Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Стратегическое управление образовательных учреждений

Тип: дипломная работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Сущность стратегического управления. Типы конкурентных стратегий образовательных учреждений. Направления стратегического развития МОБУ СОШ № 12. Анализ сметы расходов, внутренних и внешних факторов развития. Рекомендации по разработке стратегии развития.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1.1 Сущность стратегического управления

1.2 Типы конкурентных стратегий образовательных учреждений

1.3 Стратегии деятельности образовательных учреждений в условиях конкуренции

ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12» Г. СИБАЙ РБ

2.1 Общая характеристика МОБУ СОШ № 12

2.2 Анализ сметы расходов МОБУ СОШ № 12

2.3 Анализ внутренних и внешних факторов развития МОБУ СОШ № 12 г. Сибай РБ

2.4 Рекомендации по разработке стратегии развития МОБУ СОШ № 12 г. Сибай

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Реформирование российской образовательной системы с введением новой парадигмы образования, становление рынка образовательных услуг, переход к перспективному профессиональному образованию поставили перед учебными заведениями страны целый ряд проблем, имеющих как теоретическое, так и организационно-методическое значение, что вызывает необходимость пересмотра традиционных подходов к управлению образовательным процессом с учетом современных требований рынка.

Необходимость исследования современных подходов к формированию конкурентных стратегий образовательных учреждений и совершенствованию организации образовательного процесса, обусловили актуальность выявления и систематизации управленческих механизмов управления конкурентоспособностью образовательных учреждений.

Эффективная и конкурентоспособная стратегия деятельности образовательного учреждения должна строиться на сочетании методов научно-обоснованного прогнозирования, гибкого планирования и адаптированных к реальной рыночной ситуации управленческих механизмов, которые базируются на следующих принципах: инноваций, диверсификации образовательных программ, синергетической эффективности, непрерывности образования, продвижения образовательных услуг, управления качеством.

Необходимость исследования современных подходов к формированию конкурентных стратегий образовательных учреждений и совершенствованию организации образовательного процесса, а также разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности образовательных услуг, обусловили актуальность темы выпускной квалификационной работы.

Целью дипломной работы является разработка конкурентных стратегий развития образовательного учреждения на примере общеобразовательного учреждения среднего образования школы № 12 г. Сибай Республики Башкортостан (далее МОБУ СОШ № 12 г. Сибай).

В соответствии с поставленной целью, в дипломной работе поставлены следующие задачи:

- получить представления о процессе стратегического планирования в образовательных учреждениях;

- дать характеристику типовых стратегий образовательных учреждений;

- исследовать методические аспекты управления реализацией конкурентной стратегии образовательного учреждения;

- проанализировать основные технико-экономические показатели развития общеобразовательного учреждения школы № 12;

- разработать рекомендации конкурентной стратегии развития общеобразовательного учреждения школы № 12.

Предметом исследования является стратегическое развитие общеобразовательного учреждения.

Объектом исследования является муниципальное общеобразовательное учреждение среднего образования школа № 12 г. Сибай Республики Башкортостан, осуществляющая образовательные услуги.

Гипотезой дипломного исследования является тот факт, что в условиях перехода на самофинансирование общеобразовательных учреждений необходимо и возможно разработать стратегию развития, которая повлияет на конкурентоспособность и развитие школьных учреждений в условиях демографического спада и реформы образования.

Методология исследования представляет собой нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений, труды ведущих отечественных и зарубежных автором по проблемам реформирования системы образования, статьи и монографии периодический печати, а так же данные финансовой и первичной отчетности МОБУ СОШ № 12 г. Сибай за 2009-2011 год.

Новизна и практическое значение. Впервые в истории МОБУ СОШ № 12 г. Сибай разработана стратегия развития образовательного учреждения на период 2011 - 2015 гг. Разработчиком данной стратегии является автор выпускной квалификационной работы.

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком используемой литературы, приложением.

В первой главе «Теоретические и методические основы стратегического управления образовательных учреждений» даны теоретические и методологические основы стратегического управления образовательных учреждений. Определена сущность стратегического управления и выявлены типы конкурентных стратегий, а так же рассмотрены основные стратегии деятельности образовательных учреждений в условиях конкуренции.

Во второй главе «Направления стратегического развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Сибай РБ» выявлены направления стратегического развития МОБУ СОШ № 12 г. Сибай, при этом дана общая характеристика деятельности школы и проведен анализ смет расходов учреждения, которые указывают на снижение финансирования за анализируемый период. Проанализированы внешние и внутренние факторы развития МОБУ СОШ № 12 г. Сибай и на основе выявленных проблем были разработаны рекомендации по разработке стратегии развития образовательного учреждения.

В заключении даны обобщающие выводы по работе.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1.1 Сущность стратегического управления

Стратегия (англ. strategy) - обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей управления на основе выбранных критериев (показателей) и эффективного распределения ресурсов. Стратегический менеджмент (управление) предполагает наличие пяти элементов: умения смоделировать ситуацию (выявить проблемы); умения выявить необходимые изменения (сформулировать цели); умения разработать стратегию изменений (базовые стратегии); умения использовать различные способы воздействия (внедрение и реализация стратегии); умения вносить коррективы в стратегию (управление изменениями) [19, с. 141].

Стратегическое планирование - это процесс разработки стратегического плана путем формулирования целей организации анализа проблем развития, выбора базовых стратегий и прогнозирования социально - экономического развития с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем [22, с. 78].

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим принимать долгосрочные решения в условиях неопределенности будущего развития и влияния внешней среды. Его задача заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Планировании стратегии не завершается каким - либо немедленным действием или быстрыми результатами.

Процесс стратегического планирования требует как формальных, так и неформальных процедур его реализации. Чтобы разобраться и правильно оценить взаимосвязи, взаимодействие, и взаимообусловленность всех подразделений организации, видов ее деятельности и достаточно сложную систему планов, процесс планирования нужно организовать и формализировать.

Формализация процесса планирования и включение в функциональные обязанности руководителей учебных заведений подготовки информации стратегического характера гарантирует, что многие перспективные предложения не пройдут мимо внимания персонала, занимающегося разработкой стратегии организации. Очень важно создать систему стимулирования предложений, связанных с разработкой новых технологий, расширением спектра образовательных услуг, освоением новых рынков и др.

Включение в систему планирования современной вычислительной техники, экономико-математических методов и моделей позволяет значительно поднять средний уровень плановой работы в образовательном учреждении и обоснованность принимаемых стратегических решений. Стратегическое планирование позволяет приобщить к стратегическому мышлению широкий круг руководителей и специалистов среднего звена.

Процесс стратегического планирования значительно отличается от процесса принятия оперативных решений. Здесь нужно решать задачи, связанные с выбором альтернативных решений. Это относиться к выбору целей организации, распределению ресурсов, выбору стратегических задач. Поиск альтернативных решений во многом обусловлен адаптивным характером стратегического планирования. Адаптивность - непременное условие стратегического плана - реализуется через ситуационный подход и предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые мо...

Другие файлы:

Деятельность образовательных учреждений
Понятие, определение, типы и виды образовательных учреждений. Суть нормативно-правовой базы и Закона об образовании. Управление образовательным учрежд...

Типология образовательных учреждений
Принципы государственной политики в области образования. Общие сведения об образовательных учреждениях, их основные виды и типология. Характеристика о...

Стратегическое управление
Сущность, функции и основные принципы стратегического управления. Этапы стратегического управления. Стратегическое управление в зонах хозяйствования....

Стратегическое управление организацией в условиях рынка
Характеристика видов деятельности компании "Центр Крепежных Изделий", рассмотрение составляющих стратегического менеджмента, анализ внешней и внутренн...

Финансирование образовательных учреждений
Финансирование образовательных учреждений в соответствии с законодательством. Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств. Схема бю...