Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Стратегическое развитие общеобразовательного учреждения ОГКОУ КШИ "Колпашевский кадетский корпус"

Тип: дипломная работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Теоретические основы стратегического менеджмента. Основные аспекты разработки и реализации стратегии развития ОГКОУ КШИ "Колпашевский кадетский корпус": анализ внешней и внутренней среды учреждения; направления совершенствования системы образования.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что глобализация и переход к новой экономической парадигме - экономике знаний - оказали существенное воздействие на менеджмент XXI века. Его основными отличительными особенностями стали гуманизация управления, переход к плоской организационной структуре и подход к организации, как к открытой системе, активно взаимодействующей с окружающим миром.

Сегодня образовательные учреждения в целом переживают не лучшие времена, во многом именно поэтому учреждения сферы образования ищут точку развития внутри себя, пытаются найти возможность применения своих ресурсов. Однако импульс к развитию находится не только внутри организации, но и вне ее - это интересы и потребности определенной аудитории клиентов образовательного учреждения или его потенциальной целевой группы.

Сегодня время экономической нестабильности, технологического прорыва, социальной напряженности и все возрастающей конкуренции вынуждает образовательные учреждения вырабатывать собственные стратегии поведения. Все больше руководителей образовательных учреждений обращаются к поиску идей, способных вывести вверенные им организации на новый качественный виток развития.

Вхождение Российского профессионального образования в европейское и мировое образовательное пространство означает принятие международных правил ведения дел в образовательной сфере, переход к европейским стандартам оценки результатов образования, с одной стороны, и жесткую конкуренцию на рынке труда и рынке образовательных услуг, с другой стороны. Новые условия заставляют образовательные учреждения работать, руководствуясь некоторой, обоснованно выбранной, уникальной для каждого образовательного учреждения, концепцией, отвечающей реалиям конкретной социально-экономической ситуации в регионе и учитывающей перспективу динамического развития внешних условий. Тенденции развития экономической и образовательной среды диктуют также необходимость использования образовательными учреждениями современных технологий управления - стратегического менеджмента.

Несмотря на интенсивное применение стратегического управления организацией в западном мире, оно не находит должного отражения в практике российских бюджетных учреждений в целом, и в системе образования в частности. Российские бюджетные учреждения продолжают руководствоваться подходами, свойственными директивному и транзакционному стилям управления. Однако новая экономическая парадигма требует усовершенствования существующих подходов к управлению организацией.

Исследование проблем стратегического развития общеобразовательных учреждений занимались различные авторы. Так методологические вопросы развития общеобразовательных учреждений рассмотрены в работах К. Ангеловски, В.И. Загвязинского, В.С. Лазарева, З.Ф. Мазур, Б.П. Мартиросяна, А.Я. Найн, М.М. Поташника, А.И. Пригожина, В.А. Сластенина, О.Г. Хомерики, Н.Р. Юсуфбековой и др.).

Детально исследованы и описаны в научной литературе методы разработки программ развития школ. Это работы В.С. Лазарева, М.М. Поташника, П.И. Третьякова и др.

Вместе с тем, как показывает анализ, в массовой практике все более широкое применение в качестве способа управления процессом развития получает стратегический менеджмент.

Однако, несмотря на большое количество разработок в области развития учреждений образования, на сегодняшний день на практике стратегическое управление развитием ОУ происходит на основе стихийно складывающегося опыта, в котором наилучшие решения находятся с помощью метода проб и ошибок.

Объект исследования - ОГКОУ КШИ «Колпашевский кадетский корпус».

Предмет исследования - стратегия развития

Цель исследования - провести анализ внешней и внутренней среды общеобразовательного учреждения на примере ОГКОУ КШИ «Колпашевский кадетский корпус» и предложить пути совершенствования стратегии развития на основе применения отечественного и зарубежного опыта.

Задачи исследования:

1) рассмотреть теоретические основы стратегического менеджмента;

2) определить основные аспекты разработки и реализации стратегии в бюджетных учреждениях в целом, и в общеобразовательных учреждениях в частности;

3) изучить зарубежный опыт стратегического менеджмента в системе образования и оценить возможность его применения в практике российских школ.

4) для выбора стратегии развития общеобразовательного учреждения ОГКОУ КШИ «Колпашевский кадетский корпус» провести анализ внешней и внутренней среды.

Информационную базу для написания выпускной квалификационной работы составили труды отечественных и зарубежных авторов по заявленной проблематике.

Выпускная квалификационная работа соответствует логике изложения материала и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

1. Теоретические аспекты стратегического менеджмента в системе образования

1.1 Понятие и сущность стратегического менеджмента

Термин «стратегический менеджмент» был введен в обиход на стыке 60-70-х гг. для того, чтобы обозначить разницу между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне. Необходимость фиксации такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях ведения бизнеса.

Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, явилась идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение, для того чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения.

Можно указать на несколько конструктивных определений, которые были предложены авторитетными разработчиками теории стратегического менеджмента. Шендел и Хаттен рассматривали его как «процесс определения и (установления) связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое управление - это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением», Пирс и Робинсон определяют стратегический менеджмент «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь цели организации». Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарика, 2010. - С.8. Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического менеджмента или же на его отличия от «обычного» управления.

Большой вклад в формирование основ стратегического управления был сделан Ч. Барнардом. В книге «Функции руководителя» он впервые указал на разницу между работой менеджмента по повышению экономической эффективности организации и деятельностью высшего руководства по повышению её эффективности с точки зрения достижения поставленной цели. Эта концепция не только содержательно разграничивала оперативное управление на уровне производства и высший менеджмент, но и неизбежно увязывала организацию с внешней средой. Впоследствии тезис о важности такой «состыковки» стал краеугольным камнем многих аналитических построений на тему стратегий.

Следующей плодотворной идеей было, введенное Ф. Селзником понятие «отличительных компетенций» организации. Катькало В.С. Стратегический менеджмент // Вестник СПб. - 2010. - № 16. - С.6-8.

Дальнейшее развитие стратегического менеджмента можно проследить в работах зарубежных авторов: К. Эндрюса, И. Ансоффа, Б. Хендерсона, Г. Минцберга, Р. Рамелта, М. Портера, Э. Мейсона и Дж. Блейка, М. Ханнана, Дж. Фримана и др.

В отечественной практике стратегическому менеджменту посвящены труды Одегова Ю.Г., Кулапова М.Н., Карташовой Л.В., Маслова В.И., Кибанова А.Я., Базарова Т.Ю. Виханского О.С. и других исследователей. Опираясь на исследования данных авторов, рассмотрим сущностные черты стратегического менеджмента.

Для того чтобы дать развернутое определение стратегического управления, сравним это управление с преимущественно оперативным (назовем его обычным управлением), в основном практиковавшимся в бизнесе свыше 20 лет назад. Сравнение проведем по ключевым характеристикам управления организацией, указанным в табл.1.1. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарика, 2010. - С.15-16.

Таблица 1.1

Сравнение оперативного и стратегического управления

Характеристика

Оперативное управление

Стратегическое управление

Миссия, предназначение

Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации.

Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц.

Объект концентрации внимания менеджмента

Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов.

Взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслежи...

Другие файлы:

Учебный план общеобразовательного учреждения. Приоритетные цели и задачи развития общеобразовательного учреждения

Социально-педагогическая деятельность с семьей, находящейся в социально опасном положении, в условиях общеобразовательного учреждения
Сущностная характеристика семьи, её основные функции. Исследование особенностей воспитания и социализации детей из семей, находящихся в социально опас...

Исследование профессионально-важных качеств воспитателей дошкольного общеобразовательного учреждения
Теории профессионально-важных качеств воспитателя дошкольного общеобразовательного учреждения, их исследование и рекомендации по развитию в трудах оте...

Ташкентский кадетский корпус

Сухопутный шляхетский кадетский корпус
Исторический очерк, написанный по архивным сведениям. Отражает события в период становления и организации Сухопутного шляхетского кадетского корпуса –...