов управления запасами

1. Сущность и виды материальных запасов

С материальными запасами на предприятиях работает несколько подразделений: это отдел бухгалтерии, финансовый отдел, коммерческий, отдел маркетинга и отдел логистики. И каждое из подразделений выполняет свои функции, будь то сбор информации, учет и контроль, анализ и т.д.

Поэтому и в различных источниках, учебных пособиях понятие «запасы» рассматриваются с разных точек зрения:

Запас (slock, inventory) -- то, что приготовлено, собрано для последующего потребления. Составляющими запаса могут быть информация, финансовые ресурсы или прочие разнообразные ценности. Например, можно говорить о запасе здоровья, мыслей человека, о золотовалютном запасе, запасах недр и пр.

1. «Запасы» с точки зрения бухгалтерского учета - Зайцева, Абдрашитова:

Материально-производственные запасы (МПЗ) представляют материальную основу производственных фондов предприятия.

В целях управления материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском учете, который возможно грамотно организовать на базе регулятивных нормативных документов для подготовки бухгалтерской финансовой отчетности.

Основными задачами контроля операций с производственными запасами являются:

· установление законности проведенных операций с запасами;

· проверка организации складского хозяйства, состояния сохранности запасов;

· проверка правильности и эффективности использования материальных ресурсов;

· проверка соблюдения правил отпуска запасов;

· оценка системы внутреннего контроля за использованием запасов в производстве;

· оценка полноты и правильности отражения хозяйственных операций с МПЗ в бухгалтерском учете и отчетности.

1. В первую очередь стандарт определяет собственно понятие запасов. Согласно МСФО (IAS) 2 под запасами понимаются активы:

(a) предназначенные для продажи в ходе основной деятельности компании;

(b) создаваемые в ходе производства для продажи в ходе основной деятельности компании;

(c) представляющие собой сырье или материалы, предназначенные для использования в производственном процессе, выполнении работ или предоставлении услуг.

2. Соответствие хотя бы одному из названных критериев позволяет отнести соответствующий актив к категории "запасы".

3. В Стандарте отмечается, что в запасы включаются объекты, приобретенные для перепродажи. К ним относятся, например, товары, купленные розничным продавцом, или земля и другое имущество, предназначенные для перепродажи. В то же время следует обратить внимание на то, что объекты инвестиционной недвижимости, учет которых регламентирован требованиями МСФО (IAS) 40, определению запасов не отвечают, также как и внеоборотные активы, предназначенные для продажи, относящиеся к сфере действия МСФО (IFRS) 5. К запасам также относят готовую или незавершенную производством продукцию, выпущенную организацией, сырье и материалы, предназначенные для дальнейшего использования в производственном процессе.

4. У компаний, оказывающих услуги, в запасы включается себестоимость нереализованных услуг, то есть тех, по которым организация еще не признала соответствующую выручку.

5. Наряду со специальным определением понятия "запасы", МСФО (IAS) 2 отдельно вводит два самостоятельных понятия:

(1) чистая реализуемая ценность запасов;

(2) справедливая стоимость запасов.

2. «Запасы» с точки зрения логистики:

Запас как явление в работе логистических систем и цепей поставок представляет собой товарно-материальные ценности, ожидающие потребления. Остановимся на содержании определения запаса.

В логистике термин «запас» применяется только в приложении к материальным потокам. Запасы в логистике и в управлении цепями поставок составляют товарно-материальные ценности.

В работах Пересветова запас рассматривается как «материальный ресурс»:

Материальные ресурсы - совокупность видов предметов труда, сырья, материалов, полуфабрикатов, а также их запасы, необходимые для развития и функционирования предприятия.

Запасы имеют производственные предприятия, оптовые компании, розничные торговые предприятия и предприятия сферы услуг, логистические посредники и операторы, банки, биржи, страховые компании, порты и т.д. Во всех этих организациях запасы обеспечивают товарно-материальными ценностями основную и вспомогательную деятельность.

Товарно-материальные ценности, из которых формируются запасы в логистике, разделяют по этапу бизнес-процесса на следующие категории объектов:

1) сырье и материалы;

2) незавершенное производство;

3) готовая продукция;

4) товары;

5) отходы.

Группа сырья и материалов включает товарно-материальные ценности на входе звена цепи поставки.

В эту группу входят:

* сырье;

...

Другие файлы:

Оптимизация логистических затрат промышленного предприятия при управлении запасами сырья и материалов (на материалах ОАО "Автоагрегат")
Понятие, сущность и виды материальных запасов. Оценка эффективности управления запасами. Характеристика предприятия ОАО "Автоагрегат" и управление мат...

Логистическое управление запасами в цепях поставок
Теоретические основы управления запасами. Производственные запасы материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий. Управление запасами в логистичес...

Управление материально–производственными запасами предприятия
Современные технологии управления запасами предприятия. Управленческий анализ поставки материально-производственных запасов предприятия. Формирование...

Управление запасами на предприятии
Классификация и виды материально-технических ресурсов. Статистическое управление запасами. Планирование производственных ресурсов и потребностей в мат...

Управление оборотными фондами предприятия на примере СПК "Тепелево"
Источники формирования и показатели использования оборотных фондов. Экономическая характеристика СПК "Тепелево", структура его оборотного капитала. Уп...