Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Управление ассортиментом

Тип: реферат
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Разработка общенациональной социально-экономической и научно-технической стратегии развития производства. Изучение и оценка потребностей, спроса населения. Формирование отраслевой и внутриотраслевой структуры. Внедрение научно-технологических достижений.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Поскольку источником образования ассортимента потребительских товаров является производство, управление в этой сфере имеет исключительное значение. Именно производство товаров в ассортименте, соответствующем высокому уровню удовлетворения потребностей и спроса всех групп потребителей, - главное условие динамичного развития ассортимента товаров и сбалансированности спроса и предложения. Эффективное управление производством побуждает к тому, чтобы при сложившемся количественном уровне производственных факторов получить максимальную выгоду. Рациональная организация производства обеспечивает изготовление необходимого количества изделий с использованием минимального количества ресурсов.

Формирование производственного ассортимента товаров осуществляется на двух уровнях - отрасли и предприятий.

На уровне отрасли соответствующие ведомства организуют производство товаров в необходимом количестве, нужного ассортимента и качества, т.е. соответствующих объему и структуре потребностей и спроса населения. Они решают комплекс вопросов, связанных с проведением единой технической политики, специализации и технического перевооружения предприятий.

Управление ассортиментом товаров в отраслях сферы производства включает следующие задачи:

· разработку общенациональной социально-экономической и научно-технической стратегии развития производства с учетом качественных характеристик сложившегося производственного потенциала;

· изучение и оценку потребностей и спроса населения в товарах с целью определения выпуска соответствующих товаров;

· формирование отраслевой и внутриотраслевой структуры производства товаров с учетом специализации и кооперации предприятий;

· техническое оснащение и внедрение научно-технологических достижений в производство товаров.

1. Разработка общенациональной социально-экономической и научно-технической стратегии развития производства

спрос экономический потребность

Разработка общенациональной социально-экономической и научно-технической стратегии развития производства - исходное условие формирования экономического потенциала общества, а также предпосылка для выпуска современных товаров, отвечающих потребностям населения. Каждая страна, выстраивая стратегию развития производства, руководствуется своими общесоциальными и общеэкономическими законами и исходит из собственного экономического потенциала - объемов ресурсов и производственных возможностей.

Для развития национальных экономик важна совокупность природных ресурсов, демографического, трудового, научного, инновационного, производственного и экологического потенциалов. Их уровень, взаимосвязь и эффективное использование определяют характер достижений общества.

Страна может извлекать дополнительные выгоды, концентрируя свои ресурсы в областях производства, где ее сравнительные преимущества выше. Это актуально и для Беларуси, сырьевые возможности которой ограниченны, что осложняет или вовсе исключает производство многих товаров. Экономика республики не может функционировать без импорта нефти и газа, металла и комплектующих элементов (деталей).

В годы вхождения в состав СССР производственный потенциал Беларуси формировался без учета ее национальных интересов, подчиняясь исключительно целям единого народнохозяйственного комплекса большой страны.

Тем не менее, республика отличалась относительно высоким уровнем производства потребительских товаров. Их удельный вес в общем объеме промышленной продукции в 1990 г. составлял 54,8%. Промышленность и сельское хозяйство обеспечивали удовлетворение потребностей и спроса по большинству товаров не только собственного населения, но и в значительной мере жителей других республик. Вывоз товаров по межреспубликанским поставкам существенно превышал их ввоз. Так, в 1987 г. вывоз из республики товаров народного потребления, включая экспорт, был осуществлен на сумму 5643 тыс. руб., ввоз, включая импорт, - 3153 тыс. руб. Превышение вывоза над ввозом составило 79%.

Экономические трудности на первом этапе становления белорусской государственности были во многом обусловлены унаследованными с советских времен негативными сторонами хозяйственного комплекса республики. Сказывались определенная деформированность структуры хозяйства; ориентация производства прежде всего на общесоюзные потребности; сохранение высокой энергоемкости национального дохода, материалоемкости производства (особенно металлоемкости промышленной продукции); недостаточный уровень развития производств, нацеленных на внутриреспубликанское потребление и решение социальных проблем; низкий уровень использования местных ресурсов. Выпуск большинства видов продукции тормозился технологической и технической отсталостью промышленности.

Резкий спад объемов производства потребительских товаров существенно сократил товарное предложение на рынке ряда видов изделий. Обеднел их ассортимент, ухудшилось качество. Хотя с 1996 г. наметилось увеличение выпуска многих потребительских товаров, оно не обеспечивало удовлетворения запросов населения. Существенно снизился удельный вес потребительских товаров в общем объеме создаваемой промышленной продукции. В 2010 г. он составил 25%, что в два раза ниже уровня 1990 г.

Стратегии развития производства требуется существенная корректировка. Приоритеты должны отдаваться использованию местных ресурсов и лучших мировых достижений в области науки, техники и высоких технологий. Иными словами, производство следует ориентировать на выпуск высокотехнологичной, наукоемкой продукции. Целесообразно развивать легкую, пищевую и мебельную промышленность пак менее материало- и энергоемкую. Движение по этому пути станет более эффективным при участии республики в международном разделении труда

2. Изучение и оценка потребностей и спроса населения

Изучение и оценка потребностей и спроса населения - исходные действия в организации производства товаров. На общегосударственном уровне изучаются, оцениваются и устанавливаются:

• нормы прожиточного минимума;

• нормы рационального потребления продуктов питания, одежды и обуви;

• нормативы обеспеченности населения предметами длительного пользования и домашнего обихода;

• сроки службы (износа) отдельных изделий.

При оценке потребностей и спроса населения анализируются следующие сведения:

• о численности и структуре населения;

• денежных доходах и расходах;

• фактических размерах потребления предметов гардероба и тенденциях развития ростовочно-полнотных шкал и др.

Нормативы потребления продуктов питания и одежды разрабатываются с учетом половозрастных особенностей, а также коэффициентов от рода занятий. Так, суточный норматив прожиточного минимума - это набор продуктов питания из 42 наименований, выраженный в граммах. Набор предметов гардероба для мужчин включает 20 видов изделий и по пяти предметам - 22 разновидности, а для женщин - 23 вида и по восьми изделиям 26 разновидностей.

В нормативных показателях потребления таких непродовольственных товаров, как предметы одежды, учитываются:

• рациональный гардероб одежды и обуви по половозрастным группам потребителей в расчете на одного человека;

• средние сроки носки предметов одежды и обуви;

нормы рационального потребления предметов одежды и обуви (отношение рационального гардероба к среднему сроку службы). Показатели потребления предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения включают:

• нормативы рациональной обеспеченности предметами в расчете на 100 семей или на 1000 человек населения;

• средние сроки службы предметов общесемейного пользования на одну семью в год, рассчитанные путем деления нормативов рациональной обеспеченности на средний срок службы.

Изучение потребностей и спроса требует учета как сложившихся, так и будущих закономерностей и тенденций в потреблении, определяемых исходя из анализа мирового уровня и направлений изменения структуры потребления. Выявляются факторы и исследуются процессы возникновения, формирования и социально-экономического проявления спроса. При этом рассматриваются прогрессивные направления его рационализации. Так, по продуктам питания следует учитывать возрастающий интерес людей к концепции сбалансированного здорового питания; по жилому фонду - предпочтения населения к использованию новых технических средств в домашнем хозяйстве. Важно также иметь в виду спрос на различные формы индивидуального и коллективного удовлетворения потребностей за счет сферы услуг.

3. Формирование отраслевой и внутриотраслевой структуры

Формирование отраслевой и внутриотраслевой структуры - не менее важная задача. Промышленный комплекс республики характеризуется многоотраслевой структурой. В те или иные отрасли входят предприятия, которые выпускают сходную по назначению продукцию, используют одинаковое сырье и имеют общие по характеру технологические процессы и виды обработки.

В производстве потребительских товаров можно выделить три важнейших комплекса:

1) по производству предметов одежды и обуви (легкая промышленн...

Другие файлы:

Конкурентоспособность и управление торговым ассортиментом ЧУП "Белкоопторг"
Управление коммерческой деятельностью торговой организации. Хозяйственные связи, учет и контроль за закупками товара. Коммерческая работа по обеспечен...

Управление ассортиментом: оптимизация процесса
Ассортимент и управление им как основа торгового бизнеса, концепции по управлению ассортиментом. Основные принципы и задачи управления товарными поток...

Организация и управление товарным ассортиментом
Методы управления товарным ассортиментом и критерии оценки его эффективности. Интенсивность и экономическая эффективность деятельности организации. Ме...

Управление товарным ассортиментом
Управление и формирование товарного ассортимента. Товар, его свойства. Влияние внутренних и внешних факторов. Исследование управления товарным ассорти...

Анализ ассортиментной политики предприятия
Товар и его свойства. Формирование и управление ассортиментом. Конкурентоспособность и качество товара. Обзор рынка подсолнечного масла. Система управ...