Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Совершенствование инновационной деятельности предприятия

Тип: курсовая работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Особенности государственного регулирования инновационного процесса в РФ. Внутренние условия инновационной деятельности. Характеристика исследуемого предприятия, действующая система создания условий нововведений в данной организации, пути ее улучшения.
Краткое сожержание материала:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«Инновационный менеджмент»

на тему:

«Совершенствование инновационной деятельности предприятия»

Краснодар 2010

Введение

Любое предприятие, существующее в рыночных условиях, для получения стратегических преимуществ должно осуществлять инновационную деятельность.

Инновационная деятельность - усовершенствование продукции или технологического процесса, а также создание нового продукта или технологического процесса, реализуемого в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно конструкторских работ либо других научно технических достижений.

Практическая значимость данной курсовой работы состоит в выявлении и устранении причин отсутствия инновационной деятельности на существующем предприятии, а также выработке рекомендаций по её улучшению, что позволит получить конкурентные преимущества на рынке.

Инновационной политикой в любой организации занимаются управленцы высших ступеней управления или специальный отдел, подчиняющейся им. Прямая связь между инновационной политикой организации и менеджером рассматривается инновационным менеджментом, а также смежными дисциплинами.

Целью данной работы является разработка рекомендаций по улучшению существующей инновационной деятельности в коммерческой организации.

Объектом исследования является система управленческой деятельности предприятия, результат которой отражён в документах бухгалтерской отчётности.

Задачами для достижения цели являются:

- изучить и обобщить различный материал по данной теме;

- рассмотреть особенности государственного регулирования инновационного процесса в РФ;

- проанализировать внутренние условия инновационной деятельности;

- дать характеристику существующему предприятию;

- оценить действующую систему создания условий нововведений в организации.

На основании чего дать рекомендации по усовершенствованию системы инновационной деятельности на предприятии.

Основу работы составляет теоретический и практический материал. В качестве теоретических источников используются учебники и методические пособия российских и зарубежных авторов. Это «Инновационный менеджмент» (Фатхудинов Р.А), «Разработка управленческих решений» (Смирнов Э.А.), «Менеджмент» (Наумов А.И.). В качестве теоретических источников используются также журнальные статьи последних лет. Это «Концептуальные установки менеджмента» (Маслов В.И.) и «Особенности управления российскими социально - трудовыми отношениями на современном этапе» (Юрасов И.А.) В качестве практического источника используются материалы деятельности предприятия ООО «Амбер» за 2008-2009 гг.

1. Теоретические аспекты инновационной деятельности предприятий в РФ

1.1 Понятие и сущность инновационной деятельности

Инновационная деятельность - это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах [9, с. 23]. Результатом инновационной деятельности являются инновации.

Термин «инновация» был введён в оборот в начале двадцатого века американским экономистом Йозефом Шумпетером, известным своими работами в области истории экономических учений. Он рассматривал инновации как посредника между изобретением и его внедрением в экономику.

Понятие «инновации» применяется ко всем новшествам в производственной, а также в организационной, научно-исследовательской, учебной и управленческой сфере.

В настоящее время в научной литературе нет общепринятого определения инновации (нововведений). Поскольку она может быть как материальна (предмет, вещь), так и нематериальна (процесс, идея), наиболее абстрактное, но точное определение инновации - это нечто совершенно - качественно новое применительно к конкретной ситуации, что можно использовать, когда это будет осознано.

Несмотря на его абстрактность, это определение включает три важных момента.

1. Инновация - это новое явление для людей;

2. Инновация - осознанное людьми новое явление;

3. Инновация - такое новое явление, которое можно использовать.

Т.о. инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно - технического или другого вида эффекта [9 с. 16]

Инновация представляет результат комплексного процесса, состоящего из создания, разработки, коммерческого использования и распространения новшества, удовлетворяющего конкретную общественную потребность. В ходе этого процесса изобретение или идея приобретают экономическое содержание, новшество становится товаром и выступает в качестве товара на рынке.

Таким образом, инновации - это усовершенствования, обеспечивающие экономию затрат, которые создают условия для увеличения прибыли или снижения цены и создающие дополнительный потребительский спрос.

Инновационная деятельность предприятия направлена на использование результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) для получения прибыли на основе расширения и обновления номенклатуры выпускаемой продукции (товаров, услуг) и улучшения ее качества, совершенствования технологии их изготовления и организации их производства.

Важной характеристикой этой деятельности является инновационная активность - целенаправленная поддержка высокой восприимчивости персонала предприятия к нововведениям посредством целенаправленных структур и методов управления [6, с. 105]. Сама инновационная деятельность характеризуется ускорением темпов создания новшеств, их диффузии, что способствует углублению и расширению структурных сдвигов в экономике, увеличению размеров рынка и удовлетворению существующих и возникающих потребностей.

Субъектами инновационной деятельности являются: инновационные предприятия различных форм собственности и их инвесторы, владельцы интеллектуальной собственности, посредники инновационного процесса, государственные органы и органы местного самоуправления, различные общественные организации.

Стоит отметить, что новизна может быть: относительной, абсолютной и частной.

Абсолютная новизна характеризуется отсутствием аналогов данному новшеству. Относительная новизна - это новшество, которое уже применялось на других предприятиях, но впервые осуществляется на данном предприятии. Частная новизна подразумевает обновление элемента изделия (процесса) или его модификацию

Экономическое достоинство нововведения состоит в том, что выгода от внедрения превышает издержки на его создание. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество, - становится инновацией. Только тогда различные идеи, изобретения, новые виды услуг, продукции получают признание потребителя и уже в новом качестве они становятся инновациями. Т.е. инновационный процесс объединяет процесс создания новшества и его реализацию.

Период времени от зарождения идеи до практического внедрения новшества называют жизненным циклом инноваций [5, с. 56]. Жизненный цикл инноваций охватывает четыре последовательных взаимосвязанных этапа: фундаментальные научные исследования, прикладные и экспериментальные разработки, опытное производство и коммерциализация новшеств.

Инновационная деятельность организации представляется в виде инновационного процесса, объединяющего процесс создания новшества и его реализацию. Стадии инновационного процесса представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Стадии инновационного процесса [9, с. 67].

Все стадии инновационного процесса взаимосвязаны и необходимо продумывать осуществление всех последующих стадии уже на первой.

В настоящее время эффективность инновационной деятельности предприятия определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок.

По инновационному потенциалу в зависимости от предметного содержания и темпа реализации новшества различают следующие виды нововведений: радикальные (базовые), когда применяют принципиально новые изобретения; технологические, характеризующиеся разработкой и внедрением новых высокоэффективных технологических процессов, нового технологического оборудования, которые позволяют резко повысить производительность труда, качество выпускаемой продукции; модифицирующие (рядовые), имеющие направленность на совершенствование, обновление конструкций и форм новшеств (небольшие изобретения, рационализаторские предложения).

Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации - работники данной организации или внешние агенты...

Другие файлы:

Инновационные стратегии как фактор стабильного развития промышленных предприятий
Понятие, виды и основные методы обоснования инновационной стратегии предприятия. Выбор стратегии инновационной деятельности. Оценка инновационной стра...

Совершенствование инновационной деятельности РУП "Минский тракторный завод"
Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятия. Содержание и анализ инновационной деятельности РУП "Минский тракторный завод". Оценк...

Совершенствование инновационной деятельности на примере "ЛифтТехСервис"
Сущность и направления инновационной деятельности фирмы. Внешняя среда фирмы и ее особенности. Особенности инновационной деятельности в данной отрасли...

Оценка эффективности инновационной деятельности
Сущность инновационной деятельности предприятия. Анализ производственно-хозяйственной деятельности ОАО "Тяжмаш". Основные критерии улучшения инновацио...

Пути ускорения инновационной деятельности предприятия (на примере ОАО "Минский завод игристых вин")
Сущность и значение инновационной деятельности, понятие и содержание термина "инновация". Характеристика предприятия, его организационная структура уп...