Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Российские стандарты и системы качества продукции на предприятии ЗАО "Жировой комбинат" г. Саратова

Тип: курсовая работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Общее понятие системы менеджмента безопасности пищевых продуктов ХАССП. Организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО "Жировой комбинат", затраты на новое оборудование и организацию новых должностей, на разработку и внедрение ХАССП.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Курсовая работа

на тему:

Российские стандарты и системы качества продукции на предприятии ЗАО «Жировой комбинат» г. Саратова

Введение

В условиях перехода к рыночной экономике решение проблемы качества продукции в России во многом будет зависеть от формирования систем стандартов качества как основы нормативно-правовой базы организации и функционирования систем управления качеством. Повышение роли и значения стандартов качества в мировой практике вызвано стремлением выработки единого подхода к понятию "качественная продукция".

Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация - нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.

Нормотворческая деятельность проявляется прежде всего в разработке и применении стандартов.

С переходом к рынку в России изменился сам подход к организации и использованию системы стандартов. Организация работы по стандартизации стала более демократичной, проводится на добровольной основе (с участием всех заинтересованных сторон), а применение стандартов в большей части носит рекомендательный характер. Однако требования государственных стандартов РФ подлежат обязательному выполнению всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности, если это связано с безопасностью жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и т.д [8].

Развитие внешнеэкономических связей привело к необходимости выработки стандартного подхода к понятию "производство качественной продукции". Международная организация по стандартизации (ИСО) разработала требования к качеству на международном уровне. Основное назначение международных стандартов - это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации.

В 1987 г. Международная организация по стандартизации приняла стандарты ИСО серии 9000 по системам качества, которые были разработаны на основе советских (Львовской, Саратовской, Краснодарской, Ярославской и др.), японских и других систем обеспечения или управления качеством продукции.

Стандарты ИСО четко ориентированы на потребителя при строгом соблюдении культуры производства. Во многих промышленно развитых странах эти стандарты приняты как национальные (Австрия, Великобритания, Германия, Швеция и др.) [9].

В данной курсовой работе хотим отразить систему управления качеством и безопасности пищевых продуктов на основе принципов ХАССП (анализ рисков и критические контрольные точки) на предприятии ЗАО «Жировой комбинат г.Саратова».

Актуальность обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, состояние питания и здоровья населения России и грядущее вступление России в ВТО диктуют необходимость применения международных правил внутри нашей страны. Основной моделью управления качеством и безопасностью пищевых продуктов в промышленно развитых странах мира является система ХАССП.

Цель работы: разработка типовой схемы обеспечения безопасности пищевой продукции на основе принципов ХАССП

Для достижения поставленной цели решаются задачи:

1) изучить систему и разработать типовую схему управления качеством и безопасности пищевых продуктов на основе принципов ХАССП;

2) ознакомится с предприятием и изучить организационно-экономическую характеристику;

3) рассчитать затраты на подготовку, разработку и внедрение системы управления качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП

На сегодняшний день ХАССП признана во всем мире, как наиболее эффективная методика обеспечения безопасности пищевых продуктов.

Глава 1. Теоретические основы управления качеством и безопасности пищевой продукции ХАССП

1.1 Общие понятия о системе ХАССП

ХАССП (НАССР - "Hazard Analysis and Critical Controk Points") - "Анализ рисков и критические контрольные точки" - система менеджмента безопасности пищевых продуктов.

Цель ХАССП - безопасность продуктов питания.

Безопасность продуктов питания является глобальной целью. События, имевшие место в последнее время, продемонстрировали, что ослабление контроля за безопасностью продуктов питания может иметь огромное влияние на жизни людей, а также привести к краху успешные компании. Давление, оказываемое потребителями, экологическими ассоциациями и правительственными органами, вынуждает всех участников цепочки поставок пищевых продуктов (первичных производителей, учреждения общественного питания, рестораны, отели, производители продуктов, перевозчики, розничные торговые компании, продовольственные склады и производители кормов для животных) внедрять системы менеджмента безопасности продуктов питания.

Анализ опасностей и критические контрольные точки (ХАССП) представляют собой международный стандарт, устанавливающий требования к системам управления безопасностью продуктов питания. Система НАССР помогает организациям сконцентрироваться на опасностях, влияющих на безопасность, гигиену продуктов питания, а также устанавливать и контролировать предельные значения показателей в критических контрольных точках в ходе производственного процесса [12].

Основным критерием степени опасности того или иного фактора является уровень вероятности риска возникновения этого фактора.

Конечная цель системы - минимизировать риски или вообще свести их к нулю.

Выгоды от внедрения системы качества на основе стандарта ХАССП:

Принципы и механизмы, заложенные в систему ХАССП, существенно снижают риски возникновения опасности для жизни и здоровья человека. Важным достоинством системы ХАССП является то, что она основана на предупреждении ошибок, а не на выявлении их посредством контроля готовой продукции. ХАССП позволяет предвидеть риски при производстве пищевых продуктов и, тем самым, обеспечивает потребителям гарантии безопасности продукции [7].

Система менеджмента предприятия, построенная и сертифицированная в соответствии с требованиями системы ХАССП позволяет предприятию - производителю пищевых продуктов выпускать продукцию, соответствующую требованиям безопасности, принятым в европейских странах и, следовательно, конкурентоспособную на рынке производителей пищевых продуктов Европы.

1.2 Принципы разработки системы ХАССП

Система ХАССП разрабатывается каждой компанией в соответствии с особенностями технологий ее производства, может перерабатываться и приспосабливаться к изменениям в технологических процессах.

Основа системы - семь основных принципов:

1) Определить потенциально опасные факторы производства продуктов на всех этапах, подконтрольных данной компании или предприятию. Оценить вероятность таких опасных факторов и выработать общие профилактические меры для их предотвращения и контроля.

2) Определить точки, процедуры, технологические стадии, где жесткий контроль позволит не допустить опасности или свести к разумному шансы ее возникновения (критические контрольные точки).

3) Установить лимиты и допуски, которые необходимо твердо соблюдать, чтобы ситуация в критических контрольных точках не выходила из-под контроля.

4) Создать систему наблюдения и инспекции в критических контрольных точках при помощи регулярных испытаний , анализов и других разновидностей производственного контроля и надзора.

5) Разработать корректирующие действия, предпринимаемые в случаях, когда наблюдение и инспекция свидетельствует, что в какой-то критической контрольной точке ситуация вышла или вот-вот выйдет из-под контроля.

6) Разработать процедуры проверки для подтверждения того, что система ХАССП действует эффективно.

7) Разработать и поддержать в рабочем состоянии набор документации, отражающей все процедуры и действия по внедрению и соблюдению перечисленных выше принципов [4].

Система ХАССП позволяет предприятиям пищевой промышленности свести до минимума риски возникновения опасных факторов, гармонизированные с критериями безопасности пищевой продукции на основе требований вступающих в действие технических регламентов и вновь разрабатываемых технических регламентов.

Кроме того, система ХАССП позволяет предприятиям осуществлять поставки пищевой продукции в страны СНГ и за рубеж, т.к. система признается всем мировым сообществом.

Система ХАССП постоянно совершенствуется и развивается. В 2007 году на базе системы ХАССП введен в действие ГОСТ Р ИСО 22000-2007 «Система менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования и организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции» [10].

1.3 Разработка типовой схемы обеспечения безопасности пищевой продукции на основе принципов ХАССП

1.3.1 Разработка блок-схемы технологического процесса

Блок-схема №1 производства маргариновой продукции на линии «Джонсон» (приложение 1) [12].

1.3.2 Определение перечня опасных факторов

Другие файлы:

Международные и отечественные стандарты на системы управления качеством продукции и услуг
Понятие качества продукции в Российской Федерации. Стандарты серии ISO 9000. Методика разработки и построения системы управления качеством. Требования...

Анализ системы оплаты труда на примере ОАО "Гомельский жировой комбинат"
Экономическая сущность форм и систем оплаты труда работников промышленной организации в условиях действующей социальной политики. Оценка эффективности...

Совершенствование системы менеджмента качества на предприятии на примере ОАО "Минский приборостроительный завод"
Понятия и показатели оценки уровня качества продукции, виды и методы технического контроля качества. Цели и принципы разработки, формирование и сертиф...

Управление качеством продукции на ОАО "БКК"
Общая характеристика предприятия. Исследование системы управления качеством на ОАО "Булочно-кондитерский комбинат", оценка недостатков. Пути улучшения...

Пути совершенствования системы менеджмента качества на ЗАО "Вяснянка"
Качество продукции как объект управления. Система менеджмента качества, стандарты ISO. Анализ системы менеджмента качества на ЗАО "Вяснянка". Анализ п...