Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Технологический форсайт в стратегическом планировании развития инновационного предприятия

Тип: магистерская работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Методика построения корпоративной технологической "дорожной карты" для инновационного химического предприятия. Основные принципы проведения технологических форсайтов. Показатели деятельности предприятия. Создание технологической "дорожной карты".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современная действительность характеризуется всё более ускоряющейся сменой продуктов, технологий. Усиливается глобализация, вследствие этого усиливается конкуренция предприятий. Из-за ускоренной смены технологий, перехода развитых стран к новому технологическому укладу, изменения климата, возрастающего числа природных и техногенных катастроф, повышения частоты экономических кризисов в мире возрастает неопределенность в перспективах будущей деятельности и в частности развития предприятий, поэтому менеджеры должны постоянно искать свой собственный способ выживания и достижения наилучших результатов. Известно, что существует целый ряд подходов, которые должны способствовать стратегическому планированию: управление портфелем активов, разработка новых продуктов, конкурентный анализ, бенчмаркинг, проектный менеджмент. Однако наиболее перспективным, на наш взгляд, является процесс формирования технологической «дорожной карты» (corporate roadmapping), который связывает подразделения организации, функции, процессы и время. Корпоративная технологическая «дорожная карта» является частью технологического форсайта, это особая форма стратегического планирования, которая способствует нахождению верных решений в отношении изменений среды, все больше усиливающих конкуренцию.

Применение принципов «дорожной карты» было наиболее заметно в практике управления корпорациями в США. Данный подход, направлен на достижение равновесия между краткосрочными и долгосрочными проблемами, стратегическими и операционными задачами, связанными с технологиями и другими аспектами деятельности компании. Компания Motorola обнаружила, что внедрение подобной культуры на всех уровнях компании дает возможность находить решения, передающие видение и цели менеджмента, стимулировать исследования и контролировать развитие событий.

Такая инновационноориентированная государственная корпорация как «Роснанотех» признала эффективным метод стратегического планирования путем создания технологических «дорожных карт», и активно использует их.

В то же время, многие российские предприятия на десятки лет отстают от мировых лидеров по технологическому оснащению и экономическому планированию, не является исключением и федеральное государственное унитарное предприятие «Уральский научно-исследовательский химический институт с опытным заводом» (далее ФГУП «УНИХИМ с ОЗ»). В настоящее время на предприятии экономическое планирование осуществляется лишь с помощью бюджетирования, что говорит о краткосрочном характере и внутренней направленности планирования. Такой способ планирования деятельности предприятия, ведущего ряд изыскательских работ с последующим внедрением их результатов на производстве, либо продажей данных результатов другим компаниям не может считаться достаточно эффективным. Среднее научно-исследовательское предприятие по количеству проводимых исследований может приближаться к крупной корпорации, при этом цена ошибки неправильного выбора направлений исследований для него гораздо выше.

Отсутствие у российских инновационных предприятий опыта создания корпоративных технологических «дорожных карт», а также необходимость адаптации существующей методики их формирования определяют актуальность выбранной темы.

Степень разработанности проблемы. Создание корпоративных технологических «дорожных карт» является новейшей методикой стратегического планирования. В настоящий момент крайне мало русскоязычных работ посвященных им: М. Джемала Корпоративная «дорожная карта», К.Л. Лидин Многообразие построения «дорожных карт» Однако данную тематику развивает ряд зарубежных авторов: О.Н. Брей, М.Л. Гарсия, П. Груенвельд, А. Хагардон, С. Ли, Ю. Пак, А. Камеока.

Однако базисные идеи и концепции корпоративной технологической «дорожной карты» описаны в рамках работ, посвященных технологическому форсайту, следующих авторов: А.В. Сколов, К.В. Михайлов, Н.В. Гапоненко, В.П. Третьяк, С.В. Попов, Э. Клейтон и других.

Объектом исследования является корпоративная технологическая «дорожная карта» как форма стратегического планирования, направленная на нахождение верных решений развития инновационной технологической составляющей бизнес процесса.

Предметом работы являются система и показатели внутренних предпосылок и внешних тенденций технологического развития, используемые для формирования корпоративной технологической «дорожной карты».

Цель диссертационного исследования состоит в разработке адаптированной для российского инновационного химического предприятия корпоративной технологической «дорожной карты», которая может быть использована для эффективного распределения ресурсов компании на разработку наиболее перспективных технологий, что в итоге приведет к росту прибыли предприятия. Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

Обосновать применимость методики построения корпоративной технологической «дорожной карты» для инновационного химического предприятия.

Определить основные принципы проведения технологических форсайтов, в частности создания корпоративных технологических «дорожных карт».

Охарактеризовать этапы построения корпоративной «дорожной карты».

Определить показатели деятельности предприятия, технологического развития в отрасли, инфраструктурной обеспеченности развития технологий, которые необходимо включить в корпоративную технологическую «дорожную карту».

Построить корпоративную технологическую «дорожную карту» для российского инновационного химического предприятия.

Теоретическая база. Теоретической основой исследования являются труды экономистов, изучавших особенности корпоративных, либо технологических «дорожных карт», а также исследовавших проблематику технологических форсайтов. За теоретическую основу взяты работы ряда экономистов: М. Джемала, К.Л. Лидин, Э. Клейтон, В.П. Третьяк, М.Л. Гарсия, П. Груенвельд и других.

Также в работе использовалась отчетность ФГУП «УНИХИМ с ОЗ».

Методологическая база. Для решения поставленных задач применялись методы стратегического планирования, заключающиеся в определении долгосрочных тенденций развития внутренней и внешней среды, экспертной оценки, финансового анализа. Также использовался общенаучный, историко-логический, структурно-функциональный и динамический анализ, методы научной абстракции, индукции и дедукции, приемы моделирования, анализ и синтез, позитивный и нормативный подход, системный и сравнительный анализ, методы эмпирического анализа.

Информационной базой работы послужила бухгалтерская отчетность исследуемой компаний, а также материалы периодической печати и материалы научных фондов РАЭК, ресурсы интернет, аналитические отчеты и статьи журналов Форсайт, Российский журнал менеджмента, Экономические стратегии и др.

Научная новизна диссертационного исследования определена тем, что в условиях быстроизменяющейся внешней среды и высокой капиталоемкости технологий в отдельных отраслях, а особенно в химической, необходим стратегический подход к определению наиболее перспективных исследований и разработок с точки зрения потенциала коммерциализуемости. Технологический форсайт и его метод -- построение корпоративной технологической «дорожной карты» -- может стать наиболее эффективным инструментом стратегического планирования на инновационных предприятиях с длинным периодом разработки технологий, способным представить в наглядной форме ресурсы предприятия, тенденции технологического развития в отрасли, существующие ограничения. Необходимо подчеркнуть, что корпоративная технологическая «дорожная карта» не устанавливает конкретной стратегии для предприятия, а аккумулирует и визуализирует информацию, которая может не только лечь в основу для формирования стратегии, но и показывать альтернативные пути развития которые можно выбрать в ходе корректировки выбранной стратегии.

Наиболее важные результаты, характеризующие научную новизну исследования, состоят в следующем:

Определены особенности создания корпоративных технологических «дорожных карт» для инновационного химического предприятия.

Определены показатели деятельности предприятия, технологического развития в отрасли, инфраструктурной обеспеченности развития технологий, которые необходимо включить в корпоративную технологическую «дорожную карту».

Проведен опрос экспертного мнения в области перспектив и обеспеченности развития технологий физико-химической очистки питьевой и сточных вод.

Создана корпоративная технологическая «дорожная карта» для российского инновационного химического предприятия.

Глава 1. Теоретические основы форсайта

1.1 Теоретические основы долгосрочного прогнозирования

Долгосрочное прогнозирование принципиально отличается от среднесрочного по характеру решаемых задач и по методологии.

Долгосрочное прогнозирование как вид научно аналитической деятельности обладает рядом специфических свойств, нуждающихся в подробном изучении и пока в значительной мере не нашедших адекватного описания.

Субъектность прогноза заключается в анализе результатов действий крупных акторов (или в сопровождении решений, принимаемых конкретным игроком).

Соответственно, ключевым элементом долгосрочного прогноза является оценка конфигурации интересов и потенциалов важнейших акторов, деятельность которых будет оказывать существенное влияние на дальнейшее развитие.

Тренды, относительно устойчивые в среднесрочном периоде развития (...

Другие файлы:

Целеполагание в стратегическом планировании инновационного развития хозяйственных систем на мезоуровне

Определение индекса инновационного развития предприятия
Инновационность как решающий фактор укрепления экономической самостоятельности и конкурентных рыночных позиций предприятия. Анализ особенностей зониро...

Выбор конкурентной стратегии при стратегическом планировании
Курсовая работа на тему:«Выбор конкурентной стратегии при стратегическом планировании»К защите...

Оценка эффективности инновационного развития предприятия
Раскрываются методологические подходы к управлению и оценке эффективности процессов внедрения новых технологий на основе интеграции стратегического и...

Закономерности инновационного развития предприятия
Анализ инновационного развития предприятия. Роль государства в формировании инновационной политики. Особенности влияния структуры производственных зат...